Статья о развитии ребенка в доу

Статья о развитии ребенка в доу thumbnail

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО».

https://irina-antonova.ru/wp-content/uploads/2019/03/2017people___children_a_little_boy_with_glasses_explores_the_globe_118478_.jpg

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

                                                                       В. А. Сухомлинский

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

Детство — незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш — природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться. Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира.

Работа по познавательному развитию должна вестись комплексно. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Виды игр, на которые следует обратить внимание — сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Читайте также:  Процесс развития и воспитания ребенка сложен

         Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д. ).

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.

Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители играют главную роль в жизни детей. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родители вкладывают огромный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем, они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

         Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной развивающей предметно-пространственной средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Список используемой литературы:

1. Э. А. Баранова, Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. –2006. –№ 3. – С. 124–128.

2. Н. С. Голицина, И. Б. Сенновская Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.

3. Н. А. Короткова, Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н. А. Короткова //Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4.

4. Е. А. Морозова: //Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П. Ф. Каптерева и В. П. Вахтерова Смоленск, 2004

5. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Б.П. Есипова — М.: Просвещение, 1967. — 414 с.

Источник

Развитие детей дошкольного возраста.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты.

В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Читайте также:  Ребенок в 4 года отстает в развитии причины

Умение понимать чувства окружающих и выражать свои является важным для полноценной личности. В возрасте 4-5 лет ребенок учится показывать свои эмоции при помощи жестов, взглядов. Он осваивает более сложные чувства, например, ревность.

Появление эмпатии, то есть способности сопереживать, является важной частью психического развития детей дошкольного возраста. Помочь малышу научиться понимать эмоции и управлять ими, может соблюдение следующих условий:

  • регулярное общение со сверстниками, причем важно, чтобы это были и индивидуальные, и игровые контакты;

  • чтение сказок дает возможность тренировать восприятие чужих чувств, ведь часто дети представляют себя на месте героев, переживают за персонажей, испытывают их эмоции;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • сюжетно-ролевые игры учат учитывать положение, настроение, мнение и желание других людей;

  • обязательно нужно уделять внимание трудовой деятельности, которая позволит ребенку испытать эмоции, связанные с результатом своих усилий.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

У детей на данном этапе активно совершенствуется речь, слух, улучшается восприятие цвета и формы. Одним из основных процессов познания окружающего мира становится зрение.
Так же необходимо уделить внимание развитию словарного запаса малыша и умению выражать свои мысли. Следует учесть, что дошкольники очень хорошо запоминают не только слова, но и словосочетания, предложения. Но пока это происходит самопроизвольно и лишь благодаря ненавязчивым тренировкам и занятиям запоминание становится целенаправленным.

Для познавательного развития детей дошкольного возраста используют разные виды деятельности, но лучше отдать предпочтение игре. В ее процессе ребенок будет учиться моделировать ситуацию, планировать действия, регулировать их. Не следует забывать и о творческих занятиях таких, как лепка, рисование.

Только комплексный подход позволит воспитать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Источник

РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с разными сферами бытия.

Основной целью образования является развитие личности индивида, т.е. развитие способности стать субъектом собственной жизни в мире, самостоятельно преобразовывать свою жизнь, т.е. быть хозяином своей судьбы, распоряжаться ею;  развивать самостоятельность, инициативность и творчество, без которых развитие личности невозможно.

Поэтому задача воспитания – создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полной реализации всех его возможностей. Для решения этой задачи необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он лежал в русле Педагогики развития. Отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество.

Детско-взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

Накопление ребенком под руководством умных взрослых ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения им своих возможностей, самопознания – вот путь, который способствует раскрытию неповторимого возрастного потенциала дошкольника. Успешность его развития и степень благополучия во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Воспитатель – ключевая фигура, способная оказать весьма существенное влияние на формирование личности ребенка.

Детство чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человечества. Именно это дало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу.

Творчеству дошкольников свойственно неразрывное единство воображения и мышления, его отличает яркий и эмоциональный характер, подчас преобладающий над рациональными моментами. Элемент творчества в качестве ведущего содержит все основные виды деятельности ребенка – игровая, художественно- эстетическая, конструктивная и другие. Поэтому разумно организованное обучение, воспитание нужно начинать не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых формируются эти способности.

В психологии установлено, что художественно-эстетическая деятельность зарождается на пересечении различных линий психического развития. Одна из них – линия речевого развития. А за линией речевого развития отчетливо прослеживается другая – исходная, базовая, генетическая линия – линия двигательного развития ребенка. Учитывая все сказанное  выше, можно сделать вывод: творчество оказывает огромное влияние на целостное развитие ребенка-дошкольника.

Читайте также:  Оценка развития ребенка старшего дошкольного возраста

Поэтому главная цель в работе — развитие ребенка как целостной личности, развитие эстетического мировоззрения, освоение эмоциональной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.

В нашем дошкольном учреждении мы строим свою работу, учитывая современные требования к дошкольным учреждениям и педагогам.

В обучении параллельно используются несколько программ и методик воспитания и обучения дошкольников. Для повышения развивающего эффекта в образовательной работе, мы стараемся совершенствовать педагогический процесс и проводим работу по следующим направлениям:

  1. Изменили формы и содержание обучающих занятий, сократили их число
    (перешли от фронтальных занятий к подгрупповым, сократили занятия за счет
    отбора наиболее эффективного для развития ребенка содержания).
  2. Наполнили жизнь детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использовали лучшие образцы детской
    литературы, ориентирующие на общечеловеческие ценности, расширяющие кругозор ребенка.
  3. Изменили организацию развивающей среды и жизненного пространства в
    групповых комнатах с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества в соответствии с желаниями, склонностями детей, выбором ими вида деятельности и ее формы — совместной со сверстниками и взрослыми или индивидуальной.
  4. Сделали большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.

В ГБДОУ созданы дополнительные условия для более эффективной реализации поставленных задач. У нас работают педагоги дополнительного образования: учитель-логопед, педагог-психолог.

Исходя из цели и задач ГБДОУ были выбраны основные направления реализации концепции:

  1. знакомство дошкольников с родным городом, его красотой и индивидуальностью. Развитие образовательного, культурного и духовного потенциала маленьких петербуржцев
  2. организация театрализованной деятельности детей;
  3. приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  4. воспитание личности дошкольника.

Коллектив ГБДОУ постоянно следит за запросами родителей, анализируя родительские договоры, опросники и анкеты родителей. Мы выбрали приоритетным направлением своей воспитательно-образовательной работы художественно-эстетическое развитие воспитанников.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в ГБДОУ действует экспертная система психолого-педагогического сопровождения «Лонгитюд» (взаимосвязь воспитателей и специалистов дополнительного образования), обеспечено соблюдение прав и свобод наших воспитанников.

Для улучшения и совершенствования этой системы весь коллектив ГБДОУ находится в постоянном творческом поиске, совершенствуя свое педагогическое мастерство и профессиональный уровень. Это способствует тому, что педагоги ГБДОУ всегда в курсе новейших разработок современной педагогики — Педагогики Развития. Организована работа по внедрению передового педагогического опыта.

Учитывая все вышесказанное, мы выбрали в своей работе приоритетные направления:

  1. Профессиональный рост коллектива педагогов (знакомство с новейшими инновационными технологиями и методиками современной педагогики);
  1. обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности;
  2. работа над нравственным аспектом педагога как личности;

     2.  Развитие совершенной системы психолого-педагогического сопровождения детей, положительно влияющее на развитие ребенка как целостной личности:

  1.  координация профессиональной деятельности медиков, педагогов и воспитателей для обеспечения сбалансированности различных видов детской деятельности, реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка;
  2. выявление творческих способностей воспитанников, способствование их развитию, формирование устойчивых интересов и склонностей;
  3. поддержание одаренных и талантливых воспитанников, в т.ч. детей, имеющих отклонение в развитии, содействие их развитию средствами экспертной системы «Лонгитюд»;
  4. воспитание детей как социально значимых личностей (т.е. их умение жить в социуме);
  5. речевое развитие воспитанников.

3.    Развитие игры – как основного вида деятельности детей в дошкольном возрасте.

  1. планирование занятий с учетом возрастных и нервно-психических особенностей ребенка (интегрированные, комплексные, познавательно-речевые) в игровой форме;
  2. использование в своей работе всего спектра игровой деятельности (развивающие игры, дидактические игры, игры-драматизации, спортивные, сюжетно-ролевые);
  3. оснащение всего педагогического процесса с учетом индивидуальных и психофизиологических  особенностей воспитанников и личностно-ориентированной модели воспитателя и ребенка.

Заведующий ГБДОУ

детский сад № 119 «Незнайка»                                                              Ольга Владимировна.Сахарова

Источник