Таблица развития моторики ребенка до года

Таблица развития моторики ребенка до года

Первый год – самый важный для развития крохи. 

Именно в это время он учится управлять своим телом, ползать, вставать и ходить – на языке специалистов это называется крупной моторикой. Что же нужно знать о моторном развитии малыша и как помочь ему с успехом пройти все стадии?

Вашему малышу 1 месяц

В спокойном состоянии ручки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, пальчики сжаты в кулачки. В короткие минуты бодрствования ребенок хаотично двигает ручками и ножками. Но через пару-тройку недель кроха уже будет способен недолго лежать спокойно и расслабленно, то есть обретет контроль над своим телом – это и есть первый шаг в развитии крупной моторики ребенка.

К концу первого месяца малыш, лежа на спине,  самостоятельно может поворачивать головку в стороны и долго держит ее ровно по средней линии. Примерно в это же время появляются так называемые реакции оживления – ребенок начинает замирать при резком звуке, способен сосредоточивать взгляд на предмете (игрушке, лице матери) и следить за движущимся объектом, не поворачивая головы.

  • Важно: 

Чтобы правильно развиваться, младенец первые три месяца должен как можно больше находиться на руках у матери – ведь в соответствии с тонусом ее тела ребенок формирует свой мышечный тонус. Не бойтесь, что ребенок излишне привяжется к рукам и будет специально капризничать, чтобы вы его взяли. До трех месяцев ребенку крайне важно знать, что мама рядом и позаботится о нем по первому зову. Если же малыша редко брали на руки, единственный способ почувствовать свое тело для него – это гиперподвижность. Такие дети постоянно находятся в движении. В результате они нередко вырастают неусидчивыми, из-за чего испытывают трудности в обучении и общении.

Вашему малышу 2 месяца

Кроха становится более активным. Он чаще отводит ручки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачки, поворачивает головку в стороны. Начинает более продолжительное время (пока неуверенно) удерживать головку в вертикальном положении. Малыш фиксирует взгляд на неподвижных предметах, четко реагирует на звуки и недолгое время прислушивается к ним. Начинает улыбаться, когда с ним разговаривают мама или папа. Поэтому побольше общайтесь с крохой, показывайте ему интересные игрушки. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал – это уют и покой.

Вашему малышу 3 месяца

В этом возрасте ребенок уже может удерживать вложенную в руку игрушку, пытается тянуть ее в рот. В положении на животе он поднимает голову и опирается на ручки, согнутые в локтях. Самостоятельно может поворачиваться со спины на бок. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. Пока малыш лежит на спине, попробуйте аккуратно потянуть его за руки вверх. Вы увидите, что кроха будет сгибать шею, приподнимая головку. Когда ребенок видит мамину грудь или бутылочку, он начинает улыбаться, гулить и активно двигать ручками и ножками, выражая радость. Мама может петь песенки, потешки – малышу очень интересно в этот момент наблюдать за ее лицом и слушать голос.

Вашему малышу 4 месяца

Поскольку главное средство познания мира для ребенка сейчас – это осязание, он настойчиво тянет все в рот. Не препятствуйте этому. Если же вы беспокоитесь о гигиене, лучше почаще мойте игрушки с мылом, а ручки малыша протирайте детскими влажными салфетками.

Увидев яркую игрушку, ребенок тянется к ней и пытается схватить. Сначала он с трудом удерживает погремушку, но вскоре будет держать ее вполне уверенно и даже попытается размахивать ею из стороны в сторону, иногда ударяя себя при неудачной попытке.

  • Важно:

Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов, стоит посоветоваться с педиатром.

Гиперопека крайне вредна для ребенка. Если к нему бегут со всеми игрушками по первому же крику, у него не будет стимула двигаться.

Вашему малышу 5 месяцев

У малыша новое достижение – теперь он умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Сейчас главное – дать ребенку простор для игры и развития. Он должен иметь возможность дотягиваться до любимых игрушек и получать от этого удовольствие. Для начала подойдет мобиль, по которому кроха может бить ручками, когда лежит в кроватке. Старайтесь размещать предметы на мобиле по-разному: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений у ребенка.

  • Важно:

Освоение каждого движения для крохи должно быть осмысленным, а не механическим. Так, поворот со спины на живот малыш сделает только за игрушкой. Когда мы учим ребенка новым движениям чисто механически (например, поворачиваться со спины на живот, просто подтягивая его за ручку), мы тем самым приучаем его к быстрому механическому типу ответа – без обдумывания задачи.

«Хочется обратить внимание мам на то, что развитие крупной моторики самой по себе – это не цель. Движение для ребенка – это просто способ удовлетворить интерес к окружающему миру. Малышу интересно, когда двигаться нужно за чем-то – дотянуться до лица мамы, яркой игрушки, звенящего колокольчика. Главная мотивация для ребенка – это игра. Не столь важно, в каком возрасте кроха перевернулся, сел или пополз. Потому что, если он это сделал в положенное именно ему время, он будет развиваться нормально. Если же ребенка просто подгонять под некие средние нормы, не учитывая его индивидуальных особенностей, вас ждет много проблем, начиная от поведенческих и заканчивая трудностями в обучении. Не гонитесь за результатами, ведь каждый ребенок индивидуален.

Дети сейчас живут в таком комфорте, что очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью – он играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет. В итоге кроха переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность. В дальнейшем таким детям умственное усилие надо сопровождать двигательной активностью. Например, слушать учителя и ходить по классу».

Вашему малышу 6 месяцев

Читайте также:  Центр развития ребенка весна

Движения малыша становятся все более уверенными и скоординированными. Так, лежа на животике и опираясь на ручки, он уже может оторвать одну руку от поверхности и потянуться за игрушкой. Он одинаково ловко держит игрушку как в левой, так и в правой руке. Лежа на спине, малыш увлеченно играет со своими ножками, тянет их в рот. Следит глазами за упавшей игрушкой, поднимает ее. А еще кроха умело поворачивается со спины на живот и обратно, и эта игра ему очень нравится.

Вашему малышу 7-8 месяцев

В этом возрасте кроху уже нужно начинать высаживать на ровную поверхность. Как правило, он уже довольно хорошо держит равновесие и способен подолгу сидеть самостоятельно, занимаясь с игрушками. Когда он поймет всю выгоду сидячего положения, то будет пробовать садиться и сам. Для этого он сначала встает на четвереньки, а потом отталкивается ручками и садится на попку. Некоторые малыши начинают копошиться и пытаться сесть из положения на спине за счет мышц брюшного пресса. Но редко у кого это получается.

  • Важно:

В 7-8 месяцев кроха уже пытается ползать. Поначалу он подолгу раскачивается назад и вперед, стоя на четвереньках (таким образом он учится плавно переносить вес с рук на ноги), затем у него получается поочередно отрывать от пола по одной руке. Как только кроха научится сохранять равновесие на двух точках опоры (одна рука – одна нога), он готов ползти.

Ползание ребенка – это самый яркий этап в развитии крупной моторики. В это время малыш впервые начинает выстраивать зрительное пространство сверху вниз: он смотрит вперед (туда, куда ползет) и следит, куда при этом встают его ноги и руки. Если малыш не ползал, у него сформировано только горизонтальное зрение. И когда такой ребенок в будущем сядет за парту, он сможет смотреть только вперед. Чтобы посмотреть в тетрадь, ему нужно лечь на стол. Поэтому, даже если ваш ребенок не ползал в положенное время, научите его ползать хоть в 3 года, хоть в 6 лет. Для этого надо создавать игровые условия, в которых он будет вынужден ползать. Например, устроить «домики» из стульев, под которыми ему надо будет проползать, чтобы дотянуться до любимой игрушки.

Вашему малышу 9-10 месяцев

Постепенно малыш понимает, что он может двигаться не только горизонтально, когда ползает, но еще и вертикально. В этот момент кроха впервые пробует вставать, держась за решетку кроватки или любую другую устойчивую опору. Сделайте так, чтобы ребенку захотелось вставать: разложите его любимые игрушки на стульях или диване.

Чтобы кроха начал ходить, держась за опору, можно класть игрушку на один конец дивана, когда он стоит у другого. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться вдоль дивана приставными шагами (боком). Постепенно ребенок отрывает от опоры одну руку и начинает делать первые шаги лицом вперед (боком к опоре) – как все люди. Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка, чтобы он встал раньше времени. Если он пока не хочет этого, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием.

  • Важно:

В этот период многие матери начинают ограждать ребенка от чрезмерно активных действий, опасаясь, как бы он не набил себе шишек. И совершенно напрасно. Во-первых, он физиологически к этому приспособлен (у него оптимальное соотношение массы и высоты для падения), а во-вторых, дети, которых в детстве оберегали от падений и ушибов, вырастают без чувства страха – они просто не знают, что такое опасность. А человек, у которого не развит инстинкт самосохранения, не оберегает себя.

Вашему малышу 11-12 месяцев

Ваш кроха очень вырос – он может ходить, держась за ваши руки, и даже пытается делать отдельные шажки самостоятельно. Но движения при ходьбе у него пока неуверенные, и он часто падает. Ближе к году ребенок уже может сделать 3-4 самостоятельных шага от опоры до опоры. Можно считать, что ребенок научился ходить, когда он во время движения может самостоятельно остановиться посреди комнаты и не упасть. В этот период ребенок уже может вставать без опоры. Если малыш уронил игрушку, он приседает, чтобы поднять ее, а затем вновь встает. Сделав первые самостоятельные шаги, ребенок учится поворачиваться стоя, чтобы увидеть, что находится у него за спиной.

  • Важно:
Читайте также:  Направления в развитии ребенка

Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Если ваш кроха не пошел в 12 месяцев, не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом – будьте в контакте с опытным неврологом или педиатром.

???????? Первые годы малыша — это фундамент всей жизни. Именно в первый год мы осваиваем моторные навыки, которые после года просто усложняются и “оттачиваются”. Это проекция в будущее, про личность, про первый опыт собственной успешности или неуспешности ????

❗️ Для родителей самых маленьких у нас есть большой сборник мини-лекций про малышей от 0 до 3- лет «Онлайн-азбука. Действительно важное». Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям. Даю большое количество инструментов по развитию самых маленьких. Для счастья малышей и спокойствия родителей. Подарите себе спокойствие, а детям — успешный старт ????

⚡ Только до 26 августа скидка 20%. Также вы получите вебинар про сон ребенка в подарок ????

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Таблица развития моторики ребенка до года

Источник

Развитие мелкой моторики у детей до года

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев

Развитие мелкой моторики рук

  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.
Читайте также:  Статья о развитии ребенка в доу

С 5 до 7 месяцев

Самодельный стэнд для развития ребенка

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев

Кубики из ткани

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

Оценка статьи:

(11 оценок, в среднем: 4,82 из 5)

Загрузка…

Источник