Развитие речи ребенка через пальчиковые игры

Развитие речи ребенка через пальчиковые игры thumbnail

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове. 

Чтобы погулять на ветке.

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.(2 р)

кисти прижаты др. к др. основаниями, пальцы растопырены. Раскачиваем руками в разные стороны.
А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)
Ладони прижаты др. к др. боковыми частями, пальцы согнуты, растопырены (клешни), шевелим ими.

Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет.(2р)
Ладони соединены большими пальцами, остальные сжаты, разведены в стороны. «Машем» ими в воздухе.

А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)

Ладони сомкнуты и чуть округлены; волнообразные движения

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.(2р)
Ладони основаниями прижаты др. к др., пальцы согнуты. « Открываем и закрываем рот крокодила».

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит…(2р)

Перевернув руки на др. сторону, повторяем движения.

ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят,
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,

Одна из рук — «мама утка» — Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На берегу его мама ждёт,

киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят,
Вернулись к мамочке назад.

УЛИТКА 

В домике она сидит,

Одна из рук — «цветочек». Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка  ползёт ,
Потихонечку вперёд.
Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
На цветочек заползёт,
«Улитка» заползает на «цветочек».
Лепесточки погрызёт.
«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.

«улитка» сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
«Цветочек» закрывается, пряча «улитку»

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: “Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала. Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются
и соединяются (рот).
Плывите скорей, Чтобы не проглотил!”
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

ЧАСЫ

Перебираем пальчиками («бежим») от колен до макушки
Мышь полезла в первый раз. Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
Один хлопок над головой. 
Мышь скатилась кувырком.
Руки «скатываются» на пол. 
Мышь полезла второй раз,
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Два хлопка. 
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
 Мышь скатилась кувыком.

             ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка печатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 
Гнездо в ней устроив, 
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
«Зовущий» жест
Им корочку хлеба дала покусать.
Большим  пальцем  по очереди стучим по остальным пальцам.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим — гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному ).

и отправила спать. 
Ладони кладём под щёку (спим). 

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируют заползание  «за шиворот».
За буфетом под пакетом девять тараканов.

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.
За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) 
Движения повторяются, теперь  «тараканов» не 10, а 9.

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2р).

Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.(2р.)

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Читайте также:  Ребенок грудной развитие зрения

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка,

Шёрсточка  везде.(2р.)
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2р.)
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

ПОРОСЯТА

«идём»по коленям каждым пальчиком

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
«Фонарики».

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные пальцы.
Как-то раз к кому-то в гости,
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой. 
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить,
И другого пропустить.
Долго козлики сражались

Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух!
На слово «бух» — хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку — плюх!

Роняем руки на колени

ЗАЙЦЫ

. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»

“Бах” — выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по коленям

И десять серых зайцев припустились наутёк.

            РАЗМИНКА
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим

И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам

Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками

Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.
Головами покиваем,


Плечиками мы покрутим,

ВЕСНА

Пальцы — щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони -«ковшом»,  руки вверх, раскрываем ладони, боковые части — прижаты, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Встаёт пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок.

волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из- под старой травки

Ладони — «ковшом».

Уже глядит цветок…

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты .
А из под старой травки ,
Уже глядит цветок

Раскрылся — колокольчик
Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,  Динь-динь, пришла весна.

Источник

МДОУ « Сланцевский деткий сад № 15 комбинированного вида»

«Развитие речи детей через

пальчиковые игры.»

Сообщение подготовила:

Зирдзинина Ольга Александровна

воспитатель

г. Сланцы

Ленинградская область

2017

Развитие речи детей через пальчиковые игры.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Василий Александрович Сухомлинский

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё  ребёнок чисто и правильно говорит — вдвойне приятно. Три основных вопроса встают перед педагогами и родителями:

  • Почему так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук?

  • Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует  речь,   воспитывает  быстроту   реакции   и эмоциональную выразительность?

  • Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача – значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой.

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие воображения

Чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме ( а мы все знаем, что основной вид деятельности ребенка – это игра) способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас. Детям очень нравятся эти игры.

Пальчиковая игра — это культурное наследие. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. У нас в России очень часто в них используют народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы, вспомните самую первую из потешек «Сорока – белобока, кашу варила…»

Но для того что бы они имели успех в развитии речи детей, в их использовании должны выполняться четкая последовательность, алгоритм.

  • Систематичность проведения игр и упражнений.

  • Последовательность – от простого к сложному.

  • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр, упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Развивая мелкую моторику рук ребенка решаем сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

  • помощь детям с задержкой в развитии речи;

  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;

  • тренировка внимания, пространственного мышления;

  • воспитание эмоциональной выразительности.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период — возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

Но все изложеное мной выше относится к детям с нормой в развитии, но в нашей группе воспитываются дети которые выпадают из этой нормы имея свои особенности. Вот из-за этих особенностей в своем развитии они и не дополучили в младенчестве и раннем детстве того тактильного и психоэмоционального взаимодействия с родителями, не познали себя.

Все это мы пытаемся компенсировать в своей работе. Обогащая пассивный словарь ребенка и активизируя его речь .

Здесь я хочу немного отвлечься и объяснить классификацию видов речи:

hello_html_m282cb497.jpg

Непосредственно в своей работе мы , это – воспитатели, педагог-психолог и учитель-дефектолог, больше всего конечно стараемся развить вербальную коммуникацию , т.е. восприятие устной речи. Для того чтобы ребенок мог существовать в социуме, не выпадая из него. В этом процессе как раз пальчиковые игры неоценимы. Они не только развивают речь и мелкую моторику ребенка, но и учат его взаимодействовать со взрослыми.

Работа с детьми проводится в свободное время утром и после сна, утренняя гимнастика и все занятия начинаются или заканчиваются пальчиковыми играми, речью или песенками с движениями. Вся наша работа направлена на формирование и развитие коммуникативных качеств и речевых умений детей.

Лучше всего использовать игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.

Игры подбираются с учетом тем образовательной деятельности детей спланированной учителем-дефектологом. Например:

Тема « овощи» : «Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём»

Тема «домашние животные»: «Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..», «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая» ну и т. д.

Воспитатель непременно помогает ребенку осваивать игры, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами. Хотя игры для наших детей выбираем очень простые — это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д.

Иногда первый раз ребенок отказывается от игры, но это связано с особенностями его развития, но при систематическом проведении игры ребенок не только начинает повторять движения, но и начинает в последствии предлагать игру взрослому, т. е. взаимодействовать с ним , чего мы как раз и ожидаем от своей работы.

Использованная литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие . — М.: Айрис-пресс, 2011.

  2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

  3. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. — Ростов н/Д: Феникс, 2007

  4. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. — Дмитров: Карапуз, 2003. — 20 с, ил.

  5. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. -М.: 2004.-20с.

Читайте также:  Квиллинг как способ развития ребенка

Источник

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

Что делать если: ребёнок не разговаривает или же говорит очень мало слов. В каждой семье относятся по-разному, к этой проблеме. Кто-то не считает это проблемой, а кто-то бегает по врачам и логопедам. В основном развитие речи ребёнка плохо сказывается на его общем развитии, так как ребёнок не может полноценно общаться со сверстниками, не познаёт мир в полной мере. Но если вовремя обратить внимание на эту проблему, и помочь ребёнку в развитии его речи, то можно избежать множество проблем в развитии ребёнка.

Ученые, изучающие психику детей, и деятельность их мозга, пришли к выводу, что большое значение в развитие речи являются пальчиковые игры, развитие мелкой моторики влияет на артикуляционный аппарат. Так как через развитие мелкой моторики идёт взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизации их работы, потому что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко в мозге человека.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

Пальчиковые игры

«Ладушки-ладушки… », «Сорока-белобока… » — указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик – дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять… » — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

 «Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно) .

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») .

«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) .

«Горизонтальная восьмёрка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .

«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Источник