Особый ребенок развитие речи

Хубиева Фатима
Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Хубиева Фатима Борисовна

Россия, Ростов-на -Дону, Южный Федеральный Университет

В статье определена специфика коррекционной работы с детьми- аутистами при работе над развитием их речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей. Рассмотрены особенности невербальной коммуникации детей с ранним детским аутизмом, специфические для аутизма особенности речи. Представлен план поэтапной работы над речевым развитием детей с РДА.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, невербальная коммуникация, нарушение коммуникативной функции речи, этапы работы над развитием речи.

Аутизм- психическое расстройство, отличающееся недостатком личностных, социальных, референтивных и других спектров развития и навыков общения. Для аутистов свойственны склонность к самоизоляции, обособленность от реального мира и утрата связей с ним, замкнутость в мире личных переживаний, отсутствие навыков социального поведения, полное или частичное отсутствие речевых навыков, стереотипные или постоянно повторяющиеся действия или интересы в отношении в основном неодушевленных объектов. [5, с. 15]В связи с возрастанием числа детей аутистов в последнее время возросла актуальность усиленного внимания к изучению особенностей речевого развития детей с РДА. Этим вызвана необходимость исследования вербальной функции детей не только до, но и во время их воспитания и обучения, разработка микропрограмм логопедической работы для каждого отдельного случая. В своей работе в этом направлении можно опираться на научно – практические труды Нуриевой Л. Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С. С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах», Ловаас О. И. «Модификация поведения аутичных детей», Башиной В. М. и Симашковой Н. В. «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом», а также научно – практические труды Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М. М. и др.

Одним из основных, при аутизме- является нарушение речи. Спектр речевых расстройств у детей с РДА очень широк и разнообразится от развития, опережающего норму до полного молчания (мутизма). В связи с этим, рассмотрим подробнее особенности невербальной коммуникации детей с РДА, специфические для аутизма особенности речи, а также основные этапы работы над речью у детей-аутистов.

Отсутствие контакта с окружающими у детей с РДА наблюдается с младенчества. Уже на первом году жизни, у большинства из них отмечается слабая выраженность голосовых реакций. Для них характерны отсутствие певучего гуления, они не используют жест и лепет для общения. Эти дети не предпринимают попыток имитировать вслед за взрослыми звуки или слоги, отсутствует интонационное разнообразие голосовых рефлексов, интонационно-мелодическое подражание произнесения простой фразы. Годовалые дети с РДА не имеют такого словарного минимума как «мама», «дай», они не обращают внимания на голосовые инструкции и не смотрят на лицо говорящего, что свойственно для обычных детей этого возраста. [6] Наиболее отчетливо речевые расстройства становятся видны после 3 лет. В случаях, когда ребенок преодолел мутичность и начинает говорить,его речь во многом остается аномальной: наблюдается повторение одних и тех же фраз, выраженная стереотипность и тенденция к эхолалиям, личные местоимения повторяются, как слышатся (о себе в третьем лице, долго думают над «да» и «нет», часты перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

У детей с РДА очень ограничены возможности восприятия речи. В годовалом возрасте для этих детей речь окружающих не более, чем любой другой шум. [4 с. 68] Они не реагируют на свое имя и долго не способны выполнять простые функции. В то же время, у некоторых аутичных детей наблюдается опережающее, относительно нормального, развитие речи. Они легко выслушивают и запоминают достаточно объемные отрывки текста практически дословно. При рассказе используют выражения, присущие речи взрослых, из-за чего их речь звучит не по-детски. Однако, вести продуктивный диалог они не могут, они не воспринимают переносный смысл фраз, метафоры, подтекст и из-за этого понимание речи у них затруднено. Для ребенка с аутизмом есть только его опыт, он не может ставить себя на место другого. Он не понимает шуток, не понимает обман. Эти признаки особенно характерны для детей с синдромом Аспергера. Так же аутичных детей отличают особенности интонации, отсутствие в их речи динамических оттенков, нарушение тона и темпа речи. Отсюда, речь становится «деревянной», «статичность», «скучной», «механической».[1. с 95]

У детей- аутистов, прежде всего, нарушена коммуникативная функция речи. Общим для всех вариантов развития речи у аутичных детей являются: нарушение звукопроизношения, темпа, динамики, плавности речи, нарушение коммуникативности речи, стереотипность, словотворчество, склонность к неологизмам, эхолалиям. [2, с. 70] Разговор о себе во втором или в третьем лице. Скандированность, толчкообразность речи, обусловленная нарушением темпа и ритмической организации речи, что говорит о нарушениях моторного звена реализации речи. Из всего вышесказанного, глубина нарушения и степень адаптации ребенка к окружающим его условиям определяет успешность работы над развития речи у детей с РДА и являются достаточно вариативными. Работа по развитию речи аутичных детей ведётся поэтапно и последовательно. Занятия по формированию речи ребенка, порой заключающаяся в работе над однообразными звуками и должны максимально опираться на включение в процесс обучения зрительной опоры, так как для аутичных детей характерен «буквальный» тип мышления. [3, с 60] На всех этапах работы с ним необходимо отдавать предпочтение картинкам, предметам, помещающимся в руке. Для успешной работы с неговорящими детьми необходимо использование визуальных опор и выстраивание визуального ряда. При этом наглядные пособия должны быть красочными и разнообразными.Изначально необходимо провести детальную диагностику уровня речевой сформированности: определить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития. Морозова С. С. в своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» подробно освещает этапы работы по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии.

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка краткое содержание

Первый этап работы. Установление контакта.

На этом этапе необходимо адаптировать ребенка к окружающим условиям, диагностировать сформированность речи в данный момент, и главное, установить эмоциональный контакт между инструктором и ребенком.

Второй этап. Выработка учебного стереотипа

Вырабатываем навык сидения за столом. Ребенку это может не нравиться, вызывать отторжение и негативизм по отношению к учебной ситуации. Ребёнок достаточно долго преодолевает чувствовать страха по отношению к педагогу.

Третий этап. Зрительный контакт. Начальные коммуникативные навыки.

Цель — отработать умение смотреть «глаза в глаза», навык слежения взглядом за движением собственной руки, за игрушками, предлагаемыми педагогом, удерживаемыми рукой ребенка, реакцию оживления и слежения. Отрабатываем указательный жест, жесты «да» (кивок головой) и «нет» (отрицательный жест головой)

Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.

Для начала обучения необходимо, чтобы у ребенка с РДА был частично сформирован «учебный стереотип», чтобы он выполнял инструкции типа «Дай» и «Покажи». Это нужно для того, чтобы можно было обучить ребенка пониманию названий предметов.

Пятый этап. Обучение экспрессивной речи.

Главная задача— установить контроль над подражанием.

1. Имитация речевых (произносительных движений): подражание основным движениям; имитация манипуляций с игрушками; имитация мелких и точных движений; имитация вербальных (произносительных движений).

2. Работа над навыком длительного выдоха.

3. Работа над формированием фонематического слуха.

4. Постановка звуков речи.

5.Работа над расширением словарного запаса: соотнесение предмета с картинкой; накопление номинативного словаря; накопление предикативного словаря; накопление атрибутивного словаря; работа с картинками

Таким образом, то, что в норме является основой организации вербального взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – здесь нет активного словотворчества, свободного владения речевыми формами. Преобладают речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении. Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА. Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.

Литература:

1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., и др.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 2001. с. 95-98.

2. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 2007 №5 с. 66-71.

3. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 2014. №5. с. 59-66.

4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработ. /Л. Г. Нуриева. -Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2006.-6 с— (Серия «Особый ребёнок»).

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.

6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. https://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.

Источник

У слепых детей при нормальном развитии интел­лекта и отсутствии органических поражений речевых центров речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих, так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ре­бенка речи.

И если к трем годам у слепого ребенка отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, и ребенка следует показать специалисту.

Читайте также:  Методика ранней диагностики речевого развития ребенка

В то же время в развитии разговорной речи слепо­го ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овла­дении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говоря­щего взрослого, за его мимикой, соответствующей оп­ределенной интонации, с которой произносится каж­дая фраза.

Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р» и «л».

Второй и наиболее важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств.

Работа родителей по развитию речи ребенка

раннего возраста с нарушением зрения

Трудности, связанные с овла­дением правильным произношением и артикуляцией звуков речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.

Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно про­вести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ре­бенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

Обучению правильной артикуляции, произноше­нию и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, пла­чет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способст­вуют специальные дыхательные упражнения, в про­цессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку.

Второй важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточ­ное зрение), чем больше он знакомится с окружаю­щей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осяза­тельному обследованию предметов, развитию слухо­вого восприятия.

В отношении слепого ребенка важно развитие тонких движений пальцев рук еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего.

Учитывая это, к развитию тонких движений паль­цев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом могут оказать игры-потешки, такие, как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

До знакомства ребенка третьего года с этой потеш­кой следует объяснить ему, показывая на его пальцы: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».

Можно использовать и другую потешку о паль­чиках:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Взрослый, обраща­ясь к нему (взяв его в руку), говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Затем, разгибая все пальцы ребенка, весело закан­чивает:

Встали пальчики.

Ура!

Нам вставать уже пора.

Знакомя ребенка второго-третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо на­зывать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует на­зывать его сразу. Сначала надо спросить: «Что это?» – и дать одну-две минуты поманипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому се­бе. Только в этом случае будет активно осуществлять­ся познание им окружающего мира.

Выполняя действия, в которых так или иначе уча­ствует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, вы­полняемую родителями, и каждый предмет, с кото­рым совершается действие. Говорить надо четко, быть немногословным, так, чтобы ребенок понял, что дан­ное слово служит для обозначения определенного предмета.

Читайте также:  Ниткография и развитие ребенка

Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобре­тении навыков. Оно, насколько это возможно, долж­но быть неразрывно с действием, с обследованием предметов. Так, посадив ребенка третьего года за стол, взрослый говорит: «Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, попробуй (следует обследование та­релки). Надо налить суп. Я сейчас возьму боль­шую ложку и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (при­касается рукой ребенка к теплой тарелке)…». Со временем ребенку будет достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это от­разится как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнить взрослому и т.д.).

Нужно учить ребенка подражать различным зву­кам (как лает собачка, как мяукает кошка, как капа­ет вода, как едет машина и т.д.).

Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выпол­нять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ре­бенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова «можно», «нельзя», глаго­лы в форме повелительного наклонения типа «ешь», «иди» и т.д.

На втором году жизни с появлением первых слов в активной жизни ребенка нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взросло­го: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начинает про­тягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На третьем году жизни, с развитием фразовой ре­чи, ребенок начинает выполнять простей­шие поручения: «Подойди ко мне», «Положи кук­лу…». К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предлогов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его ру­ки в свои. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по сто­лу и коробочке, произнося: «Где игрушка? Спрята­лась!» Затем его можно научить приподнимать коро­бочку и доставать игрушку из-под нее.

Важную роль в развитии речи ребенка играют по­тешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослым слова потешки или простого по структуре стихотворе­ния, предназначенного для маленьких слушателей, ре­бенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стихотворения, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и па­мять ребенка, необходимые при прослушивании и са­мостоятельном повторении произведения. Вначале ре­бенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это пони­мание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют вы­полнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихо­творение А. Барто «Идет бычок, качается», взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие – ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением. При этом не обязательно, чтобы он понимал значение каждого слова произведения. Так, слушая сказку «Курочка Ряба», ребенок стучит кулачком по столу, изображая, как дед и баба били яичко, показывает, как они пла­кали, когда яичко разбилось. Речь взрослого должна быть предельно выразительной и эмоциональной.

Для объяснения ребенку третьего года жизни со­держания прочитанного могут служить игрушки. На­пример, читая потешку:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись;

Наша Катенька пойдет –

Через киску упадет,

ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показы­вают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто «Уронили Мишку на пол», можно дать ребенку в руки мишку и в конце стихотворения пожалеть мишку вместе с ним.

После того, как ребенок заговорил, с ним можно общаться с помощью речи, воздействовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепен­но слово станет одним из важнейших средств позна­ния ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Источник