Экспресс диагностика развития ребенка от 1 до 3 лет

Экспресс диагностика развития ребенка от 1 до 3 лет thumbnail

От автора: По материалам: «Играть с ребёнком. Как?» Ю.Титова, О.Фролова, Л.Винникова

 Я предлагаю уникальную возможность в домашних условиях провести экспресс-диагностику уровня развития ребёнка на основе приведённых ниже показателей.

Показатели развития психических функций детей от года до шести лет

Крупная моторика:

1год – 1 год. 3 мес. – Ходит самостоятельно без опоры; ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д)
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Перешагивает через препятствия приставным шагом
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом
1 год 10 мес. – 2 года – Перешагивает через препятствия чередующимся шагом; поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.
2 -3 года – Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-35 см. Бегает, самостоятельно приседает и встаёт, наклоняется и поднимает предметы с пола. Стоит на одной ноге без поддержки.
К 2,5 годам поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой), может ездить на трёхколесном велосипеде.
К 3 годам прыгает на двух ногах.
4 года – Ходит и бегает со свободными движениями рук. Работа рук иногда координирована. При ходьбе не шаркает ногами. Умеет бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги, при подскоках отрывает ноги от пола, умеет сдерживать движение по сигналу. Умеет делать кувырок вперед и прыгать на одной ноге.
5 лет – Выполняет одновременно два вида движений. Движения рук и ног хорошо координированы. Ребёнок самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см), прыгает с высоты без боязни.
6 лет – Движения становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Ребёнок увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахивается. Легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

Мелкая моторика:

1 год – 1 год 2 мес. – Может перелистывать страницы картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, освоенные в обращении с другим предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.). Переворачивает одновременно 2 – 3 страницы.
1 год 5 мес.–1 год 8 мес. — Рисует каракули, росчерки. Разрывает бумагу. Переворачивает по одной странице.
2 – 3 года – У ребёнка формируется предпочтение руки. По показу он повторяет вертикальные и круговые линии. «Правильно» держит карандаш.
3 – 4 года – Копирует круг. Расстёгивает пуговицы.
4 — 5 лет – Копирует квадрат (нечётко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу. Копирует треугольник. Верно рисует квадрат.

Зрительное восприятие:
1 год – Показывает отдельные предметы в быту. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнаёт на фотографии мать, знакомого взрослого.
1год 1 мес. – 1 год 3 мес. – Узнаёт несколько простых картинок (около 5). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа куба) разницей в три сантиметра.
1,8 – 2 года — Дифференцирует форму и величину объемной игрушки. Дифференцирует количество предметов. Подбирает парные игрушки и картинки. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.
2 – 3 года – Узнаёт знакомые предметы по ТВ. Знает много картинок (10-15). Понимает смысл простых картинок с действием. Узнаёт контурные, чёрно – белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количистве на плоскостной картинке. Зрительно дифференцирует протяжённость и местоположение предмета. Подбирает по образцу и называет разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый).
3 – 4 года – Узнаёт перечёркнутые и наложенные изображения. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы.
4 – 5 лет – Может сам составить рассказ по сюжетной картинке. Понимает смысл последовательных картинок. Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом.

Слуховое восприятие:

1 год – Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определённой интонацией и ритмом.
1 год 3 мес. – Повторяет услышанные короткие слова.
1 год 5 мес. – Вставляет слова в знакомые стихи.
1 год 8 мес. – Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук.
3 года – Может отстукивать простые ритмы по образцу.
5 лет – Может отстукивать акцентированные ритмы.
6 лет – Может отстукивать ритмы по устной инструкции.

Импрессивная речь:

1 год – Выполняет много команд по просьбе. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения ( «найди», «принеси», «положи на место», «отдай тёте» и др.).
1 год 3 мес. – Показывает несколько частей тела.
1 год 6 мес. – Показывает все части тела. Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам.
1 год 8 мес. – Показывает все объекты в быту. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на простые вопросы взрослого.
2 – 3 года – Показывает много картинок. Понимает содержательную речь, несложные рассказы без показа. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия.
3 — 4 года – Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.
4 — 5 лет – Может ответить на отвлечённые вопросы, например, «Светит ли ночью солнце?»
5 — 6 лет – Демонстрирует понимание таких абстрактных понятий, как «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх», и т.п.

Экспрессивная речь:

1 год – Говорит около 5 облегчённых слов («мама», «дада»), легко подражает новым слогам.
1 год 2 мес. – 1 год 4 мес. – Соотносит слоги с определённым предметом. Выражает желания с помощью речи (появление глаголов). Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
1 год 6 мес. – 1 год 9 мес. – Говорит около 10 слов (в основном названия). «Телеграфная речь». Двухсловные предложения.
2 – 3 года – Составляет предложения из 3 – 4 слов.Задаёт вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы.
3 — 4 года – Пытается использовать множественное число, прошедшее время. Использует отрицательные частицы не – ни. Использует прилагательные и местоимения. Задаёт вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» Способен вести диалог со взрослым. Использует сложные предложения. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
4 – 5 лет – Использует вежливые просьбы. Использует будущее время. Использует определения пространства: «на», «под», «за». Читает стихи.
5 – 6 лет – Появляется соединение простых предложений в сложные. Появление разделительных вопросов. Может описать свои чувства. Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь».

Читайте также:  Развитие ребенка льва по знаку

Интеллект:

1 год – Узнаёт значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку.
1 год 5 мес. – 1 год 7 мес. – Тянет в рот только съедобное. Узнаёт простые картинки в книге. Может выполнить поручения из одного действия.
2 года – Различает «один» и «много». Различает «большой» и «маленький». Частично заполняет доску Сегена (деревянная доска с вкладышами, это могут быть фрукты, овощи, вариации мозайки и т.д.) путём проб и ошибок.
2 года 6 мес. – Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника. Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
3 – 4 года – Умеет классифицировать на две группы (по цвету, форме) и на три-четыре группы (по геометрической форме по цвету).
4 – 5 лет – Легко заполняет доску Сегена. Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп), с помощью и самостоятельно. Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые».
5 — 6 лет – Демонстрирует способность исключения предметов (тест «4-лишний»-исключение одного предмета, отличающегося от трёх оставшихся по ведущему признаку), объяснить затрудняется. Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.

Эмоции, коммуникации:

1 год – Обнимает родителей по их просьбе. Протягивает или отдаёт игрушку, сопровождая смехом или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
1 год 2 мес. – Появляется сопереживание, утешение.
1 год 3 мес. – Использует «нет» (слово, звук, жест), выражает несогласие.
1 год 4 мес. – Использует «да» (слово, звук, жест), выражает согласие.
1 год 7 мес. – Помогает в простейших работах по инструкции.
1 год 8 мес. – Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами.
1 год 10 мес. — Активно пользуется жестами. Острая реакция на отсутствие матери.
3 года – Появляется понимание и использование в речи местоимений: «я» — «моё», «ты» — «твоё». Знает свой пол.
4 года – Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми.
4 года 6 мес. – Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы.
5 – 6 лет – Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству.

Конструирование:

1 год – Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку.
1 год 9 мес. – Строит простые сооружения из кубиков.
2 года – Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок.
3 – 4 года – Строит по показу мост. Дорисовывает недостающие ножки, ручки человечку. Самостоятельно рисует человека (примитивно). Строит сложные сюжетные конструкции. Собирает кубики Линка (набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены вкрасный, зелёный и желтый цвета) по образцу.
4 — 5 лет – Складывает картинки из кубиков. Рисует человека в одежде. Сюжетные рисунки. Рисует человечка с туловищем.

Самообслуживание:

1 год – Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье. Самостоятельно пьёт из чашки (держит руками).
1 год 2 мес. – С помощью подносит ложку ко рту.
1 год 3 мес. –Пьёт из чашки, не проливая. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку).
1 год 4 мес. – Моет руки с небольшой помощью. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 6 мес. – Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу.
1 год 9 мес. – Снимает расстёгнутое пальто, куртку.
1 год 10 мес. – Ест и пьёт самостоятельно.
2 года – Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застёгивает и расстёгивает молнию, с помощью.
2 года 6 мес. – Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно). Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку).
3 года – Наливает в чашку воду (не аккуратно). Расстёгивает пуговицы. Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно, пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
4 года – Застёгивает пуговицы, кнопки, молнии. Одевается без посторонней помощи. Отличает переднюю часть одежды от задней.
5 – 6 лет – Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках.

Игра:

1 год – Играет с мячом. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.) Строит простые структуры из блоков.
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. –Играет с песком, водой, набивными игрушками, кубиками. Наблюдает за игрой других детей. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.).
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Играет самостоятельно, если рядом взрослый. Начало функциональной игры. Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Любит катать, перетаскивать игрушки. Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
1 год 10 мес. – 2 года – Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Делает «куличики». Собирает закручивающиеся игрушки. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
2 – 2,6 года –Собирает пирамидку по порядку. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, возит, нагружает машину, говорит по телефону). Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих).
2,6 – 3 года – Способен на совместную сюжетную игру с другим ребёнком. Появляются элементы ролевой игры.
3 — 4 года – Наблюдается игра с воображаемой действительностью. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль).
4 – 5 лет – Сопровождает игру речью (озвучивает куклу). В сюжете игры появляются разные типы отношений (управление, подчинение, равноправие). Длительная совместная игра 4 – 5 детей с поочерёдной сменой ролей. «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни.
5 – 6 лет – Наблюдается усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинации, фантазирование; нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)

Читайте также:  Особенности влияния матери на развитие ребенка

Источник

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Сенсорное развития.

Цвет:

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

— сличение от 1,5-2 лет;

 -выбор по названию — в’ 2-3 года;

 -cамостоятельность названия — в 2,5-3 года.

 Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

 сличение — от 1,5-2 лет;

 выбор по названию — в 2 года;

 самостоятельность названия — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик),

прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму».

Диагностика восприятия:

Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован …»;

2) «что нарисовано?» или «что это?».

Нормативы:

 В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

 В 2,5 года называют многие предметы из групп; игрушки, посуда, одежда, мебель.

 В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок. Нормативы:

 выбор из двух картинок — в 2 года;

 выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

методика «Разрезные картинки»

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:

 разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5-3 года;

 разрезная картинка из трех фрагментов — в 3-3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный предстовления.

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

 2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

 3,5-4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком. Нормативы:

 снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

 собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5-2,5 года;

 собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными; 2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу; 7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа).

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка до года с картинками

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

 до 3 лет допускается силовая проба;

 в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

 18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2~3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу,  одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; □ 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы Общая моторика

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5-2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

 Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 5 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук – мелкая моторика.

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы:

3 2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5-3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

 губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

 щек (надуть и втянуть щеки);

 языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из. языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.Нормативы:

 1,5 года — выполняют 3 действия;

 2 года — выполняют 3~4 действия;

 3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Источник