Стадии развития поведения ребенка
Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.
Возрастные этапы развития детей
Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:
- внутриутробный (280 дней беременности);
- младенческий (первый год жизни);
- ранний (до трех лет);
- дошкольный;
- младший школьный (с первого по седьмой класс);
- старший школьный.
Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.
Внутриутробное развитие
Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время беременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.
Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.
Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.
Младенчество
Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.
В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.
Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!
С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.
К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.
Ранний этап
Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и независимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.
Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:
- стройка за́мков из кубиков;
- складывание простых пазлов;
- попадание в мяч ножкой;
- выполнение простых просьб взрослых;
- складывание фраз из пяти слов;
- рисование прямой вертикальной линии;
- декламация четверостиший и потешек;
- знание частей своего тела и их расположения;
- пользование горшком и туалетом;
- самостоятельное употребление пищи и жидкости;
- разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
- умение мыть и вытирать руки.
В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.
Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки малыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.
Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.
Дошкольный возраст
Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие индивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.
Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!
Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.
Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, воображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.
Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).
Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:
- понимание величины, длины, высоты;
- знание геометрических фигур;
- сравнение чисел;
- сравнение предметов по цвету и форме;
- нахождение лишних предметов среди похожих;
- составление рассказов по картинкам;
- ведение диалога и монолога.
Младший школьный возраст
Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когда родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.
Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.
В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.
Старший школьный возраст
Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.
Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.
Источник
Развитие ребенка в раннем возрасте — это не только физические изменения, но и очевидный прогресс поведения и восприятия окружающего мира. Именно в этом возрасте кроха осваивает речь, учится играть, общаться, формирует представления не только об окружающих, но и о себе.
Когда говорят о раннем детстве ребенка, то подразумевают первые три года его жизни. В течение этого периода закладывается целый ряд важных человеческих качеств:
- любознательность;
- познавательная активность;
- настойчивость;
- уверенность в себе;
- доверие к окружающим и пр.
Каждая из этих способностей возникает и развивается под влиянием взрослых, которые принимают участие в жизни маленькой личности.
Особенности поведения со взрослыми
В раннем детстве для ребенка в плане использования предметов и поведения в целом особенно важным является пример взрослого. Взрослый для малышей на этом этапе жизни — это источник внимания и заботы, а также «поставщик» предметов, которые представляют для них интерес.
Совместная деятельность на этом этапе уже не ограничивается демонстрацией предметов. Теперь для ребенка важно, чтобы взрослый принимал участие в совместной деятельности, сотрудничал, демонстрировал новые возможные действия с предметами на личном примере.
В процессе совместной деятельности взрослый с ребенком раннего возраста выполняет следующие функции:
- объясняет смысл действий с предметом;
- демонстрирует движения и действия с использованием предмета;
- контролирует процесс использования предмета, поощряя или порицая поведение малыша.
В период раннего детства, то есть с года до трех, дети особенно активно усваивают новые способы обращения с предметами именно за счет участия в процессе взрослых. К окончанию этого периода малыши умеют обращаться не только с игрушками, но и с целым рядом бытовых предметов самостоятельно.
О роли предметной деятельности
Развитие ребенка раннего возраста протекает в несколько этапов, одним из наиболее важных среди которых является освоение предметной деятельности. Именно она является до 4-5 лет ведущей, так как влияет на развитие поведения, психики и в целом личности ребенка.
В процессе развития предметной деятельности совершенствуется и развитие восприятия, а именно оно определяет сознание и поведение дошкольников в самом начале их жизни. Так, например, память в этом возрасте может существовать в виде узнавания, что является не чем иным, как восприятием уже знакомых вещей и предметов.
А вот мышление в раннем детстве непосредственное: ребенок способен установить связи между предметами, которые включены в поле его восприятия.
Большая часть действий с предметами связана с их свойствами — величиной и формой, поэтому в раннем возрасте именно их можно считать основными для малышей. На цвет дети на этом этапе жизни обращают не так много внимания. Для них одинаково легко распознать как яркие, так и бесцветные предметы и изображения по форме и общим контурам. Это не означает, что дети не знают цветов — просто пока цвет не считается ими признаком, по которому проводится распознание предмета.
Что такое соотносящие действия?
Огромную роль в процессе развития поведения ребенка раннего возраста имеют так называемые соотносящие действия, в ходе которых совершаются манипуляции с несколькими предметами с учетом их основных свойств и особенностей. При осуществлении таких действий малыш учитывает величину, форму, размер предметов.
Яркими примерами игрушек, забавы с которыми относят к разряду соотносящих действий, являются кубики, пирамидки, матрешки и всевозможные игрушки-вкладыши. В процессе игры малыши вынуждены совершать несколько манипуляций, подбирая, разбирая, соединяя отдельные детали игрушек по определенному алгоритму.
На начальном этапе ребенку приходится выполнять эти действия методом проб и ошибок, так как определить величину или форму только зрительно для него непросто. Со временем кроха научится добиваться правильного результата методом подбора и примеривания отдельных элементов, отыскивая нужную деталь и выстраивая алгоритм работы.
Что такое зрительное соотнесение?
Следом за внешними ориентировочными действиями ребенок раннего возраста начинает осваивать зрительное соотнесение отдельных свойств предметов, подбирая правильные детали без использования метода проб и ошибок.
На протяжении всего раннего возраста восприятие и предметные действия прочно связаны между собой. Если малыш задумал выполнение какого-либо действия или алгоритма действий, он без проблем сможет определить нужные для этого свойства предметов. Во всех остальных случаях восприятие может характеризоваться неточностью и смазанными контурами.
Примерно к концу раннего детства, то есть к трем годам, у детей начинают формироваться представления о свойствах, закрепленных за отдельными предметами. Взрослые на этом этапе должны способствовать обогащению числа представлений у детей, знакомя их с разными характеристиками, признаками и свойствами предметов в процессе манипуляций с ними. Чем более разнообразной будет сенсорная среда, доступная малышу, тем активнее будет протекать развитие его поведения и психики.
Влияние мышления на поведение детей
В самом начале раннего детства некоторые особенности поведения ребенка свидетельствуют о развитии у него мышления. В процессе отдельных действий можно увидеть, что ребенок действительно связывает отдельные предметы и явления, используя, например, стул для того, чтобы достать игрушку с верхней полки, или веревочку для катания машины.
По мере усвоения соотносящих действий дети начинают осознавать связь между отдельными предметами, что позволяет им со временем решать разные по сложности практические задачи. В отношении развития мышления это умение является серьезным прогрессом.
На начальном этапе устанавливать подобного рода связи дети учатся на практическом опыте, пробуя по-разному использовать предметы, добиваясь случайного эффекта в результате желания получить новые впечатления. Так, например, для малыша первого года жизни станет абсолютным сюрпризом струя, появившаяся из бутылочки при случайном нажатии, или игрушка, спрятанная в коробке, открыть которую получилось также совершенно случайно.
Мышление у детей раннего возраста является наглядно-действенным. Именно оно помогает малышам проводить связи между предметами и явлениями, выстраивая поведение в зависимости от необходимости получения того или иного эффекта от действий.
Ребенок раннего возраста получает огромное удовольствие от возможности экспериментировать и проявляет потрясающую настойчивость в достижении целей, когда познание дарит ему целый ряд познавательных эмоций, начиная от любопытства и заканчивая радостью или удивлением.
Влияние игры на поведение малыша
Вышеописанные действия малышей с предметами в раннем возрасте пока нельзя называть игрой. Говорить о полноценном разделении предметной деятельности и игровой можно будет только в конце раннего детства, то есть не ранее трех лет.
Малыши начинают играть с игрушками, максимально схожими с реальными людьми и предметами, пытаясь воспроизводить с ними знакомые им действия. Например, девочки одевают и раздевают кукол, кормят пупсов, мальчики катают поезда и машины, запускают самолеты.
Активное развитие предметных действий и совершенствование речевых навыков способствует появлению первых игровых замещений, когда малыши используют палочки вместо столовых приборов, а бумажки и фантики как деньги в игрушечном магазине. Игровые замещения появятся в игре ребенка только в результате общения его со взрослыми, которые смогут показать пример, проецируя воображаемую ситуацию.
Игровые замещения у ребенка раннего детства будут стимулировать у него развитие фантазии, помогут контролировать поведение в разных ситуациях, создавать образы, которые станут первым проявлением воображения.
О роли общения со сверстниками
Ребенку раннего возраста крайне важно иметь возможность общения с одногодками. Стоит понимать, что поведение малышей в компании ровесников, несмотря на потребность общения, имеет свои особенности. Если проанализировать контакты детей в этот период жизни, то можно будет отметить их очевидное отличие от контактов со взрослыми.
Общение детей построено на двигательной активности и ярком проявлении эмоций. А вот способность реагировать на личность участника совместной игры у детей пока не развита. Общаясь со сверстниками, они делают акцент на выявлении собственного «я».
Общение в период раннего детства носит характер эмоционально-практического взаимодействия, которое отличают:
- непосредственность;
- раскованность;
- креативность;
- подражание действиям партнера;
- яркая эмоциональная окраска и пр.
Дети делают упор на воспроизведении ярких эмоциональных действий перед партнерами, желая привлечь их внимание к своей личности. Малыши могут пищать, жестикулировать, падать, прыгать и совершать ряд нестандартных действий, таким образом испытывая яркие эмоции и чувствуя уверенность в себе.
Развитие необходимости общаться с одногодками происходит поэтапно. На начальном этапе дети интересуются друг другом — это происходит в самом начале раннего возраста. На следующем этапе, в два-два с половиной года, малыши пытаются всеми силами завоевать внимание сверстника разными действиями. Ближе к окончанию раннего детства, в три года, малыши способны проявлять чуткость по отношению к одногодкам.
Развитие поведения малышей в общении со сверстниками происходит отчасти благодаря участию в процессе взрослого, который помогает им увидеть в других детях такую же личность, подчеркивая их общность в интересе к играм, игрушкам и пр.
Немного о кризисе трех лет
Анализируя развитие поведения малышей раннего детства, нельзя не упомянуть о кризисе, который они переживают в возрасте трех лет. Именно в этот период у ребят фиксируют наибольшие достижения, связанные с совершенствованием речевого развития, предметных действий и игровой деятельности.
Примерно к концу третьего года жизни ребенок может почувствовать непреодолимую тягу к самостоятельности и независимости, в первую очередь от взрослых. В речи малыша все чаще можно будет услышать «я сам!», и именно эта фраза станет первым признаком того, что кризис трех лет начался.
Помимо желания избавиться от влияния взрослых, признаками этого кризиса являются следующие проявления:
- упрямство;
- негативизм;
- агрессия;
- строптивость и пр.
Все эти проявления негативным образом влияют на поведение малыша и на его взаимоотношения с близкими людьми. Кроха старается отделиться от родителей, даже несмотря на тесную связь с ними, старается им противостоять практически во всем. Именно в этом возрасте те малыши, которые говорили о себе до этого в третьем лице, начинают активно пользоваться местоимением «я».
Отделение малышей от взрослых становится причиной изменения их восприятия. Если до трех лет ребенок был увлечен предметами и действиями, которые можно с ними совершать, то после трех лет малыш выходит за рамки мира предметов, познавая новый для себя мир людей, где для его «я» уготовано свое место.
Для малышей в трехлетнем возрасте очень важно получить высокую оценку своих действий взрослыми. Именно на этом они концентрируют внимание, а не на получении результата действий с предметами, как в более раннем детстве. Именно поэтому в три года у детей возникают новые формы поведения, выливающиеся в преувеличение личных достоинств и достижений и желание обесценить личные поражения и неудачи.
Малыши в три года видят себя и мир иначе. Они бесконечно экспериментируют, таким образом самоутверждаясь в предметной деятельности. Собственное «я» малыш способен видеть исключительно через призму личных достижений, что дает начало развитию сознания.
Гиперактивность и ее влияние на поведение в раннем возрасте
Гиперактивный ребенок имеет свои особенности поведения. Такие ребята обычно крайне активны, неугомонны, любят движение, которому посвящают большую часть времени в перерывах между сном и пищей.
Типичный гиперактивный ребенок в раннем детстве может одновременно совершать сразу несколько активных действий: прыгать, ломать, кричать, смеяться и даже кусаться. Не все взрослые знают, как реагировать на такие бурные проявления, как правильно воспитывать и нужно ли успокаивать такого малыша. Более того, некоторые взрослые уверены, что гиперактивность — это патология, которая в дальнейшем будет мешать ребенку в школе.
Гиперактивные дети ведут себя несколько иначе, чем обычные. Они действительно находятся в постоянном движении, а когда из-за усталости не могут продолжать двигаться, способны впасть в настоящую истерику. Независимо от среды такие дети ведут себя одинаково активно.
Взрослым крайне сложно найти способы влияния на гиперактивного малыша, в первую очередь из-за отсутствия у него реакции на запреты. Ребенок практически не слышит замечаний, сложно укладывается спать, сон его поверхностный и беспокойный.
Отдельно нужно отметить неуживчивость гиперактивного малыша среди сверстников, где именно он становится причиной большой части конфликтов, не осознавая своей вины. Когда такой малыш зол, он может пробовать повлиять на ситуацию с помощью сторонних предметов и запустить в человека палку, песок, камень.
С другой же стороны, гиперактивные малыши крайне любознательны и общительны. Они много спрашивают, при этом практически не запоминают ответов. Говорят такие дети также много и быстро, часто перебивают собеседника.
Причины гиперактивного поведения
Родителям гиперактивных малышей раннего возраста нужно понять, что развитие их поведения будет протекать по несколько иной схеме, чем у обычных ребят.
Следует помнить о том, что гиперактивность — это не особенность характера, а основное следствие нарушений в период вынашивания крохи, рождения или младенческого возраста.
Обычно гиперактивными детьми становятся младенцы, которые появились на свет раньше срока, имеют очевидный недобор массы при рождении и пр. Но это вовсе не означает, что все недоношенные или появившиеся на свет в результате кесарева сечения младенцы будут страдать синдромом гиперактивности.
Как повлиять на поведение гиперактивного ребенка?
Нужно усвоить одну простую вещь: положительное развитие поведения такого малыша возможно будет при условии создания благоприятной и спокойной обстановки в доме и семье. Родители личным примером должны показать, насколько важно оставаться уравновешенным, спокойным, дисциплинированным, постоянным, уверенным в себе. Кроме того, важным является соблюдение режима дня, отдыха и питания с обязательными многочасовыми ежедневными прогулками на улице в любое время года.
Взрослые должны стараться быть менее требовательными к гиперактивным малышам, при этом не вставать на тропу вседозволенности с проявлением чрезмерной мягкости.
Активные малыши не виноваты в том, что развитие их поведения имеет в раннем детстве свои особенности. Поэтому так важно научится проявлять терпение и не срываться на ребенке, даже если справляться с его активностью становится все сложнее.
Адекватная похвала, заинтересованность в действиях малыша и понимание помогут наладить контакт и со временем откорректировать его поведение, и тогда ему будет проще контролировать собственные эмоции.
В семьях, где растут гиперактивные дети, нужно следить за временем работы телевизора, ограничивая малыша в просмотре и ограждая от избытка информации. Чтобы помочь крохе справиться с повышенной возбудимостью, можно оформить его в спортивную секцию для самых маленьких.
В отдельных случаях развитие поведения страдает в раннем детстве в результате психической травмы, связанной с отношениями родителей между собой и к ребенку.
Что касается режима питания, то легковозбудимым малышам особенно важно получать здоровую пищу, обогащенную витаминами и микроэлементами, и, что важно, в том виде, в котором она им действительно по душе.
Также важно время от времени занимать ребенка спокойными играми, способствующими развитию терпения и усидчивости, например лепкой, рисованием, конструированием.
Необходимо, чтобы малыш доводил начатое дело до конца, даже если потерял к нему интерес.
В заключение отметим, что советы выше — это общие рекомендации, к которым стоит прислушаться, но которые не являются панацеей в каждом конкретном случае. Все дети разные, и развитие их поведения всегда имеет свои сложности и особенности.
Чтобы понять, какая схема воспитания и общения будет наиболее актуальной и действенной с конкретным ребенком, можно обратиться за консультацией к детским специалистам, принимая в расчет собственную родительскую интуицию и практический опыт общения с малышом.
Источник