Субъективные условия развития ребенка в семье

Психология развития ребенка — одна из наиболее интен­сивно разрабатываемых областей психологии, в пределах которой опубликованы десятки тысяч научных работ. Большой вклад в психологию развития внесли многие видные советские ученые – Л. С. Выготский, Б. Г. Анань­ев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и другие. Глубоко изучены познавательные процессы и их развитие в детстве (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. В. Давыдов, Л, А. Венгер), мотивация и ее формиро­вание у ребенка (Л. И. Божович), ход развития социаль-

-17-

ной перцепции (А. А. Бодалев), моральное развитие детей (Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон), сензитивные и критические периоды в развитии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес), роль коллектива и вза­имоотношений в нем для развития детей (А. В. Петров­ский, Я. Л. Коломинский), влияние общения с матерью на развитие ребенка (М. И. Лисина) и многое другое. Как фундаментальная научная дисциплина психология развития ребенка лежит в основании многих областей практики, связанных с воспитанием и обучением.

Консультативная практика также опирается на до­стижения психологии развития, использует добытые нау­кой факты и закономерности. Нет никакой возможности даже очень кратко пересказать все релевантные кон­сультативной практике факты и закономерности из об­ласти детской психологии. Практические задачи консуль­тативной деятельности, однако, заставляют по-своему структурировать данные психологии развития, акценти­ровать те из них, которые непосредственно ориентируют консультативную практику. Точка зрения психолога-консультанта на данные психологии развития строится прежде всего на том, что объектом его анализа выступают различные формы неблагополучного развития и его причины. Эта точка зрения, далее, определяется двумя практическими задачами: распознать неблагополучие и его причины в данном конкретном случае и наметить, а затем и осуществить психологическое вмешательство в ход этого развития, повлиять на его причины или небла­гоприятные условия.

Психология развития ребенка показывает, что факто­ры, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптималь­ному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низко­му самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития с точки зрения консультативной практики удобно предста­вить как расположенные на оси, заданной двумя по­люсами.

На одном полюсе группируются факторы объективные,

-18-

выступающие как предпосылки или условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные фак­торы — экономический и культурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень соци­альной заботы о ребенке, этнокультурные традиции; воспитания. Другой подкласс объективных детерминант; психического развития – это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка, — в семье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы соматопсихические, ко­торые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки его раз­вития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития, болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные объективные факторы психическогого развития объединяются тем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного, конкретного ре­бенка, а потребностям других людей, групп или социальных общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его особенностями, которые формирова­лись помимо потребностей, воли, действий самого ребен­ка.

Другой полюс образуют субъективные факторы, ко­торые, хотя и находятся под воздействием и в зависимос­ти от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее — саморазвития ребенка. Эти факторы включаютспецифику развития потребностно-мотивационной сфе­ры, особенности формирования его сознания и самосозна­ния, его поведенческого стиля.

Читайте также:  Диплом условий развития ребенка младенца

Промежуточное положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, иду­щих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми — в семьеи в других коллективах.

Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех

-19-

перечисленных типов, которое образует реальную, эмпи­рически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е. Erikson, 1963). Для практики пси­хологической консультации такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов, преимущественно повлиявших на возникновение нару­шений детского развития, в конкретном случае предопре­деляет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личност­ных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотно­шениях детей и родителей, их общении.

Выделение этих трех возможных стратегий обуслов­ливает и то, что для индивидуально ориентированной психотерапевтической модели психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант пси­хического развития представляют те, которые так или иначе связаны с родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентирова­ны на работу в детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения, необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования родителей, однако их природа относится в большей мере к компетен­ции медицины. Влияние этих факторов на детское раз­витие и взаимоотношения в семье описано в отечествен­ной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебе­динский, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко). Таким обра­зом, первостепенный интерес с точки зрения практичес­ких задач психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.

Источник

Лаврентьева М. В.

Дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный
и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот
период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности,
маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов
деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание,
формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным на развитие личности
ребенка является влияние семьи и существующей в ней системы внутрисемейных, а
также детско-родительских отношений [1, с. 9].

Многие
исследователи указывают на большое влияние первого общения ребенка на его
умение в дальнейшем строить отношения с людьми. В онтогенезе первой формой
общения является эмоциональное общение, которое формируется при активном
взаимодействии матери и ребенка. Таким образом, первые взаимоотношения, в
которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Следовательно,
нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям в
общении с другими взрослыми и сверстниками.

Рост
эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению
невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей,
психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом
возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на
маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и
физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом
дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического
состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом
здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. Проблема
состо-ит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения
взрослых, повсеместно демонстрируя их. Следовательно, умение детей жить в
обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е.
проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной.

Читайте также:  Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка

Объективные и субъективные факторы развития ребенка

Психология
развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской
психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному
развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение
к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную
потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на
самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием
могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому
самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты
психического развития удобно представить как расположенные на оси, заданной
двумя полюсами [2, с. 17].

На
одном полюсе группируются факторы объективные, выступающие как предпосылки или
условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные факторы —
экономический и культурный yровень общества, наличествующие системы воспитания,
уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиция воспитания. Другой
подкласс объективных детерминант психического развития — это микросоциальные
процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка: в семье, в группе
детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы
соматопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не
менее, представляют собой объективные предпосылки его развития. К ним относится
наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития,
болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные
объективные факторы психического развития объединяются тем, что сам ребенок не
является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные
детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного,
конкретного ребенка, а потребностям других людей, групп или социальных
общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать
актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических
факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его
особенностями, которые формировались помимо потребностей, воли, действий самого
ребенка.

Другой
полюс образуют субъективные факторы, которые, хотя и находятся под воздействием
и в зависимости от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее —
саморазвития ребенка. Эти факторы включают специфику развития
потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и
самосознания, его поведенческого стиля.

Промежуточное
положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов
объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как
субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы
раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с
другими людьми — в семье и в других коллективах [2, с. 18].

Обобщающие
теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант
всех трех перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически
выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е.Еrikson, 1963).
Для практики такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим
и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов,
преимущественно повлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном
случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий
психологической помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их
личностных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних
проблемах, 3) центрации на взаимоотношениях детей и родителей, их общении.

Выделение
этих трех возможных стратегий обусловливает и то, что для индивидуальной
психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант
психическогo развития представляют те, которые так или иначе связаны с
родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть
подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в
наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы
требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентированы на
работу и детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения,
необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования
родителей, однако их природа относится в большей мере к компетенции медицины.
Влияние этих факторов на детское развитие и взаимоотношения в семье описано в
отечественной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский, Э. Г.
Эйдемиллер, А. Е. Личко).

Читайте также:  Как заполнить социальная часть карты развития ребенка

Таким
образом, первостепенный интерес с точки зрения практических задач
психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное
влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и
взаимоотношения в семье [2, с. 19].

Список литературы

1.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2003.

2.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического
консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.portal-slovo.ru

Дата добавления: 30.01.2007

Источник

семья — это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья — это первая социальная среда, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, полоролевая идентификация ребенка, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.

Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным условиям относятся: материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и другие. Следует заметить, что объективные факторы действуют не впрямую, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, более высокие доходы семьи обычно создают условия для более разнообразных занятий, кружков, возможностей использования компьютера, т.е. создают условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет в квартире своего личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся: психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т.д.

ребенок в семье включен в систему межличностных отношений на разных уровнях. Это:

— Детско-родительские отношения (включающие отношения с матерью и отношения с отцом как отдельные, не во всем совпадающие системы);

— Отношения между сиблингами (братьями и сестрами);

— Отношения со старшим поколением (бабушкой, дедушкой, возможно, другими родственниками);

— Отношения внутри подсистемы соответствующего ребенку пола (мать, бабушки, сестры — для девочки; отец, дедушки, братья — для мальчика);

— Отношения с подсистемой противоположного ребенку пола.

Каждый из этих уровней, с психологической точки зрения, включает в себя следующие компоненты:- эмоциональный компонент — чувства и эмоции, испытываемые по отношению друг к другу;-поведенческий компонент — набор ролей, сложившиеся поведенческие стереотипы, отражающие индивидуальные особенности членов семьи, особенности коммуникации между членами семьи;- когнитивный компонент — знания, представления о семейных ценностях, способах разрешения противоречий и т.п.- социально-перцептивный компонент — восприятие и понимание членами семьи друг друга.

Семейное воспитание — это направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер, среди которых можно выделить:-психофизиологические особенности, темперамент родителя и личностные качества родителя;-мотивацию воспитательной деятельности;

-уровень развития педагогических способностей, уровень психолого-педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей, опыт.

Источник