Теория и практика развития речи ребенка

Екатерина прокина
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»

КОНСПЕКТ

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Автор Прокина Е. С.

Иваново 2018 г.

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

1. Цель занятия.

Является разработка методических приемов, направленных на развитие реи детей младшего дошкольного возраста.

Основные цели, задачи, понятия учебной дисциплины “Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста”.

Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка.

Язык — это система знаков, речь — язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

2. Задачи.

Рассказать, показать иллюстрации, довести до ребенка.

— составления конспектов занятий по развитию речи с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

— организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи;

— организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом с целью обогащения словаря дошкольника и развития связной речи;

методические принципы развития речи;

— содержание речевой работы в разных возрастных группах;

— средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

— современные программы развития речи;

— закономерности речевого развития детей;

— особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность).

3. Тип занятия

«Знакомство с книгой»

4. Форма занятия.

Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить

Например:

Воспитатель:

— Не ходит, не бегает,

А только по кочкам прыгает?

Дети:

— мяч.

Воспитатель:

— Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед? Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед?

Дети:

— медведь.

5. Продолжительность.

20 — 25 минут.

6. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

7. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор.

8. Подготовка.

Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

9. Методы работы с детьми

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

10. Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.

4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003

6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981

8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.

9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.

Источник

Тема:  «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.  На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Читайте также:  Педагогическое развитие ребенка дошкольного возраста

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

  1. Цель занятия.

        Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Задачи

                        Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.

  1. Тип занятия.

«Знакомство с книгой»

  1. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность.

20 — 25 минут.

  1. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

  1. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

  1. Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор, иллюстрации.

  1. Подготовка.

                Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

                Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

                Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

                Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

                Для этого воспитателю необходимо:

— Проводить беседы с детьми

— Читать познавательные рассказы, литературу.

— Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

10 минут

15 минут

  1.  Ход занятия.

 Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем — то очень интересном!

— Ой кто — то к нам стучится.

— К нам в гости пришел зайка и принес подарок.

— А что это за подарок вы должны угадать.

— » Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает «.

— Правильно это книга!

— Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

— Открывайте глаза.

— Что вы видите! (ответы детей)

— Да в стране Книг — живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.

— Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.

— Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

— Почему вы любите книги? (ответы детей)

— Кто рисует рисунки в книгах?

-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.

— Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?

— Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.

— Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

— Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

ФИЗМИНУТКА:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?»

— Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

— А теперь посмотрите на эту книгу — какая она?

— Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.

— Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)

— Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

— Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)

Читайте также:  Развитие пластичности у ребенка

— Молодцы!

— Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.

  1.  Литература.
  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
  2. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
  3. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  4. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.

Источник

«Теория и методика развития речи у детей»

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Благодаря речи человек приобретает, усваивает знания и передаёт их.

Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д.

В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Речь выполняет три функции:

  • Общения;
  • Познания;
  • Регулятора поведения.

Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет свои представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Ознакомление с окружающим посредством слова начинает осуществляться очень рано. С помощью слова ребёнок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом всё более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя», «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребёнок поймёт эти слова, а также такие слова, как «доброта», «заботливость», и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок впитает в себя их содержание, т.е. научится поступать в соответствии с ними.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие речью, легко вступают в контакт с другими детьми.

Теоретические основы методики развития речи

ФГОС ДО определяет основную цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими.

Признаками хорошей речи у дошкольников являются:

  • Правильность (соответствие русской фонетике, лексике. грамматике);
  • Чистота (отсутствие нелитературных слов и словоформ);
  • Точность (правильный выбор слов в соответствии с их значением);
  • Логичность (осмысленные связи внутри предложений, стройное построение высказывания);
  • Уместность (коммуникативная целесообразность, несмешение стилей речи);
  • Богатство (большой запас словаря, использование синонимических средств языка);
  • Выразительность (эмоциональное отношение говорящего к тому, о чём он говорит).

Исследования проблем развития речи, проведённые под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта задач развития речи:

  1. Структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
  2. Функциональный или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
  3. Когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

    Основные направления речевого развития дошкольников

    Теория и методика развития связной речи

    Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые законченные отрезки.

    Связная речь рассматривается в единстве её содержания и формы. Существенными качествами связной речи, соответствующими норме, являются:

    1. Содержательность и точность (хорошее знание предмета, соответствие слов предметам и явлениям действительности);
    2. Логичность и последовательность (смысловые связи между отдельными элементами речи);
    3. Уместность (соответствие целям и условиям речевой коммуникации);
    4. Краткость;
    5. Богатство (разнообразие используемых лексических и грамматических средств);
    6. Чистота и ясность.

    Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

    Теория и методика развития словаря.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

    Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Количественный рост словаря:

    К году – 10 – 12 слов

    2 года – 300 – 400 слов

    3 года – 1500 слов

    4 года – 1900 слов

    5 лет – 2000 – 2500 слов

    6 – 7 лет – 3500 – 4000 слов.

    В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последние годы.

    В методике принято выделять четыре основные задачи:

    1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
    2. Закрепление и уточнение словаря. Развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
    3. Активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
    4. Устранение из речи детей нелитературных слов.

    Все задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

    Теория и методика формирования грамматического строя речи.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, синтаксис и словообразование.

    Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

    Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

    Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано. т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

    В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

    Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

    В современной методике рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

    Звуковая культура речи – это широкое понятие, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и чёткую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

    1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
    2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения;
    3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
    4. Выработка дикции – отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
    5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
    Читайте также:  Условия успешного развития ребенка в семье

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по её воспитанию раскрываются О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичёвой и другими в учебных и методических пособиях.

    В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

    1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;
    2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

    Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленная образовательная работа, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок.

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме специальных игр и упражнений, и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в процессе общения в разных видах детской деятельности.

    Главная роль в обучении принадлежит специальным упражнениям, сочетающим показ – образец произношения с активным упражнением детей.

    Ведущей формой работы являются коллективные (а не индивидуальные) игры и упражнения с детьми.

    В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев).

    Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

    В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший эффект даёт обучение, которое начато на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    Необходимо использовать методику обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

    Следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведёт к пониманию необходимости овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

    Общегрупповые формы работы достаточно проводить 1 – 2 раза в месяц. Помимо этого, отдельные упражнения включаются в другие методы образовательной деятельности, а также в музыкальные занятия, в гимнастику и подвижные игры.

    Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастика

    Артикуляция — это работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо педагога.

    Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребёнку его достижения, подбодрить.

    Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

    Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

    Художественная литература как средство развития речи детей.

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Проблема воспитания детей средствами художественной литературы рассматривалась в работах В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, в целом ряде исследований (Л. М. Гурович, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флёрина и др.)

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Специфика детской литературы состоит в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Являясь частью общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности.

    Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитателям надо помнить, что художественная литература — произведение искусства.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Степень влияния произведения искусства на развитие личности зависит от уровня восприятия его читателем.

    Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Подготовка детей к обучению грамоте.

    Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.

    Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

    Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью, успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

    Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы.

    Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению грамоте. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе.

    Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

    Источник