Стратегия развития ребенка в дошкольном образовании

Стратегия развития ребенка в дошкольном образовании thumbnail

СТРАТЕГИЯ    РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКА.

  Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами      поведения и нравственностью.

  Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах  ( семья )и коллективах ( ДОУ, говорим о дошкольниках).  Но не нужно сбрасывать со счетов, что  каждый ребенок- это  не только будущий наследник семьи, надежда и опора родителей в старости, но и будущий строитель нашего государства. Поэтому не только родители должны принимать участие в развитии личности ребенка, но и государство, чтобы в дальнейшем было кому его (государство) строить и защищать.  То есть развитием личности должны заниматься и семья, и государство. В разные периоды жизни ребенка  каждый из вышеназванных участников по-своему должен  выстраивать свою стратегию развития личности ребенка, но надо помнить, что они должны сотрудничать в своей деятельности, чтобы достичь общей цели.

  В период с рождения до трех лет, когда ребенок  пойдет в детское дошкольное учреждение, развитием ребенка занимается семья. Ребенок, еще не родился, но семья уже должна задуматься над тем, как правильно ребеночка развивать. Огромное значение в развитии ребенка играет мама. Поэтому очень важно, чтобы мама ( не все мамы задумываются об этом) и другие близкие знали особенности развития ребенка. Важно, чтобы еще до рождения ребенка (особенно, если этот ребенок первый) , в период вынашивания,  были созданы «школы для мам» ( читайте «работа государства), в которых не только знакомят  будущих мам  с тем, как ухаживать за ребенком, но и с тем, как развивать его. Сейчас при женских консультациях созданы подобные школы. Важно, чтобы  на занятиях уделялось внимание не  только вопросам ухода за новорожденным, но и вопросам его развития.   Мама должна уяснить  важность каждого периода в развитии ребенка. Она должна знать , что время,  упущенное в младенчестве , ведет к определенной задержке развития в последующие периоды( очень важно, чтобы из этой школы мама ушла с  печатными рекомендациями, которыми она могла бы в дальнейшем воспользоваться: не у всех есть интернет, да и там можно наткнуться на противоречивую информацию).  

       Ребенку исполняется год. Мама уже подзабыла, если помнила, чему ее научат в « маминой школе». И   тут на помощь маме должны прийти   службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, Лекотеки, психолого- медико социальные центры ( как угодно это назовите, но смысл один: это те государственные организации, в которых мама получить бесплатные  необходимые  психолого- педагогические знания и помощь по дальнейшему пути развития  ребенка).

        Приходит время, когда  ребенок поступает в дошкольное учреждение . И здесь государство берет на себя обязанности ( в лице сотрудников дошкольного учреждения)по дальнейшему развитию личности ребенка.  В разное время государство по — разному предъявляло требования к работе дошкольных организаций. Эти требования  формулировались в государственных документах. С 17 октября 2013 года вступил в действие приказ  «Об  утверждении Федерального государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования». Работники всех дошкольных учреждений в своей работе должны руководствоваться этим документом. Этим документом государство на себя взяло ответственность за  развитие  личности ребенка.   Не буду перечислять и анализировать все пункты ФГОС(  каждый  из них  неразрывно связан с развитием ребенка) .  Отмечу только, что  ФГОС определил новый  подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Стандарты нацеливает дошкольное образование на формирование личностных качеств ребенка  через индивидуализацию образования. То есть подчеркивается наличие у каждого дошкольника  своего пути развития. Очень важно простроить  индивидуальный  образовательный  маршрут развития  для каждого ребенка. Этот маршрут должен учитывать  особенности  развития каждого( еще раз подчеркиваю) ребенка,  все  его личностные качества  и в соответствии с ними  определять путь развития личности ребенка.

Читайте также:  Основные развития отношений ребенка с окружающими

    Обращаю внимание на то, что  положения ФГОС могут  использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (  I.Общие положения. п.1.1 ФГОС).  При этом важно отметить, что родители детей, не посещающих и посещающих  дошкольные учреждения, должны по-прежнему иметь возможность получения  психолого- педагогической поддержки и   помощи  в  вопросах  развития  личности дошкольника.

     Еще раз обращаю внимание на то,  чтобы в  развитии  личности ребёнка активную позицию занимало не только государство (в лице работников  дошкольных организаций),но и родители.

Источник

Библиографическое описание:

Хованская, Т. Ю. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4380/ (дата обращения: 28.12.2020).



Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации.

Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний. Детский сад сегодня — это открытое пространство для детей, родителей, социума.

Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей современным требованиям воспитательно-образовательной работы с детьми и реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающей равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются:

− повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и дополнительного образования

− повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе, через использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.

− обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения в соответствие с Федеральными государственными требованиями

− усовершенствование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе, взаимодействие с социальными институтами.

Для малыша, посещающего детский сад, очень важно, как обустроена окружающая его среда, насколько она для него понятна и безопасна. Детский сад не зря называют вторым домом для ребят.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы определенные условия безопасного, здорового, комфортного, инновационного развития детей.

Здоровье и безопасность — это одно из значимых направлений работы дошкольного учреждения. Одна из главных задач пребывания детей в детском саду — укрепление и сохранение здоровья детей, создание условий, способствующих безопасному пребыванию детей в учреждении.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы необходимые условия для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными аспектами безопасности и сохранения жизни и здоровья. На территории учреждения имеется автогородок, где в теплое время года проводятся различные мероприятия по дорожной безопасности. Мероприятия по укреплению здоровья проводятся на спортивной площадке совместно с другими ДОУ.

Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей. Лаборатория юных исследователей в детском саду — первый шаг к новым открытиям.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лаборатория маленьких исследователей, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности дошкольников. На занятиях в лаборатории дошколята получают уникальную возможность исследовать на современных микроскопах с различными объективами, а также использовать большой набор инструментов и препаратов для обучения азам научной работы.

Читайте также:  Какие изменения произошли в развитии ребенка

Сегодня робототехника в детском саду стала одной из центральных дисциплин учебного и воспитательного процесса. Педагоги уверены, что чем раньше познакомить ребенка с простыми механизмами, первыми алгоритмами и несложными техническими задачками, тем проще ему потом будет адаптироваться к школе и в жизни

В рамках реализации программы «От Фребеля до робота. Растим будущих инженеров» в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лего-студия, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для конструирования. На занятиях ребенок учится строить и воплощать в жизнь собственные образы, создавать необычные вещи. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает, будущих инженеров и конструкторов. Исследования показывают, что практически все дети, поступающие в технические ВУЗы, занимались лего-конструированием в детском саду, школе и в дополнительных кружках.

Данные направления деятельности осуществляются с детьми в форме основной образовательной деятельности на занятиях по познавательному развитию и как дополнительные образовательные услуги по разработанным программам.

Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения еще один приоритет развития современного образовательного учреждения. Для того чтобы максимально удовлетворять образовательные запросы родителей в нашем дошкольном учреждении функционирует 11 дополнительных образовательных услуг по разным направлениям:

− логоритмика;

− подготовка к обучению в школе;

− английский для дошколят;

− занятия нетрадиционными техниками рисования;

− тестопластика;

− детский фитнес;

− хореография;

− танцы;

− лего-конструирование;

− юные исследователи (занятия в лаборатории);

− чтение по кубикам Зайцева

Еще одним актуальным осуществления образовательной деятельности в ДОУ является сотрудничество с социальными партнерами.

Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое успешно апробировано учреждениями высшего и среднего профессионального образования и осваивает и современное дошкольное образование.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г.Чебоксары, помимо 18 муниципальных групп имеются четыре частные группы, которые в соответствии с договором арендует автономная некоммерческая организация «Пишичитайка». Это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений. Данная форма партнерства представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон. Технологическая схема работы состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий.Координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78 «Колосок» г. Чебоксары.

Такая модель взаимодействия, позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивает его прикладную направленность, максимально позволяет использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для разработки инновационных проектов.

На сегодняшний день АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары реализуют совместный проект «Мы вместе».

Цель проекта — создание работающей модели частно-государственного партнерства, обеспечивающей эффективное управление образовательным учреждением и повышение качества оказания образовательных услуг.

Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который предусматривает четкое взаимодействие с родителями. Интересы родителей тесно переплетаются с задачами дошкольного учреждения.

Многие родители, понимают необходимость раннего развития детей. С целью наиболее комфортного прохождения данного этапа в жизни детей и их родителей в нашем дошкольном учреждении запланирована работа центра развития детей раннего возраста «Детвора (детство, творчество, развитие) «.

Целью деятельности центра раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.

Читайте также:  Пульт для развития ребенка

Задачицентра раннего развития:

− создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;

− всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с творчеством, физической культурой, игрой;

− повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств деятельности.

Для достижения целей и результативности работы центра раннего развития в дошкольном учреждении необходимо создать такие развивающие блоки, как центр физического развития «Физкультура вместе с мамой», располагающиеся в спортивном зале, центр творческого развития детей «Художники в памперсах», центр сенсорно-познавательной деятельности «Я — сам».

Проведение занятий в разных центрах-студиях поспособствует тому, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в любых условиях детского сада, что способствует успешной адаптации детей к дошкольному учреждению в будущем.

Миссия детского центра заключается в том, чтобы помочь ребенку развить необходимые личностные качества, навыки, таланты, которые в будущем сделают его успешным взрослым.

Комплексная, слаженная работа дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи — эффективно способствует развитию человека будущего.

Литература:

  1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.
  2. Детский сад Будущего: методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой — М.:ТЦ Сфера, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. No1155).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, чебоксары, ребенок, образовательный процесс, раннее развитие, дополнительное образование, необходимое оборудование, образовательная деятельность, образовательное учреждение.

Похожие статьи

Особенности организации дополнительных образовательных

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ…

Организация дополнительного образования в условиях…

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана…

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа…

образовательный процесс, детский сад, дошкольное

Самыми главными аргументами использования ДОК в образовательном процессе является развитие у детей основных мега качеств [2, с. 27]

Перспективы развития и внедрения идеи дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс довольно актуальны и…

Интеграция дополнительного образования детей

— широкое обсуждение ФГОС дошкольного образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск

Организация дополнительного образования в условиях… Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс

Основные направления инновационного развития дошкольного

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенкадетский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…

детский сад, инновационная деятельность, образовательное

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенкадетский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике…

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и

Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и…

Организация дополнительных платных образовательных услуг…

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Источник