Структура папки развития ребенка

Структура папки развития ребенка thumbnail

Структура  портфолио дошкольника 4-7 лет в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендации по составлению.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 4-7 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития. 
Критерии переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
— социально-личностное развитие,
— познавательно-речевое развитие,
— физическое развитие,
— художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем. 
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное — самим малышам! 
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио?

Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом — самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Титульный лист для детского портфолио — это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. – Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) – Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) – Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры»

— Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

— Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) – Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.) – Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

Читайте также:  Первый год жизни воспитание развитие ребенка

— 4-ый День рождения — 5-ый День рождения — 6-ой День рождения

Раздел 4 – «Я расту» Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития» 
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни. 
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения. 

1. Показатели физического развития

4 года

5 лет

6 лет

Рост, см

Вес, кг

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития» 
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие). 

– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша) – Я знаю буквы – Я читаю в 4, 5 лет – Я умею считать в 4, 5 лет – Моя любимая песенка – Мое любимое стихотворение – Я играю на музыкальных инструментах – Я танцую – Мир вокруг меня – Мир внутри меня

«Творческое развитие»

(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

— рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) — лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) — аппликация
— конструирование — фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) — театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды» 

Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. — Мои путешествия — Мои открытия

— Мои экскурсии — Впечатления о посещении театров, выставок

Раздел 5– «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме) – Воспитателей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем, как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Источник

Структура детского портфолио.

  Что такое портфолио? Портфолио (от англ. Portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. В педагогической литературе портфолио характеризуется так – это коллекция работ дошкольников, всесторонне демонстрирующая результаты, его растущие навыки, выставка успехов малыша по основным направлениям его развития. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его воспитания и обучения (лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребёнка, его растущие навыки).

   Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития. 
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах «Истоки» (М., 2011), «От рождения до школы» (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:

  • Социально – личностное развитие,
  • Познавательно – речевое развитие,
  • физическое развитие,
  • художественно – эстетическое развитие.
Читайте также:  Этапы развития продуктивной деятельности ребенка

   Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем. Портфолио пригодится родителям, педагогам, а самое главное – самим малышам! 
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

   Каким будет портфолио? Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет». Поймет! Уже c 3 – летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

   Титульный лист. Титульный лист для детского портфолио – это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио. Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает, в какой детский сад ходит. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • устанавливать более близкие отношения с ребёнком, создавать атмосферу общности интересов;
  • поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям: социально – личностное развитие, познавательно – речевое, художественно – эстетическое.
  • поддерживать и стимулировать воспитательную и обучающую мотивацию дошкольника;
  • формировать инструмент самопознания «Какой Я»;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешного воспитания.

  Преимущества портфолио:

  1. Портфолио пригодиться родителям, педагогам, а самое главное – самим малышам.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей дошкольника посредством анализа разнообразных видов деятельности.
  3. Портфолио направлено на сотрудничество воспитателя и ребенка с целью оценки достижений, приложенных усилий в различных видах деятельности.
  4. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного обучения и воспитания, которая смещает акценты от жестки факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Цели и задачи портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого дошкольника, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов дошкольника;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • формирование инструмента самопознания «Какой Я».

Разделы портфолио:

Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребёнка, указываются его фамилия и имя, номер группы; рассказывается о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях. Вводится рубрика «Я люблю…» («Мне нравится…»), в которой будут записаны ответы ребёнка. Здесь можно рассказать, как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева. Поместить  фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Раздел 2. «Я расту». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно – графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни. 
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения. 

Читайте также:  Концепция развития ребенка в исторической науке

Раздел 3. «Портрет моего ребёнка». В разделе помещаются сочинения о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю». В разделе фиксируются высказывания самого ребёнка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот, что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книги – самоделки). Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) Лепка (пластилин, глина, скульптурная масса). Аппликация. Конструирование. Фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках). Театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии).

Раздел 6. «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много, и их получает ребёнок в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями. Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 7. «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателями, работающими с ребёнком.

Раздел 8. «Спрашивайте родители!».  В разделе родители формулируют свои вопросы к воспитателям.

Источник

Ольга Флегонтова
Содержание папки воспитателя детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

детский сад «Алые Паруса»

Методическое сопровождение по теме «Папка воспитателя»

Содержание «Папки воспитателя»:

список воспитанников группы на учебный год;

режим дня на учебный год (тёплый и холодный период);

режим дня на адаптационный период (группа раннего возраста);

расписание ООД на учебный год;

комплексно-тематический план работы с детьми на учебный год (с планируемыми

итоговыми мероприятиями по каждому тематическому периоду);

перспективно-тематический план работы с детьми на учебный год;

календарно-тематический план работы с детьми на учебный год;

перспективный план работы на адаптационный период (для группы раннего возраста);

примерная циклограмма форм работы в течение дня (по образовательным областям);

примерный план организации непрерывной образовательной деятельности на неделю;

папка «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»:

— перспективный план работы с родителями на учебный год;

— протоколы родительских собраний за учебный год и материалы к ним;

— состав (список) Совета родителей группы (выделить представителей в Совет

родителей учреждения);

папка по инновационному взаимодействию с родителями в учебном году (план работы,

конспекты мероприятий, фото и видеоматериалы – электронное приложение и др.);

программа (план) профессионального саморазвития;

рабочая программа с учётом возраста группы + электронный вариант;

табель учёта посещаемости по месяцам;

папка по учёту индивидуального развития воспитанников (на весь период пребывания ребёнка

в детском саду):

— дневники (по количеству детей в группе) индивидуального сопровождения воспитанника;

— карта (по количеству детей в группе) учёта индивидуального развития воспитанника;

— лист рекомендаций специалистов – педагога-психолога и учителя-логопеда (по особенным

детям — ПМПС);

— лист ограничений и рекомендаций врача-педиатра;

папкапо организации и проведению педагогической диагностики:

— структурированные таблицы по 5-ти образовательным областям за полненные на каждого

ребёнка 2 раза в год;

— сводные данные по группе с общими выводами на начало и конец учебного года;

папка «Материалы по внутрисетевому взаимодействию»;

папка «Консультации старшего воспитателя»

план прогулок и экскурсий на учебный год (со средней группы);

план праздников и развлечений на учебный год;

план физкультурных досугов на учебный год;

комплексы утренней оздоровительной гимнастики, бодрящей гимнастики (распечатанные на

месяц);

список методической литературы и интнрнет-ресурсов, используемые для организации

образовательной деятельности в группе;

организация ППРС по образовательным областям;

паспорт группы по образовательным областям;

списки с маркерами (картинки, номера) на каждого ребёнка (шкафчик, горшок, кроватка,

полотенце и др.)

перспективное планирование по экологическому образованию, ППД, игровой деятельности и

др. (по выбору воспитателя, любое одно направление).

С содержанием «Папки воспитателя»ознакомлен:

Подготовила старший воспитатель О. В. Флегонтова

Источник