Тест векслера развития ребенка

Тест векслера развития ребенка thumbnail

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта — что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

тесты Векслера

В 1939 году появилась первый вариант шкалы — Bellevue, где «Бельвью» – это название клиники. Предложенные тесты Векслера были предназначены для диагностирования интеллектуальных способностей людей от семилетнего до 69-летнего возраста. Д. Векслер подвергал критике применяемые на тот момент тесты, основным из которых был тест Стэнфорд-Бине. Он считал их непригодными для исследования взрослой категории людей, так как они имеют скоростную направленность, что является затруднительным для пожилого возраста. Также в существующих тестах присутствовали примитивные операции, направленные скорее на детский возраст.

Его особенности

iq тест векслера

Характерной чертой данного метода тестирования является возможность охватить большой диапазон возрастов, и отдельный тест Векслера — детский вариант, дающий конкретную характеристику интеллектуальных задатков ребенка и выявляющий закономерности развития интеллекта. Кроме того, результаты, полученные при тестировании, учитываются психиатрами для правильной постановки диагноза.

Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.

тест векслера детский вариант

W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Блоки теста

тест векслера для дошкольников

В данную методику входит 2 блока:

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?

тест векслера для детей

Для подведения итогов необходимо осуществить три уровня обработки и интерпретации результатов. Первый уровень – это анализ отметок общего, вербального и невербального интеллекта. Второй – исследование результатов с подсчетом соответствующего коэффициента, оценочного профиля выполненных задач. На третьем этапе происходит интерпретация индивидуального профиля с учетом поведения подопечного в ходе обследования и других диагностических данных. Аналогично взрослому обрабатывают тест Векслера для дошкольников, анализируя результаты поставленных задач.

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

тест векслера на интеллект

В методику включены вербальная и невербальная шкалы. В первую входят такие показатели:

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка это

4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».

детский тест векслера

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?». Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Читайте также:  Дидактические игры по социально личностному развитию ребенка

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Источник

Хороший текст Векслера — одно из оснований для обучения ребенка по общеобразовательной программе. Его рекомендуют сдавать детям, подозреваемым в умственной отсталости, также используют для диагностики величины интеллекта.

Решала я тут глянуть, что почем. Оказывается существует аж три варианта теста. Посмотрите на слайд:

Тесты Векслера

Основной тест WISC, по которому тестируют школьников, произвел на меня неизгладимое впечатление. Ребенок должен объяснить, что общее у вина и пива, какого цвета рубины и найти ошибку в игральной карте. Говорят, что в первых редакциях вместо кубиков детям предлагали считать сигареты О_О.

Как выглядит идеальная мама умного ребенка? Ну как то так…

Гоооворят, мы бяки-буки…

Чтобы голова совсем не закружилась, вопрос по культуре: кто написал «Евгения Онегина». Боюсь, что в 1-м классе я такого не знала…

Чтобы успокоить нервишки, решила посмотреть тест WPPSI в адаптации Ильиной. Он для самых маленьких и подходит сыну по возрасту. Тест состоит из таких вот блоков, которые позволяют оценить вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Скажу честно: я считаю большинство заданий нормальными для маленьких детей, но одно меня смущает. Невербальный тест «Недостающие детали». Внимание на картинку…

Недостающие детали

Недостающие детали

Тест для детей, для маленьких, я хочу заметить. На картинку дают 15 секунд. Я, например, не заметила, что у двери нет второй петли.

Похоже, я — умственно отсталая..

Немного устаревшим мне показалось задание «Словарный запас», где предлагают объяснить значение слова «письмо». Для моего ребенка почта это то место, где мама покупает одежду 🙂 и зубные щетки. Мама другого мальчика получает там БДСМ-амуницию. Я теряюсь в догадках, что думают про почту современные дети.

Греть воду на плите («Осведомленность») — вчерашний день. Мы греем воду в электрическом чайнике.

Пробежимся по заданиям…

Невербальные

1. Дома животных — подобрать цвета по заданной цветовой последовательности, по образцу:

Дома животных

«Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета».

2. Недостающие детали. См. выше.

3. Лабиринты

Лабиринты

4. Геометрические фигуры нарисовать фигуры по образцу.

Геометрические фигуры

5. Кубики сложить определенный узор из кубиков/пластинок.

Вербальные

1. Осведомленность — знания об окружающем мире, например: «Что дает корова?», «Сколько у тебя ушей?»

2. Словарный запас: объясняем смысл слов, например: нож, шапка, ботинок, бриллиант.

3. Арифметический

1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».

2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».

3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».

4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»

5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»

6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».

7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».

8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».

9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)

10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)

4. Сходство: «Скажи, что общего между поездом и машиной?… Рулем и колесом, стаканом и чашкой… »

5. Понятливость:

«Почему больной ребенок должен сидеть дома?»

«Для чего в домах окна?»

«Почему нужно умывать лицо и руки?»

Результаты теста для малышей WPPSI не считаются ценными для оценки ума ребенка с ЗПР и аутизмом. В этом возрасте ребенки развиваются большими скачками, и небольшая задержка развития — не криминал.

Тест WISC обычно рекомендуют делать в 8-мь лет. Но он не походит для оценки умственных способностей аутистов и ЗРР, потому что у таких детей вербальный интеллект часто отстает от невербального. По шкале Векслера, ребенок с хорошим интеллектом, но плохой речью будет глуповат.

Читайте также:  Развитие ребенка утробе матери картинки

Также родителям аутистов рекомендуется сдавать «тренировочный» тест на коммерческой основе, чтобы дети привыкли к обстановке теста.

Есть еще одна проблема: вопросы теста год от году не меняются, поэтому ребенок с умственной отсталостью может заучить их наизусть, что также приведет к неверным результатам тестирования.

В тесте очень силен человеческий фактор: насколько психолог адекватно ведет себя с ребенком, дает ли образец выполнения задания, понимает ли особенности , например, мой ребенок плохо понимает длинные инструкции. Поэтому у разных психологов один и тот же ребенок по тесту Векслера получить разные оценки в пределах 20-ти баллов. Это слишком большая погрешность для решения его судьбы.

В целом, мне вопросы теста для малышей понравились, я буду давать похожие задания для развития речи и внимания у моего ребенка.

А что вы думаете о тесте Векслера?

Источник

Тест векслера развития ребенка

Измерение уровня развития интеллекта

Тест Дэвида Векслера (WISC) является одним из самых известных психологических когнитивных тестов, предназначенным для исследования структуры интеллекта детей в возрасте от 5 до 16 лет. Тест является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом.

Доступен взрослый вариант теста Векслера (WAIS).

  • Тестирование

    бланковое

  • Категория методики

    Когнитивный тест

  • Возрастной диапазон

    с 5 до 16 лет

  • Время тестирования

    90-100 минут

  • Форма проведения

    индивидуальная

  • Обработка результатов

    ручная

  • Направление

    интеллектуальные и творческие способности

Назначение и сфера возможного использования методики

Тест может быть полезным при решении следующих диагностических задач:

  1. Оценка развития умственных способностей, общей эрудиции.
  2. Определение объёма памяти, преобладающего типа мышления и других особенностей познавательных психических процессов.
  3. Определение готовности ребенка к обучению в школе.
  4. Оценка и профилактика возможных причин неуспеваемости школьника.
  5. Выявление умственной отсталости и задержки психического развития ребенка.

Тест Векслера широко используется в дошкольных и школьных, в том числе специальных (коррекционных), образовательных учреждениях, детских реабилитационных и социальных центрах, для распределения учащихся в профильные или специализированные  классы, определения потенциальных способностей ученика или выявления причин его неуспеваемости.
В психологической практике тест применяют для диагностики интеллектуальных нарушений, оценки интеллектуального потенциала ребенка.

Содержание теста и особенности работы с методикой

Тест Векслера – классический инструмент измерения уровня развития интеллекта, широко используемый  в психологической практике, имеющий высокую надежность. Однако это вовсе не снижает требований к знаниям, навыкам, и психологической интуиции экспериментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимульного материала и правил численной обработки ответов испытуемого следует считать обязательным условием при принятии решения об использовании методики в психодиагностических целях. Заключение должен делать специалист-психолог, обладающий, помимо знания методики, общей квалификацией в отношении психологии обучения, развития и отклонений в развитии.

Тест Векслера состоит из 12 субтестов, которые образуют вербальную и невербальную группы. Каждый субтест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

  • вербальная группа заданий позволяет оценить интеллектуальные вербально-логические способности, связанные с уровнем и качеством образования, условиями жизни и развития. Вербальный показатель опирается на: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти. 
  • невербальная группа задач связана с оценкой перцептивных характеристик и в меньшей степени зависит от полученных на момент тестирования знаний и общего уровня образования. Невербальный показатель включает: оценку пространственного мышления, способность соотносить части и целое, оценку аналитико-синтетических способностей, оценку свойств внимания.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать конечные данные. Учитывается общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение вербального и невербального интеллектов, производится анализ выполнения каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже, и каким образом они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Результаты диагностики обрабатываются вручную. В подробном методическом руководстве детально описаны все этапы тестирования и интерпретации данных, представлены развернутые обоснования и комментарии по всем диагностическим моментам на каждой ступени работы с методикой.

Фотографии

Комплектация методики

Тест векслера развития ребенка

  • Методическое руководство  «Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)», Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев
  • Бланки фиксации результатов
  • Бланк субтеста «Шифровка»
  • Бланки субтеста «Лабиринты» (детский)
  • Карточки субтеста «Недостающие детали»
  • Карточки субтеста «Последовательные картинки»
  • Кубики Коса
  • Демонстрационные поля субтеста «Кубики Коса»
  • Детали субтеста «Сложение фигур» в кассе
  • Демонстрационные поля субтеста «Сложение фигур»
  • Флэш-накопитель с бланками фиксации результатов и информационными материалами «Иматон»
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Коробка-футляр с магнитным клапаном

Доступен взрослый вариант теста Векслера (WAIS).

Вам также будет интересно:

  • Тест векслера развития ребенка

  • Тест векслера развития ребенка

  • Тест векслера развития ребенка

  • Тест векслера развития ребенка

Подпишитесь на информационную рассылку о новых продуктах, акциях и специальных предложениях Компании «Иматон»

Источник