Территория здорового развития ребенка

Людмила Надмитова
Детский сад — территория здоровья

«Я не боюсь ещё и ещёраз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»

(В. А. Сухомлинский)

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является важным этапом формирования здоровой личности. Сохранение здоровья детей является одной из наиболее весомых задач в нашем детском саду «Малышок». Упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей дошкольного возраста является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

«Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод — формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома…» (Из источника: https://fulledu.ru/)

Проводимые мероприятия по ЗОЖ в детском саду у наших воспитанников формируют, как устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, так и к активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему здоровью.

Приоритетные задачи, которые решает детский сад для формирования здоровогообраза жизни детей являются:

• забота о здоровье, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.

• построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей;

• формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.

Ежедневные мероприятия, проводимые по ЗОЖ в детском саду:

• Ежедневная утренняя гимнастика – одна из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

• Физкультминутка проводится с целью предупреждения утомления на занятиях, режимных моментах, связанных с длительным пребыванием в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

• Прогулки и экскурсии – совершенствует двигательные навыки и физическое качество детей, удовлетворяет их познавательные потребности, носит закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях.

• Рациональное питание полностью удовлетворяет потребности развивающегося организма ребенка. В рационе ребенка содержаться все продукты здорового питания.

• Профилактические мероприятия, способствующих снижению заболеваемости детей, осуществляется через использование здоровьесберегающих педагогических технологий педагогами ДОУ (босохождение, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры, специальные корригирующие упражнения)

• Дневной сон. Проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики (разминка в постели, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам)

Организация музыкально — оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, выявляет и развивает музыкальные и творческие способности, формирует привычки к здоровому образу жизни.

В своей работе, как музыкальный руководитель, использую материалы из оздоровительно-развивающей программы М. Л. Лазарева «Здравствуй». Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всей программы. В основу каждого оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер (дыхательную, двигательную, психоэмоциональную). С учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и парциальной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой музыкальный репертуар на занятиях может варьироваться. Дополнительно на занятиях применяю такие упражнения,как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж или самомассаж (спины, рук, ног, фонопедические упражнения, коммуникативные игры, упражнения для коррекции осанки, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды, физкультминутки, психологические, дыхательные упражнения, музыкатерапия, ритмопластика.

Вся работа направлена на укрепление здоровья, повышение общего жизненного тонуса ребенка, устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы, развитие певческого дыхания посредством оздоровительных упражнений, используемых на музыкальных занятиях. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкально-ритмические упражнения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. В детском саду совместно с родителями выбираем оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду здорового образа жизни.

В нашем детском саду с 2013 года существует замечательная традиция проводить каждый год музыкально-спортивный праздник «Мама, папа и я — спортивная семья». Соревнования проводятся между командами родителей с детьми двух разных групп. Каждая команда готовит единую форму, название, девиз, выбирает капитана. На этих соревнованиях учитывается также участие болельщиков с «кричалками», «речевками» в защиту своей команды.Между этапами дети показывают свои выступления: танцы, песни, подвижные игры. Соревнования считаются открытыми после звучания гимна и поднятия флага РФ капитанами команд. И перед большими баталиями для спортивного настроя, азарта проводится всеобщая музыкальная разминка со всеми присутствующими в спортивном зале. На таких мероприятиях дети становятся непосредственными участниками спортивных соревнований, где не только они сами принимают участие, но и родители, которые становятся примером ЗОЖ. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад — родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей. И по инициативе родителей в 2016 году провели I турнир по волейболу среди родителей нашего детского сада «Малышок», для всех 4 групп, где разыграли переходящий кубок. Судьями турнира выступили, непосредственно родители, тренера районного физкультурно-спортивного комплекса. Турнир прошел на высоком уровне, были отмечены участники грамотами по номинациям. Турнир по волейболу станет ежегодным мероприятием по пропаганде ЗОЖ не только среди родителей нашего детского сада, но и между родителями других районных детских садов.

Читайте также:  Развитие мышления умственно отсталого ребенка

Таким образом, совместная работа детского сада с родителями, окружающих дошкольника, через разные методы, средства и формы обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе связи детский сад — родители должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Источник

     «Детский

           сад –

территория           здоровья»

Разработчики проекта:        

Проказникова Елена Александровна, Иванова Елена Владимировна-воспитатели ГБОУ г Москва детский сад общеразвивающего вида №1485;

Гаврилова Наталья Николаевна –инструктор по физической культуре

Актуальность:

    В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

    ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

   Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

     Начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии
здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7
лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только
10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.  

     Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное  физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы  в детском саду №1485

        Проведя анализ  системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ  по данным направлениям:

— анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

— научно – методическое обеспечение (программы,  технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

— конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

— материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

— финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

— комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

— анализ результатов физической подготовленности детей;

— характеристика  физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (непосредственно образовательная деятельность, внедрение системы здоровьесберегающих технологий), руководители ДОУ пришли к выводу, о необходимости создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.

      Проект «Детский сад – территория здоровья», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, — это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

      Цель проекта:

Создание необходимых условий,  направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

      Задачи проекта:

— охрана жизни и здоровья детей,  создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

Читайте также:  Индивидуальная карта образовательной траектории развития ребенка

— обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности; 

— повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;

— воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

— повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

Проектная деятельность осуществляется по трем этапам:

Организационный: 1-2 неделя марта

Основной:  (3-4 неделя марта- 1-2 неделя мая)

Итоговый : (3-4 неделя мая.)

Основной этап:

Формы работы

Дата проведения

1

Рекомендации для педагогов и родителей по вопросам гигиены и одежды детей на  физкультурных занятиях и закаливании детей

март

2

Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию

март-май

3

Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (закаливание, питание, одежда)

март — май

4

Разработка и реализация рекомендаций для воспитателей по организации двигательного режима в течение дня.

март-май

5

Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний

В соответствии с сеткой

6

Установление взаимосвязи медперсонала с детской поликлиникой:

  • консультирование родителей детей
  • ведение листов здоровья

март-май

7

Организация непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» в каждой возрастной группе

По плану инструктора по фк

8

Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток  с детьми

ежедневно

9

Включение в непосредственно-образовательную деятельность динамических пауз для смены статического положения детей.

март-май

10

Проведение корригирующей гимнастики в группах детей старшего дошкольного возраста.

По плану инструктора

11

Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде, босиком по плану инструктора по ф/к

март-май

12

Осуществление полоскания рта и горла водой комнатной температуры в старшем возрасте.

1раз в день после еды

13

Соблюдение щадящего режима физкультурно — оздоровительной работы(15-тидневный мед.отвод после болезни, неполный объем нагрузки на занятиях по физкультуре и корригирующей гимнастике при полной физкультурной форме.

март-май

14

Проведение воздушного закаливания в группе после динамического часа.

март-май

15

Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп

март

16

Организация оздоровительного бега для детей старших и подготовительных групп

март-май

17

Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

ежедневно

18

Психогимнастика

март-май

19

Проведение физкультурных досугов и развлечений

1раз в месяц

20

Проведение месячника здоровья

— Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую  сказку по соблюдению правил гигиены.

апрель

21

Витаминизация третьего блюда, использование фитонцидов, сироп шиповника

март-май

22

Использование йодированной соли для приготовления блюд.

март-май

 Итоговый (3-4 неделя мая.)

Формы работы

Дата проведения

1

Оценка модели здоровьесберегающей  среды.

3 неделя мая

2

Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей)

3-4неделя мая

3

Анкетирование родителей об удовлетворенности реализации проекта и их результатов.

4неделя мая

4

Презентация проекта на педагогическом совете

4 неделя мая

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • создание модели здоровьесберегающей среды ДОУ;
  • снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
  • улучшение показателей физического и психического здоровья детей;
  • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в       укреплении здоровья дошкольников;
  • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 Основные направления реализации проекта:

  •     воспитательно – оздоровительное;
  •     лечебно – профилактическое;
  •     коррекционно – педагогическое; 

Проект  реализуется через следующие разделы:

  • совершенствование материально – технической базы ДОУ
  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями 

Совершенствование материально – технической базы:

  • на территории детского сада оборудована спортивная  площадка для занятий на воздухе, которая оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: спортивным комплексом, баскетбольными стойками, стенками для метания и перелезания.
  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), как для  самостоятельных занятий, так и под наблюдением педагогов;

Работа с детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическая культура»;
  • Беседы: «Как живет мое тело», «Внутренняя кухня человека», «Как стать Геркулесом», «От простой воды и мыла, у микробов тают силы», «Шаги воздуха в организме»…;
  • Познавательное чтение «Букварь здоровья», «Разговор о правильном питании», «Уроки Знайки. Воспитай себя»;
  • Выставки детских рисунков: «Дети и спорт», «Чтобы не было беды, осторожны я и ты»;
  • Дидактические игры «Собери фигуру человека», «Пирамида здоровья», «Удивительное лицо», «Вредно — полезно»;

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей «Семья в информационном поле ДОУ»;
  • Консультации для родителей: «Гигиена одежды», «Закаливание, или первый шаг на пути к здоровью», «Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей» «Здоровье. Безопасность Развитие» «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»;
  • Спортивный праздник « Папа, мама, я спортивная семья» «В здоровом теле – здоровый дух», «Всей семьей в турпоход»;
  • Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую  сказку по соблюдению правил гигиены;
  • Открытые просмотры режимных моментов: динамический час, утренняя гимнастика;
  • Составление совместно с детьми  сказок по соблюдению правил гигиены  «Путешествие  королевы Зубной щетки», «Сказка про носовой платочек»;
  • Памятка для родителей «В здоровом теле — здоровый дух!»;

Работа с педагогами:

  • Педагогические чтения на тему:

  «Организация работы по развитию физической активности дошкольников и формированию потребности в здоровом образе жизни»,

Читайте также:  Препараты способствующие развитию речи ребенка

  «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» 

Практическая ценность проекта:

  • Создание картотеки пальчиковых игр с учетом возрастных особенностей детей;
  • Разработка картотеки прогулок, утренней гимнастики, динамического часа с учетом возрастных особенностей детей;
  • Разработка картотеки подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;
  • Выпуск сборника «Секреты здорового питания»;
  • Оформление стенда  для родителей «Забота о здоровье детей – дело общее»;
  • Разработка и выпуск  конспектов бесед, деловых игр 

                             Приложение

Спортивный праздник ко дню семьи 15 мая

«Всей семьёй в турпоход!»

Под весёлый марш в зал входят родители и дети и встают по обе стороны зала – 3 команды, по 8 игроков (4 взрослых, 4 детей).

Ведущий. Здравствуйте дорогие гости, уважаемые мамы, папы и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей спортивной площадке дружные семьи!

1 ребёнок. Здравствуй, солнцем озарён,

         Нас встречает стадион!

         Тренируясь, мы растём,

         Мы сильнее с каждым днём!

2 ребёнок. На любимом стадионе

         Все рекорды мы побьём,

И на смену чемпионам

Очень скоро мы придём!

3 ребёнок. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,

                   Зелёное поле и солнечный свет!

                   Да здравствует отдых, борьба и походы!

                   Да здравствует радость спортивных побед!

Ведущий. Приглашаю всех на спортивный праздник! Предлагаю взять с собой быстроту, находчивость и смелость! Для проведения наших соревнований нужно выбрать жюри (из числа болельщиков, заведующая и методист).

Сегодня собрались две команды: «Апельсинка» и «Радуга», поприветствуйте друг друга.

Девизы команд:

Команда «Апельсинка» — хором

         Мы как дольки апельсина,

          Не разлучны, не делимы

Команда «Радуга» — хором

         Спорт друзья нам очень нужен,

         Мы со спортом крепко дружим!

Ведущий. А сейчас разминка для команд: «Кто больше вспомнит спортивных слов» (за 30 сек)

«Разминка»

Ведущий. Друзья, вы любите лето?

Все. Да!

Ведущий. А отдыхать на природе?

Все. Да!

Ведущий. Хорошо, сегодня мы с вами отправимся в поход! Вы рады?

Все. Да!

Ведущий. Тогда немного потанцуем!

«Разминка под музыку врассыпную»

Ведущая.   Мы сегодня всей семьёй

         Отправляемся в поход!

         По болоту, Через речку,

         И в туннеле проползём!

1 конкурс «Преодолей препятствия»

(по двое взрослый и ребёнок, идут по кочкам, проползают в тоннель, переходят по мостику через речку, на фланелеграфе выкладывают эмблему команды –апелсин; полоски радуги; .Затем возвращаются к команде и так пока не соберут эмблему)

Ведущий.  Лес вдали мы увидали

         Друг за другом побежали.

         Чтоб комары нас не кусали,

         Всем палаточки поставим.

2 конкурс «»Поставь палатку»

(8 игроков. Первый взрослый игрок с большим платком бежит на противоположную сторону площадки, расстилает платок и берётся за угол платка. Затем бежит второй взрослый и берётся за другой угол и так 3 и 4 игрок. Затем дети вчетвером вместе держась за гимнастическую палку, бегут, встают под платок и гимнастической палкой поднимают купол, чтобы получилась палатка)

Ведущая.   Рыбу ловим очень ловко,

         Ведь у нас же есть сноровка.

         Я её в ведро сложу,

         Сварим вкусную уху!

3 конкурс «Поймай рыбку!»

(По двое – взрослый и ребёнок с удочкой в руках и ведёрком бегут к обручу «пруд» с рыбой, на другой стороне площадки. Вдвоём держа удочку вылавливают одну рыбку, кладут её в ведро и бегут к команде, передают следующим игрокам удочку и ведро и т.д.)

Ведущий.  Всей семьёй возьмёмся дружно

         Собирать в лесу дрова.

         Мама — ловко, папа — быстро,

         Всех быстрей, конечно – я!

4 конкурс «Разложи костёр»

(Первые двое – взрослый и ребёнок, несут обруч на другую сторону площадки – место костра, кладут и возвращаются обратно.Следующие несут дрова, третья пара – стойки, последняя ведро с рыбой и крючок, которое вешают на стойку)

Ведущий.  Вкусная уха была

         Всем понравилась она!

         А сейчас мы отдохнём

         И поплаваем вдвоём!

5 конкурс «Бег в трусах»

(Вдвоём с ребёнком одевают большие трусы, одни на двоих, бегут, изображая, что плывут на другой берег, берут цветок на берегу и возвращаются к команде. Трусы передают следующим игрокам. Можно плыть в обруче)

Ведущий.  Возвращаемся домой

         Напустился дождь грибной!

         Зонт один, а нам семьёй

         Нужно всей попасть домой!

6 конкурс «Переправа с зонтом»

(Двое – взрослый и ребёнок под зонтом  в галошах бегут на другую сторону площадки перепрыгивая лужи. Взрослый остаётся, а ребёнок с зонтом бежит к команде, затем втроём взрослый и двое детей бегут на другую сторону. Первый ребёнок и взрослый остаётся, а второй ребёнок бежит за следующими и т.д. Или другой вариант: парами бегут под зонтом, перепрыгивая лужи до конуса обегают и назад к команде, передают зонт следующим)

Ведущий.            Вот так под одним зонтом вся семья вернулась домой.

                   Всей семьёй почаще нужно

                   В лес и парк в поход ходить!

                   Вместе с мамой, вместе с папой,

                   С физкультурою дружить!

Слово жюри. Подведение итогов соревнования. Награждение команд.

Источник