Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка

Влияние творческой деятельности на полноценное развитие личности ребенка

Творчество. С самого рождения эта деятельность играет одну из важных ролей в жизни каждого человека. Фантазия и воображение помогают в работе, налаживании социальных контактов, а главное, благодаря своей индивидуальности, человек обретает свое «Я» и достигает успехов в любом деле.

Творчество – это способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи.

Творческая деятельность, является одной из самых продуктивных в раннем детстве. Конечно, почти всю деятельность ребенка можно назвать созидательной и творческой. Ведь подвижные малыши почти всегда рисуют, лепят, вырезают, танцуют и поют (совершенно прекрасно у них получается даже совмещать несколько деятельностей одновременно).  Чаще всего детей мы застаем за игрой, она дает нам понять наклонности ребенка, а так же какая сфера деятельности ему наиболее интересна. Можно сказать, что игра является основой для проявления детского творчества. В неожиданных и спонтанных играх, где нет правил, наиболее ярко проявляется детская фантазия и воображение. Играя дети заранее проживают социальные роли, предстоящие в будущем, познают окружающую среду и проявляют свое творчество.

Воображение – еще одно понятие, без которого не возможно творчество. Присущее только человеку, воображение дает возможность создания нового путем переработки прошлого опыта. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы полноценно развивать творческую деятельность ребенка, ему нужно получать как можно больше ярких впечатлений, опыта, открытий.

Ребенок, опыт впечатлений которого беден, не сможет, даже, представить себе картину, которую будет описывать педагог – будь то описание истории, взаимоотношение героев, внешность, или объемная фигура. Именно в такие моменты проявляется ценность творчества для общего развития.

Для стимулирования творческих способностей с раннего детства нужно привлекать ребенка к рисованию и лепке, знакомить с музыкой и техническим окружением, поощрять после каждого открытия для большего стимулирования к дальнейшим исследованиям. Также для гармонии в развитии необходимы методичность и последовательность. Не стоит доводить до пресыщения ребенка грая с ним, к примеру, в развивающие игры. Если во время развивающей игры вы заметили, что интерес ребенка начинает слабеть, то лучше отложить игру, и сделать небольшой перерыв. Так же можно составить программу, для развития творческих способностей. Она должна будет включать в себя наглядные, словесные, практические методы развития. К наглядным методам можно отнести просмотр разных картинок, находить в них общее или отличие. Словесные методы – это разные формы общения, рассказы и беседы, к примеру сочинение сказок, по определенному сюжету. К практическим методам можно отнести игры, выполнение всевозможных упражнений, направленных на физическое развитие. Благодаря сочетанию всех методов, можно добиться разностороннего развития ребенка, это положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Творческий ребенок сможет решить любую проблемы, так как его мышление будет выйдет за рамки типичного восприятия. Фундаментом творческой деятельности является творческое мышление и активное воображение.

Как же помочь малышу развивать творческое мышление и активное воображение:

  1. Дарить ребенку новые впечатления, обогащать его окружение предметами, которые будут подогревать его интерес к исследованиям.
  2. Создавать условия для проявлений талантов ребенка и его творческих навыков.
  3. Одобрять любые творческие начинания, создавая доброжелательную атмосферу.
  4. Позволять ребенку задавать вопросы и высказывать личные идеи и мысли, общаться на различные темы.
  5. Давать возможности пробовать все новое на практике.
  6. Показывать на своем примере решение задач творческим путем.

При осуществлении процесса творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность и достижений ребёнка.

Источник

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка после 2 лет

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности.

Развитие человека является очень сложным инволюционным (лат envolutio — свертывание) — эволюционным (лат evolutio — развертывание) постепенным движением, в ходе которого происходят как прогрессивные, так и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке, развитие изменяется только по направлению, интенсивности, характеру и качеству (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Читайте также:  Гиперосмотическое развитие у ребенка

Процесс развития человека представители различных философских течений объясняют по-разному. Представители идеалистической философии (Беркли, Юм) считают, что развитие человека является процессом стихийным, неуправляемым, спонтанным; научно-материалистическая философия (Локк, Бэкон) трактует развитие как свойство живой материи, благодаря присущим ей движению и самодвижению.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа.

На мой взгляд, творчество является характерным признаком человеческой деятельности, необходимой составной частью его развития, неотъемлемым условием успешного существования индивидуума. Творчество, на одной ступени с наукой, является движущей силой прогресса, ведь во многом благодаря нестандартным решениям и творческим идеям происходит эволюция в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Творчество, как правило, содержит в себе элемент новизны, подразумевает под собой оригинальный подход к проблемам и достижениям результата. Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким слепым представлением скрывается великое множество исследователей и великих мастеров, осваивающих мир в процессе своей деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

По сути, если говорить своими словами, творчество — это своеобразная эволюционная форма деятельности человека, которая проявляется во всех сферах жизни человека и которая приводит человека к достижению более высокого уровня развития. Творческая деятельность — это процесс, комплекс действий, направленных на усовершенствование человека. И этот процесс является таким же важным и неотъемлемым, как и ,например, процесс социализации личности.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека — это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом лишь человеческого рода. Творчество не дар природы, а приобретенное через труд свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая активность есть главный компонент культуры, её сущность.

Благодаря творчеству и его воздействию, личность становится личностью в полной мере этого понятия, может развиваться целостно и всесторонне. На определенном этапе своего развития человек обязательно приходит к ощущению необходимости привнести в свою жизнь элемент творческого подхода, креативной работы

Зачастую творчески развитый человек находит выход в решении задач и достижении целей, минуя стандартные и шаблонные пути. Творческие и креативные подходы позволяют нам видеть больше, думать шире, минуя закостенелые догмы и правила, прижившиеся в обществе. Там, где некоторые люди могут найти лишь препятствие или стандартное решение, творчески развитая личность сможет найти возможности или неординарные варианты выхода из положения. Сделать жизнь во многом красочнее, интереснее, полнее и насыщеннее может именно эта креативная гибкость мышления.

Творчество — это естественное состояние человека. Бердяев писал: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. …Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением) и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других… Путь творческий — жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности».

И на самом деле, личность, идущая творческим путем, заведомо в большей степени от других свободна и независима от устоявшихся догм и сводов правил, так как выбирает и находит совершенно иные варианты прохождения этого пути.

Источник

Филиал МКОУ СОШ с.Суадаг  в с.Хаталдон

Доклад на педсовете по теме:

«Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка»

Учитель технологии: Цховребова М.А.

01.11.2017 г

«Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка»

                                                           Порыв к творчеству может так же легко    угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка картинки

                                                                                            Константин Паустовский

                  На  сегодняшний день проблемы развития творчества направлено внимание психологов,  педагогов и других специалистов. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Для развития личности полезно овладеть творчеством, навыками креативности. Психолог С. Криппнер указывает на тот факт, что термин «творчество» имеет множество значений: процесс, результат, способность, психологический механизм.Главная функция творчества — защита от внутреннего психического перенапряжения, которое может привести к различным неврозам и срывам. 

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Мы ставим перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В раннем детстве надо вовлекать ребенка в рисование, знакомить с музыкой, лепкой с помощью игры и поощрения. Что делать, когда ребенок подрастет? Создавать условия для проявления таланта и творческих навыков:

1. Одобрять любые творческие порывы ребенка, создавать доброжелательную атмосферу в доме для созидания.

 2. Дарить ребенку новые впечатлений и обогащать его мир предметами, способствующими развитию пытливости.

   Среди большинства людей далеких от коррекционной педагогики, распространено мнение, что творчество и фантазия у детей с низким интеллектом отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса — это и есть, по нашему мнению, зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. На протяжении всей своей работы с детьми, мы стремимся научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей социальной адаптации. В большинстве случаев, помимо недостатков умственного и физического развития, у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств.

Какие же цели мы ставим перед собой: 

— воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе);

— уважение к людям труда;

— сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;

— формирование организационных умений в труде.

Наряду с этими общими задачами решаются задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности. Мы стремимся научить детей 

— планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);

— контролировать свою работу (правильность действий, анализ качества изделия).

Блок «Рукоделие» содержит следующие темы:

  • Батик – роспись по ткани. На разных ступенях обучения осваивается узелковый, горячий и холодный батик. Как готовый продукт изготавливается салфетка в этой технике.
  • Вышивка орнаментов и монограмм. Изготовление носового платка, оформление швейного изделия
  • Изготовление аппликации.
  • Изготовление сувениров и подарков.
  • Декупаж – салфеточная техника. Осваивается оформление предметов интерьера ( цветочные горшки, посуда, панно).

На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением. Мы считаем, что каждой поделке необходимо придать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, или подарком к празднику или любимой игрушкой. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.

    В процессе работы осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности у учащихся, их наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации и недостатков развития мелкой моторики рук.

Занятия помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка. Мы считаем, что главное в работе с детьми — создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках, развития творческого потенциала и как конечная цель — воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И мы в этом стараемся им помочь.

Источник