Свободное развитие ребенка суть

Свободное развитие ребенка суть thumbnail

Вам приходилось встречать трехлетнего малыша, который бегает по коридорам поликлиники, орет во все горло, бросается игрушками, и дерется? Оказывается, это свободное воспитание, как пояснила его мать. Нет, нет, что-то здесь не так! Не могли великие педагоги прошлых лет допустить такого безрассудства.

свободное воспитание

Вот уже три столетия не гаснет интерес к воспитанию детей свободой. Чем родителей привлекает эта концепция? Что она собой представляет и где границы вседозволенности?

Откуда пришла идея свободного воспитания

Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

Свободное воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора ребенка, без принуждения. Теоретическая основа — в каждом ребенке изначально заложены способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для этого благоприятные условия.

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Читаем также: Свободное воспитание: плюсы и минусы

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Читайте также:  Понятие о развитии ребенка

Воспитание свободой в 21 веке

В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.

С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.

Вальдорфская система

[sc name=”ads” ]

Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.

Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.

Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.

Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.

Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.

Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.

Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне. Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой.

Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.

Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.

В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.

Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.

В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.

Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.

Читаем также:

  • Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
  • «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
  • 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
  • 10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Источник

«Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть работы воспитателя. Этой организованной образовательной деятельности (именно так в терминах принято называть занятия) отдается самое интенсивное по познавательной активности время в первой половине дня.

Однако ФГОС и рекомендованная примерная основная образовательная программа (ПООП) подразумевают, что образование продолжается целый день и не прерывается даже на обед.

В стандарте нет разделения на «занятия» и «не занятия», на свободную и организованную образовательную деятельность.

А в ПООП оно встречается единственный раз в пояснении: «Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности».

Свободное развитие ребенка суть

Но вопреки логике целостного психолого-педагогического процесса, закрепленной в стандарте и примерной образовательной программе, разделение «занятий» и «не занятий» вводит СанПиН, который приравнивает организацию образовательного процесса детского сада к типично школьному: есть «непрерывная образовательная деятельность» (читай – «учебная»), а есть «самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена)» (читай – отдых).

Получается, что воспитатель ставит и решает образовательные задачи именно в те 30 (40, 45, 90) минут в день, обозначенные в СанПиНе.

А остальное время, согласно логике документа, педагог не участвует в образовательном процессе, его функция лишь присматривать за детьми. Хотя заработную плату в это время он получает именно за образование, потому что государство финансирует образовательные услуги по основной образовательной программе полного дня в соответствии с ФЗ-273.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в соответствии с требованиями фгос до

Понятно, что задача СанПиН была и остается защитить детей от неподходящей возрасту нагрузки.

Но проблема в том, что СанПиН фиксирует то представление о дошкольном образовании, которое призван был изменить ФГОС ДО.

А в результате получается, что санитарные нормы поддерживают педагогические нормы прошлого, в соответствии с которыми свободная деятельность детей воспринимается как «не образовательная». Санитарные нормы скрытым образом диктуют дошкольным педагогам требования нарушать психолого-педагогические основы организации специфического по своей сути образовательного процесса детского сада.

В итоге нарушается логика планирования целостного образовательного процесса в дошкольной группе.

Что же на самом деле должно подразумеваться под свободной деятельностью?

Свободное развитие ребенка суть

Образовательная деятельность – целостный процесс введения дошкольника в пространство культуры. С точки зрения теории Л.С. Выготского, культурное содержание и средства (то, что общество передает детям в виде знаний и инструментов решения различных задач, например, системы жестов, знаков, возможностей схематизации, символизации, средств ведения диалога) в этом процессе становятся для ребенка из «чужих» (внешних, социально обусловленных) «своими» (внутренними). Так происходит присвоение культуры.

Чтобы «превратить» что-то новое в свое, ребенок должен в этом побыть на «топливе» своего интереса, прожить в этом какое-то время, напробоваться в разных ситуациях.

Ведь он осваивает культуру не под диктовку взрослого, не путем механического запоминания и повторения, а через опыт использования. Причем точкой, когда ребенок наконец присвоил знание или способ действия, является как раз перенесение им всего этого из заданного взрослым контекста в свой собственный – в игру со своим сюжетом, в рисунок на свою тему, в использование счета для исполнения своего замысла). Закономерности развития дошкольника диктуют необходимость специальных условий, чтобы все это с ребенком случилось тогда, когда он к этому готов – в индивидуальном режиме. Это и есть основная ценность свободной образовательной деятельности.

Тогда единая логика образовательного процесса в дошкольной группе должна быть такой: у взрослого есть общая программная рамка образовательных результатов, но она условна, ориентировочна и появляется в первую очередь из того, каким хотят видеть ребенка педагоги и родители. В организованной образовательной деятельности воспитатель реализует свой взрослый замысел, как ввести ребенка в культуру. Для этого он:

  • планирует совместную деятельность с детьми (на основе наблюдения за их интересами и развитием, при этом с учетом своих педагогических задач и задумки),
  • готовит пространство для этой деятельности (иногда вместе с детьми),
  • обозначает для себя временнЫе рамки деятельности,
  • формулирует для себя желаемый результат / продукт.

План ориентирован на необходимые (согласно выявленным в данный момент дефицитам и зоне ближайшего развития детей) образовательные результаты – «предметные» и «универсальные» – и опирается на то, что имеет для ребенка смысл, то, что его интересует или о чем у него есть уже какой-то «натуральный» опыт.

После того как взрослый запустил процесс освоения культуры группой детей, далее каждый ребенок сам встраивает это культурное содержание / средство в свою собственную деятельность по собственному замыслу. А это возможно лишь в свободной деятельности (тоже образовательной в таком контексте).

Именно это время дети ценят больше всего.

Именно в условиях его дефицита можно часто слышать детские реплики: «Ну вот, только краски разложила, а уже пора убирать. Когда же я рисовать буду?» или «В саду вечно не хватает времени ни на что из-за занятий!»

Но проверяющие инстанции и родители продолжают ценить только ту понятную им часть процесса, когда педагог «солирует» и диктует ребенку, чем и как заниматься.

Свободное развитие ребенка суть

Для того чтобы ребенок осваивал культуру самостоятельно, взрослый должен по-другому действовать – создавать условия и ситуации, в которых это возможно:

  • обустраивать предметно-пространственную среду так, чтобы она провоцировала ребенка на самостоятельные пробы,
  • взаимодействовать с ребенком так, чтобы он как можно больше наблюдал, размышлял, обыгрывал, чтобы через продуктивную деятельность осмыслял свой собственный опыт и содержание,
  • выделять время, чтобы ребенок успевал самостоятельно в своем режиме освоить пласт культуры, в который был введен взрослым,
  • демонстрировать ценность детского замысла,
  • поддерживать ребенка в сложные моменты, когда ему необходима помощь.
Читайте также:  Беременность развитие ребенка презентация

Таким образом, свободная деятельность – это логическое продолжение организованной деятельности.

Если, например, на занятии осваивали различные мерки, совсем не обязательно, что все дети группы в свободной деятельности сразу же пойдут по собственной инициативе «отрабатывать» их, как домашнее задание. Нет, все намного сложнее. Но если тема «зацепила» ребенка, то это обязательно проявится рано или поздно в свободном формате.

И наоборот: то, в чем дошкольник видит смысл в свободной деятельности, хорошо работает в организованной. Главное для взрослого – «поймать» этот смысл.

В свободной деятельности ребенок «сам себе режиссер».

Именно свою идею он реализует (единолично, с другими детьми, с помощью взрослого), он сам регулирует продолжительность этой деятельности, сам организует для себя пространство (при необходимости обращаясь за помощью к другим), сам решает, будет ли у этой деятельности какой-то продукт или важен лишь процесс, сам придумывает себе правила.

Взрослый в этом случае не может диктовать ребенку, что и как делать, иначе замысел ребенка будет разрушен.

Поэтому здесь исключительно важна позиция взрослого и правильный выбор меры его участия (чтобы аккуратно поддержать ребенка в момент «пробуксовки» в зоне ближайшего развития).

В конце концов, ребенок имеет выбор, заниматься ли вообще чем-то в свободное время или нет. Чем обычно заполнено редкое (пока еще) свободное время дошкольника в группе? Игра, строительство, экспериментирование, создание творческих продуктов, чтение, общение, спортивные игры, размышления, наблюдение, отдых… Все как у взрослых. И все это позволяет ребенку развиваться, как и взрослому.

Роль педагога в свободной деятельности очень важна. От него требуется создать условия – должную среду и ситуации, чтобы ребенок сам поставил себе задачу и стремился ее решить.

Воспитателю необходимо еще и наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда ему актуальна помощь. Не обязательно буквальная – что-то развязать или открыть – но и педагогическая. То есть воспитателю нужно понять, в чем сейчас ребенок испытывает трудности, в какой точке процесса освоения культуры он находится, оптимальна ли динамика этого процесса. И совершить определенное педагогическое действие – запланированное или спонтанное.

Понять, достигнут ли образовательный результат, можно только когда ребенок что-то делает сам, без помощи взрослого.

В этом ракурсе свободная деятельность – как раз поле для такой диагностики. Хотя это в некоторой степени возможно и на занятии. Но трудно, потому что педагог находится внутри процесса и не может одновременно смотреть на ситуацию из двух противоположных позиций – участника и внешнего наблюдателя.

Свободная деятельность предполагает включенное и невключенное участие взрослого. Причем в зависимости от возраста и характеристики актуального развития детей доля включенности отличается.

Между тем, всероссийское исследование качества дошкольного образования, проведенное в 2016 и 2017 году в 74 регионах России в 1301 детском саду, обнаружило дефицит времени для свободной деятельности детей в структуре дня. Даже при разнообразной и насыщенной групповой среде времени на собственный замысел у дошкольников остается крайне мало. Прогулочное время могло бы компенсировать этот дефицит, если бы предметно-пространственная среда на улице была бы столь же обогащена различными материалами, как и в группе. Но это не так.

Вот и выходит, что организованная и свободная деятельность – это единая «экосистема» образовательного процесса, хотя физически эти этапы дня и разъединены в расписании. В каждый из таких этапов взрослый важен, но должен выполнять разные функции – либо вводить ребенка в поле культуры с использованием определенных компонентов среды (дидактических материалов), либо отходить в сторону и давать дошкольнику пространство для самостоятельного освоения культуры через все разнообразные возможности среды, включаясь лишь по мере необходимости. И когда эти функции смешиваются, это очень вредно для детского развития. А вот формы, в каких обустроена организованная и свободная деятельность, разнообразны и вариативны. И в каждой может (должно!) быть место детскому интересу, детским смыслам.

Почему же тогда так трудно дается переход на ФГОС? Почему педагоги не выполняют естественных для свободной деятельности образовательных функций? Очевидно, в подготовке воспитателей отсутствует блок технологий по сопровождению свободной деятельности ребенка. В лучшем случае изучается, как организовать предметно-пространственную среду (но при этом не говорится, как ее использовать в качестве «третьего педагога»).

Может, тогда в колледжах, вузах и на курсах повышения квалификации надо погружать воспитателей в технологии и специфику свободной деятельности ребенка?

Правда, это знание не всех «сделает счастливыми» – только тех, кто умеет видеть ребенка и ценить его мир, его идеи, его пробы, ошибки и удачи.

Благодарим за фотографии детский сад № 27 «Нэнни куллар» («Ладушки»)
г. Альметьевска Республики Татарстан

Источник