Старший школьный период развития ребенка

Старший школьный период развития ребенка thumbnail

Характеристика старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.

Этап старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.

Часто характеристика старшего школьного возраста отмечается тем, что обостряется борьба двух поколений – старого и нового, возникает множество конфликтных ситуаций. и это не всегда обусловлено столкновением взглядов, порой на конфликты подталкивает всплеск гормонов.

Физиологические изменения

С точки зрения физиологии старший школьный период характеризуется быстрым ростом организма, развитием эндокринных желез.

От уровня половых гормонов зависит рост организма. В этот период определяется рост подростка. Если до периода полового созревания колебания роста незначительные, то, начиная с этого периода даже ранее отстающие могут значительно прибавить в росте, достигая по центильным таблицам уровня на несколько пунктов больше предыдущих.

С бурной деятельностью эндокринных желез связано изменение работы сальных желез, что приводит к формированию угревой сыпи. Справиться с ней поможет правильный уход за кожей, гигиеническая обработка и время. После того, как самый активный период закончится, сыпь сама пройдет.

В этот период у девочек начинается менструация, и с этого момента бурное развитие молочных желез и половых органов несколько замедляется.

Развитие старшего школьника женского пола начинается раньше и протекает быстрее, чем у мальчиков, поэтому девочки созревают раньше. У мальчиков скачок роста и всплеск гормонов происходит в более поздний период.

Первая менструация

У девочек в среднем это происходит в 12 лет, а у мальчиков – в 14. Этим определяется и гораздо более поздняя готовность мужчины к созданию семьи.

В этап старшего школьного возраста увеличивается мышечная сила, жизненная емкость легких.

Активно развивается головной мозг, за счет чего несколько ухудшается мозговое кровообращение. За счет интенсивного роста увеличивается обмен веществ, что требует увеличения каллоража потребляемой пищи. При этом возрастает потребность в основных питательных веществах пищи: в первую очередь, в белке, хотя это касается и жиров, и углеводов.

Появление полового влечения

Развитие старшего школьника физиологическое влечет за собой изменение поведения. С этого момента появляется половое влечение к лицам противоположного пола.

Определяются симпатии, пары, появляются первые отношения. Теперь формируются вкусы и предпочтения в отношении противоположного пола. В этот период отвлекается внимание от учебы, на первый план выходит личностное становление.

О того, насколько самостоятельная личность получится в результате переходного возраста, зависит и последующая жизнь человека.

Психологическая нагрузка на подростка

Старший школьный период  характеризуется тем, что для родителей подросток был и остается ребенком, однако он ищет свой путь, хочет сам принимать решения и быть самостоятельным, считая, что все получится, поскольку он уже не ребенок.

Он не может определиться с приоритетами, за что получает неодобрение со стороны родителей, ведь они не понимают причины невнимательности ребенка.

Отношения подростков

Особенности протекания старшего школьного периода

Развитие старшего школьника было бы менее сложным, если бы все составляющие развития в этот период происходили синхронно. Между тем, физиологические изменения и психологические происходят в разные периоды.

Начинающийся рост организма присоединяет развитие желез внутренней системы. Только, казалось бы, подросток адаптируется к этому, но ухудшение мозговой деятельности не дает в полной мере справиться в короткие сроки с этим.

А ведь усложнение и увеличение объема информации, преподаваемой в школе, требует повышенного внимания. Поэтому организм ребенка должен справиться с целым комплексом задач.

В этот период страдает психологическая устойчивость школьника, он становится подверженным психологическим срывам.
Переходный период затрагивает каждую семью, поэтому наверняка каждому есть что сказать по этому поводу.

Родители, или сами молодые люди, прошедшие этот период — делитесь опытом, оставляйте комментарии к статье, пишите о своих впечатлениях об этом периоде жизни. Что было наиболее сложно, кто помог в сложный период жизни, с кем сложнее всего складывались отношения?

Ведите диалог с другими посетителями сайта, подписывайтесь на раздел, оставайтесь с нами!

Загрузка…

Источник

Период старшего школьного возраста (пyбертантный) — дети с 12до17лет, но необходимо помнить, что социальная категория «старший школьный возраст» не полностью совпадает с физиологической категорией «пубертатный период», поскольку половое созревание заканчивается после окончания школы: у девочек — к 18 годам; у мальчиков — к 20-22 годам.

Анатомо-физиологические особенности

Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика.

Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов С преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка вера

Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7-8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, ‘рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.

В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.

Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

С 12- 13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это проявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

В связи с половым созреванием появляется оволосенение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.

Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика,

Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 — поясничной и копчиковой.

С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем — к проблемам во время беременности и родов.

Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу.

В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный .рост черепных костей.

К 10-13 годам происходит окостенение запястий, а к 9- 11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).

Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).

К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.

Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.

При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей: l-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);

  • 2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;
  • 3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8- 10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет.

Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет-20-25 в мин.; с 12лет и старше -16-20 в мин.

Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.

К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.

Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:

  • — у детей с 7 до 11 лет -т.е- 80-90 ударов в минуту;
  • — у детей с 12 лет и старше — 70-80 ударов в минуту.

Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n — число лет ребенка.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.

В среднем же у подростков: АДmax = 120 мм рт. ст. АДmin = 80 мм рт. ст.

Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.

К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12- 13 годам — 1500 мл.

Читайте также:  Мероприятие направленное на развитие ребенка

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.

Число мочеиспусканий составляет — 8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, У детей старше 12 лет — 1015-1025.

Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n — число лет ребенка, начиная с 5 лет.

Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.

Эндокринная система требует особого внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:

  • 1. Имеют очень незначительную массу.
  • 2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.
  • 3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
  • 4. Работают по принципу «обратной связи». Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде, получая гормоны от матери.

Щитовидная железа расположена. на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т.е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина:

Парашитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.

Вилочковая железа (тимус) расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2-5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает, вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен.

Поджелудочная железа является железой двойной секреции: внешняя — выработка пищеварительных ферментов; внутренняя — выработка гормонов. Гормоны поджелудочной железы регулируют углеводный, белковый, жировой обмен.

Надпочечники — парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового веществ. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов, их называют кортикостероидами.

Половые железы являются парными железами двойной секреции.

Яичники — женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны — прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.

Яички — мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.

Нервно-психическое развитие

Сомато-вегетотивные показатели:

  • · настроение (преобладает хорошее, ровное, устойчивое иди отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения);
  • · наличие страхов (темноты, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов);
  • · аппетит (без отклонений иди имеются нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой);
  • · сон (без отклонений иди имеются нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения);
  • · отсутствие или наличие энуреза, энкопреза.

Вегето-диэнцефальные показатели:

  • · отсутствие или наличие головных болей (возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером, боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, тяжесть в голове, неопределенные ощущения);
  • · утомляемость (бывает часто или редко, связанная с физическими или психическими нагрузками, снижение работоспособности);
  • · плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов;
  • · наличие головокружений. обмороков, тошноты. Поведение и показатели психомоторной сферы;
  • · поведение (ровное, спокойное, уравновешенное, или отмечается повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность, заторможенности, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм);
  • · речь (нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др);
  • · отсутствие или наличие навязчивых движений (тиков) и действий (моргание, нахмуривание лба, гримасничанье, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос навязчивый счет, ритуалы);
  • · отсутствие или наличие патологических привычек (кусание ногтей, выдергивание волос,’ онанизм, раскачивание головы или туловища).

Интеллектуальное развитие:

оценивается по результатам тест-опроса, предлагающего ответить на ряд вопросов из трех разделов, связанных с изучением:

  • · общего развития (осведомленность);
  • · сообразительности, понятливости;
  • · абстрактно-логического мышления, способности обобщать.
Читайте также:  Процесс физического развития ребенка

Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности к их накоплению и долговременной памяти. Сообразительность, понятливость характеризуют социальную зрелость ребенка. Уровень логических абстракций характеризует способность к логическому, абстрактному мышлению, обобщениям понятий. Уровень интеллектуального развития может быть признан нормальным, соответствующим возрасту в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из трех вопросов.

Источник

Старший школьный возраст. Особенности развития

Старший школьный возраст – это возраст от 15 до 18 лет

Старший школьный возраст характеризуется совершенно новой для детей социальной ситуацией. Все познавательные процессы сформированы еще в подростковом возрасте. В старшем школьном возрасте и в дальнейшем они будут только укрепляться и совершенствоваться. Главное для старшего школьника теперь другое — выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Соответственно новая доминанта изменяет отношение к учению, заставляя соотносить свои старания и практическое их применение. Как правило, школьники старшего возраста к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, хотя, конечно, многие еще колеблются, надеются на своих родителей. Но, в основном, для них уже ясно, чем бы они хотели заниматься. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное.

Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.

В старшем школьном возрасте завершается половое развитие. В физическом отношении тоже все спокойно, все функции развиты, и школьник готов к физическим и умственным нагрузкам. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Основным рефреном в обучении старшеклассников выступает самостоятельность. Этому посвящены и приемы, используемые учителями школ для формирования навыков самообразования у школьников — работа с учебным материалом; работа со справочным материалом; использование компьютерных технологий в поиске материала; написание рефератов, рецензий и аннотаций и многое другое.

Формирование мировоззрения — важнейший этап развития детей старшего школьного возраста. Обретение своей собственной позиции усиливает социальную направленность школьников. В отличие от подростков, для которых особое значение имеют их поступки, у старших школьников особое значение приобретают их взгляды и ценностные ориентации, их мнения по любому поводу. В этом и проявляется их самостоятельность. Молодые люди не только стремятся к взрослости, но они понимают, что взрослость уже пришла. Им важно показать свое отличие от других, свою оригинальную позицию, оригинальное мнение или оригинальную деятельность. Их «выпячивание» себя уже лишено подростковой бравады, наоборот, они стремятся продемонстрировать свой ум, свои обширные знания, свою оригинальную оценку. Уровень самосознания старшеклассников возрастает. Они более критичны как к другим, так и к себе. Считая себя взрослыми, они предъявляют высокий уровень требовательности к учителям, родителям, окружающим их людям. Соответственно возрастает и возможность самовоспитания. Оценивание себя и сравнение с идеалом заставляет старших школьников довольно строго относиться и к оценке своих качеств.

На уровень самовоспитания старших школьников влияет ряд противоречий, которые во многом затрудняют этот процесс. К ним можно отнести, к примеру, такие, как восприимчивость к своей оценке окружающих и нежелание показывать свою неудовлетворенность; стремление к идеалу в глобальных, «мировых» делах и беспринципность в малом, повседневном; формирование стойкости и мужества и проявления слабости и «ребячества» и пр.

В общении со сверстниками и взрослыми старшие школьники тяготеют к дискуссионным формам. Причем тема для дискуссии может быть любая. Главным для них является отстоять свою собственную точку зрения. Основные темы лежат, конечно, в нравственно-этической плоскости. Это своеобразная подготовка к переходу во взрослый мир. Искания старшеклассников, как правило, эмоционально окрашены, экспрессивны. Они горячо и страстно отстаивают свое мнение.

Старший школьный возраст — это время поиска смысла жизни, открытий и экспериментов, готовность проникать в сущность вещей, явлений, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

Рекомендуем посмотреть:

Эстетическое воспитание в старших классах

Средний школьный возраст. Особенности развития

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник