Территория здорового развития ребенка
Людмила Надмитова
Детский сад — территория здоровья
«Я не боюсь ещё и ещёраз повторять:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
(В. А. Сухомлинский)
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является важным этапом формирования здоровой личности. Сохранение здоровья детей является одной из наиболее весомых задач в нашем детском саду «Малышок». Упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей дошкольного возраста является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).
«Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод — формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома…» (Из источника: https://fulledu.ru/)
Проводимые мероприятия по ЗОЖ в детском саду у наших воспитанников формируют, как устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, так и к активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему здоровью.
Приоритетные задачи, которые решает детский сад для формирования здоровогообраза жизни детей являются:
• забота о здоровье, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.
• построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей;
• формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.
Ежедневные мероприятия, проводимые по ЗОЖ в детском саду:
• Ежедневная утренняя гимнастика – одна из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
• Физкультминутка проводится с целью предупреждения утомления на занятиях, режимных моментах, связанных с длительным пребыванием в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
• Прогулки и экскурсии – совершенствует двигательные навыки и физическое качество детей, удовлетворяет их познавательные потребности, носит закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях.
• Рациональное питание полностью удовлетворяет потребности развивающегося организма ребенка. В рационе ребенка содержаться все продукты здорового питания.
• Профилактические мероприятия, способствующих снижению заболеваемости детей, осуществляется через использование здоровьесберегающих педагогических технологий педагогами ДОУ (босохождение, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры, специальные корригирующие упражнения)
• Дневной сон. Проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики (разминка в постели, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам)
Организация музыкально — оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивает каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, выявляет и развивает музыкальные и творческие способности, формирует привычки к здоровому образу жизни.
В своей работе, как музыкальный руководитель, использую материалы из оздоровительно-развивающей программы М. Л. Лазарева «Здравствуй». Особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всей программы. В основу каждого оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер (дыхательную, двигательную, психоэмоциональную). С учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и парциальной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой музыкальный репертуар на занятиях может варьироваться. Дополнительно на занятиях применяю такие упражнения,как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж или самомассаж (спины, рук, ног, фонопедические упражнения, коммуникативные игры, упражнения для коррекции осанки, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды, физкультминутки, психологические, дыхательные упражнения, музыкатерапия, ритмопластика.
Вся работа направлена на укрепление здоровья, повышение общего жизненного тонуса ребенка, устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы, развитие певческого дыхания посредством оздоровительных упражнений, используемых на музыкальных занятиях. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкально-ритмические упражнения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. В детском саду совместно с родителями выбираем оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду здорового образа жизни.
В нашем детском саду с 2013 года существует замечательная традиция проводить каждый год музыкально-спортивный праздник «Мама, папа и я — спортивная семья». Соревнования проводятся между командами родителей с детьми двух разных групп. Каждая команда готовит единую форму, название, девиз, выбирает капитана. На этих соревнованиях учитывается также участие болельщиков с «кричалками», «речевками» в защиту своей команды.Между этапами дети показывают свои выступления: танцы, песни, подвижные игры. Соревнования считаются открытыми после звучания гимна и поднятия флага РФ капитанами команд. И перед большими баталиями для спортивного настроя, азарта проводится всеобщая музыкальная разминка со всеми присутствующими в спортивном зале. На таких мероприятиях дети становятся непосредственными участниками спортивных соревнований, где не только они сами принимают участие, но и родители, которые становятся примером ЗОЖ. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад — родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей. И по инициативе родителей в 2016 году провели I турнир по волейболу среди родителей нашего детского сада «Малышок», для всех 4 групп, где разыграли переходящий кубок. Судьями турнира выступили, непосредственно родители, тренера районного физкультурно-спортивного комплекса. Турнир прошел на высоком уровне, были отмечены участники грамотами по номинациям. Турнир по волейболу станет ежегодным мероприятием по пропаганде ЗОЖ не только среди родителей нашего детского сада, но и между родителями других районных детских садов.
Таким образом, совместная работа детского сада с родителями, окружающих дошкольника, через разные методы, средства и формы обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе связи детский сад — родители должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Источник
«Детский сад – территория здоровья» |
Разработчики проекта:
Проказникова Елена Александровна, Иванова Елена Владимировна-воспитатели ГБОУ г Москва детский сад общеразвивающего вида №1485;
Гаврилова Наталья Николаевна –инструктор по физической культуре
Актуальность:
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.
Начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии
здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7
лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только
10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в детском саду №1485
Проведя анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ по данным направлениям:
— анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
— научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
— конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;
— материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
— финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);
— комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
— анализ результатов физической подготовленности детей;
— характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (непосредственно образовательная деятельность, внедрение системы здоровьесберегающих технологий), руководители ДОУ пришли к выводу, о необходимости создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Проект «Детский сад – территория здоровья», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, — это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Цель проекта:
Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта:
— охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
— обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
— повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;
— воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
— повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
Проектная деятельность осуществляется по трем этапам:
Организационный: 1-2 неделя марта
Основной: (3-4 неделя марта- 1-2 неделя мая)
Итоговый : (3-4 неделя мая.)
Основной этап:
№ | Формы работы | Дата проведения |
1 | Рекомендации для педагогов и родителей по вопросам гигиены и одежды детей на физкультурных занятиях и закаливании детей | март |
2 | Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию | март-май |
3 | Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (закаливание, питание, одежда) | март — май |
4 | Разработка и реализация рекомендаций для воспитателей по организации двигательного режима в течение дня. | март-май |
5 | Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний | В соответствии с сеткой |
6 | Установление взаимосвязи медперсонала с детской поликлиникой:
| март-май |
7 | Организация непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» в каждой возрастной группе | По плану инструктора по фк |
8 | Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток с детьми | ежедневно |
9 | Включение в непосредственно-образовательную деятельность динамических пауз для смены статического положения детей. | март-май |
10 | Проведение корригирующей гимнастики в группах детей старшего дошкольного возраста. | По плану инструктора |
11 | Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде, босиком по плану инструктора по ф/к | март-май |
12 | Осуществление полоскания рта и горла водой комнатной температуры в старшем возрасте. | 1раз в день после еды |
13 | Соблюдение щадящего режима физкультурно — оздоровительной работы(15-тидневный мед.отвод после болезни, неполный объем нагрузки на занятиях по физкультуре и корригирующей гимнастике при полной физкультурной форме. | март-май |
14 | Проведение воздушного закаливания в группе после динамического часа. | март-май |
15 | Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп | март |
16 | Организация оздоровительного бега для детей старших и подготовительных групп | март-май |
17 | Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. | ежедневно |
18 | Психогимнастика | март-май |
19 | Проведение физкультурных досугов и развлечений | 1раз в месяц |
20 | Проведение месячника здоровья — Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены. | апрель |
21 | Витаминизация третьего блюда, использование фитонцидов, сироп шиповника | март-май |
22 | Использование йодированной соли для приготовления блюд. | март-май |
Итоговый (3-4 неделя мая.)
№ | Формы работы | Дата проведения |
1 | Оценка модели здоровьесберегающей среды. | 3 неделя мая |
2 | Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей) | 3-4неделя мая |
3 | Анкетирование родителей об удовлетворенности реализации проекта и их результатов. | 4неделя мая |
4 | Презентация проекта на педагогическом совете | 4 неделя мая |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание модели здоровьесберегающей среды ДОУ;
- снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
- улучшение показателей физического и психического здоровья детей;
- повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
- стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Основные направления реализации проекта:
- воспитательно – оздоровительное;
- лечебно – профилактическое;
- коррекционно – педагогическое;
Проект реализуется через следующие разделы:
- совершенствование материально – технической базы ДОУ
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
Совершенствование материально – технической базы:
- на территории детского сада оборудована спортивная площадка для занятий на воздухе, которая оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: спортивным комплексом, баскетбольными стойками, стенками для метания и перелезания.
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), как для самостоятельных занятий, так и под наблюдением педагогов;
Работа с детьми:
- Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическая культура»;
- Беседы: «Как живет мое тело», «Внутренняя кухня человека», «Как стать Геркулесом», «От простой воды и мыла, у микробов тают силы», «Шаги воздуха в организме»…;
- Познавательное чтение «Букварь здоровья», «Разговор о правильном питании», «Уроки Знайки. Воспитай себя»;
- Выставки детских рисунков: «Дети и спорт», «Чтобы не было беды, осторожны я и ты»;
- Дидактические игры «Собери фигуру человека», «Пирамида здоровья», «Удивительное лицо», «Вредно — полезно»;
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Семья в информационном поле ДОУ»;
- Консультации для родителей: «Гигиена одежды», «Закаливание, или первый шаг на пути к здоровью», «Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей» «Здоровье. Безопасность Развитие» «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»;
- Спортивный праздник « Папа, мама, я спортивная семья» «В здоровом теле – здоровый дух», «Всей семьей в турпоход»;
- Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены;
- Открытые просмотры режимных моментов: динамический час, утренняя гимнастика;
- Составление совместно с детьми сказок по соблюдению правил гигиены «Путешествие королевы Зубной щетки», «Сказка про носовой платочек»;
- Памятка для родителей «В здоровом теле — здоровый дух!»;
Работа с педагогами:
- Педагогические чтения на тему:
«Организация работы по развитию физической активности дошкольников и формированию потребности в здоровом образе жизни»,
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Практическая ценность проекта:
- Создание картотеки пальчиковых игр с учетом возрастных особенностей детей;
- Разработка картотеки прогулок, утренней гимнастики, динамического часа с учетом возрастных особенностей детей;
- Разработка картотеки подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;
- Выпуск сборника «Секреты здорового питания»;
- Оформление стенда для родителей «Забота о здоровье детей – дело общее»;
- Разработка и выпуск конспектов бесед, деловых игр
Приложение
Спортивный праздник ко дню семьи 15 мая
«Всей семьёй в турпоход!»
Под весёлый марш в зал входят родители и дети и встают по обе стороны зала – 3 команды, по 8 игроков (4 взрослых, 4 детей).
Ведущий. Здравствуйте дорогие гости, уважаемые мамы, папы и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей спортивной площадке дружные семьи!
1 ребёнок. Здравствуй, солнцем озарён,
Нас встречает стадион!
Тренируясь, мы растём,
Мы сильнее с каждым днём!
2 ребёнок. На любимом стадионе
Все рекорды мы побьём,
И на смену чемпионам
Очень скоро мы придём!
3 ребёнок. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,
Зелёное поле и солнечный свет!
Да здравствует отдых, борьба и походы!
Да здравствует радость спортивных побед!
Ведущий. Приглашаю всех на спортивный праздник! Предлагаю взять с собой быстроту, находчивость и смелость! Для проведения наших соревнований нужно выбрать жюри (из числа болельщиков, заведующая и методист).
Сегодня собрались две команды: «Апельсинка» и «Радуга», поприветствуйте друг друга.
Девизы команд:
Команда «Апельсинка» — хором
Мы как дольки апельсина,
Не разлучны, не делимы
Команда «Радуга» — хором
Спорт друзья нам очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим!
Ведущий. А сейчас разминка для команд: «Кто больше вспомнит спортивных слов» (за 30 сек)
«Разминка»
Ведущий. Друзья, вы любите лето?
Все. Да!
Ведущий. А отдыхать на природе?
Все. Да!
Ведущий. Хорошо, сегодня мы с вами отправимся в поход! Вы рады?
Все. Да!
Ведущий. Тогда немного потанцуем!
«Разминка под музыку врассыпную»
Ведущая. Мы сегодня всей семьёй
Отправляемся в поход!
По болоту, Через речку,
И в туннеле проползём!
1 конкурс «Преодолей препятствия»
(по двое взрослый и ребёнок, идут по кочкам, проползают в тоннель, переходят по мостику через речку, на фланелеграфе выкладывают эмблему команды –апелсин; полоски радуги; .Затем возвращаются к команде и так пока не соберут эмблему)
Ведущий. Лес вдали мы увидали
Друг за другом побежали.
Чтоб комары нас не кусали,
Всем палаточки поставим.
2 конкурс «»Поставь палатку»
(8 игроков. Первый взрослый игрок с большим платком бежит на противоположную сторону площадки, расстилает платок и берётся за угол платка. Затем бежит второй взрослый и берётся за другой угол и так 3 и 4 игрок. Затем дети вчетвером вместе держась за гимнастическую палку, бегут, встают под платок и гимнастической палкой поднимают купол, чтобы получилась палатка)
Ведущая. Рыбу ловим очень ловко,
Ведь у нас же есть сноровка.
Я её в ведро сложу,
Сварим вкусную уху!
3 конкурс «Поймай рыбку!»
(По двое – взрослый и ребёнок с удочкой в руках и ведёрком бегут к обручу «пруд» с рыбой, на другой стороне площадки. Вдвоём держа удочку вылавливают одну рыбку, кладут её в ведро и бегут к команде, передают следующим игрокам удочку и ведро и т.д.)
Ведущий. Всей семьёй возьмёмся дружно
Собирать в лесу дрова.
Мама — ловко, папа — быстро,
Всех быстрей, конечно – я!
4 конкурс «Разложи костёр»
(Первые двое – взрослый и ребёнок, несут обруч на другую сторону площадки – место костра, кладут и возвращаются обратно.Следующие несут дрова, третья пара – стойки, последняя ведро с рыбой и крючок, которое вешают на стойку)
Ведущий. Вкусная уха была
Всем понравилась она!
А сейчас мы отдохнём
И поплаваем вдвоём!
5 конкурс «Бег в трусах»
(Вдвоём с ребёнком одевают большие трусы, одни на двоих, бегут, изображая, что плывут на другой берег, берут цветок на берегу и возвращаются к команде. Трусы передают следующим игрокам. Можно плыть в обруче)
Ведущий. Возвращаемся домой
Напустился дождь грибной!
Зонт один, а нам семьёй
Нужно всей попасть домой!
6 конкурс «Переправа с зонтом»
(Двое – взрослый и ребёнок под зонтом в галошах бегут на другую сторону площадки перепрыгивая лужи. Взрослый остаётся, а ребёнок с зонтом бежит к команде, затем втроём взрослый и двое детей бегут на другую сторону. Первый ребёнок и взрослый остаётся, а второй ребёнок бежит за следующими и т.д. Или другой вариант: парами бегут под зонтом, перепрыгивая лужи до конуса обегают и назад к команде, передают зонт следующим)
Ведущий. Вот так под одним зонтом вся семья вернулась домой.
Всей семьёй почаще нужно
В лес и парк в поход ходить!
Вместе с мамой, вместе с папой,
С физкультурою дружить!
Слово жюри. Подведение итогов соревнования. Награждение команд.
Источник