Упражнения на развитие ощущения ребенка

Упражнения на развитие ощущения ребенка thumbnail

Наш эксперт – практикующий психолог Екатерина Сафонова

Ощущения для ребёнка – главный источник знаний. Через них он познаёт мир, учится анализировать. И с каждым годом эти ощущения становятся более точными и сознательными. Без них невозможно гармоничное и целостное восприятие мира. Поиграйте с малышом в необычные сенсорные игры. Сделайте его мир ещё более ярким, насыщенным и интересным.

Назад, в Средневековье

Главное условие игры – отсутствие электрического освещения. Также придётся отключить все приборы, которые могут работать от сети. Игра имеет расслабляющий эффект.

Упражнения на развитие ощущения ребенка

Итак, компьютер не работает, света нет, электрочайник не подогреешь, микроволновка не фурычит, по телефону тоже не поговоришь. Чем заняться? Устроить ужин при свечах!

Хорошо, если дома есть металлическая миска на ножках с подставкой для свечи. На ней можно что-то подогреть. Но если такого приспособления нет, в этот вечер можно обойтись и простыми бутербродами.

Чтобы не заскучать, рассматривайте тени от свечи. Придумайте разные истории. Это только поначалу кажется, что вечер будет унылым. На самом деле ужин при свечах – уникальная возможность отвлечься от суеты.

Разговор руками

Хорошо ли вы понимаете и чувствуете друг друга? Чтобы понять это, поиграйте в игру без слов, которая развивает чуткость. Договоритесь, что будете общаться только жестами. Для этого придётся внимательнее присматриваться к собеседнику. Кстати, это очень помогает и в процессе обычного общения. Становятся очевидны некоторые нюансы, на которые прежде не обращали внимания.

А ещё в процессе игры можно придумать общесемейные жесты и использовать их в дальнейшем. Например, палец касается губ и области сердца. Собеседник говорит: «Целую тебя и люблю».

В темноте

В следующий раз можно пойти ещё дальше и усилить игру на развитие ощущений. Зимой как раз темнеет рано, поэтому такое развлечение будет в самый раз. Однако к мероприятию нужно тщательно подготовиться: плотно зашторить окна, закрыть двери и позаботиться о безопасности ужина. Это значит, что на столе не будет никаких вилок и ножей – только ложки, а вместо чашек лучше поставить упаковки сока с трубочками или бутылочки с водой.

Упражнения на развитие ощущения ребенка

Игроки закрывают глаза, встают друг за другом. Первым идёт проводник, он ведёт всех на кухню. Важно, чтобы действо происходило в полной темноте. Всё следует определять на ощупь: искать стул, стол, ложку, тарелку… Удивительное дело, в темноте даже привычное место становится необычным, а вкус еды меняется. Интересно, угадает ребёнок, что сегодня он ел на ужин?

Путешествие на Балканы

Вы, наверное, знаете, что в Болгарии, когда говорят «да», отрицательно качают головой. На этом и основана следующая игра, которая развивает внимательность.

Ведущий быстро задаёт самые разные вопросы игрокам. Игроки должны отвечать коротко «да» или «нет». При этом, когда говоришь «да», надо отрицательно мотать головой, а когда говоришь «нет» – кивать головой.

Слова-невидимки

Ещё одна игра, развивающая внимательность и сообразительность. Каждому игроку дают лист бумаги и ручку. Ведущий в воздухе рисует буквы. Игроки должны эти буквы записать на листе бумаги.

Упражнения на развитие ощущения ребенка

Угадай и найди

Следующая игра – на развитие тактильных ощущений. Сначала нужно собрать как можно больше мелких предметов, разных по фактуре, объёму, форме. Это могут быть игрушки из шоколадных яиц-сюрпризов, детали конструктора, пуговицы, катушки ниток, ластики, точилки – что угодно. Затем нужно разграфить лист ватмана на квадраты. В каждом нарисовать один из собранных предметов.

Затем всю собранную мелочь складываем в мешок. Игроки по очереди тянут предметы и, ещё не вынув руку из мешка, предполагают, что бы это такое могло быть. Если получилось угадать, предмет ставят на клеточку игрового поля, где нарисовано его изображение.

По капельке

Это игра на развитие более тонкого обоняния. С закрытыми глазами надо нюхать то апельсин, то клубнику, то ананас и по запаху стараться догадаться, что это за фрукт.

Музыкальный слух

Последняя игра – на развитие слуховых ощущений. Выложите на столе много разных предметов. Все игроки закрывают глаза, а ведущий берёт один из предметов и стучит по нему. По звуку игроки должны догадаться, какой предмет издаёт звук. Выигрывает тот, кто правильно угадал больше всего звуков.

Источник

Серебрякова Наталия Юрьевна
Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы

Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы.

Упражнение «Фигуры из палочек»

Цель. Развитие восприятия формы и величины, обучение детей умению составлять геометрические фигуры из палочек.

Читайте также:  Периодизация интеллектуального развития ребенка

Игровой материал. Счетные палочки.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить и назвать известные геометрические фигуры.После этого говорит: «Сегодня мы будем составлять фигуры из палочек».Затем дает детям задания: «Составьте маленький квадрат». Потом спрашивает, сколько палочек ребята использовали для построения фигуры.

После этого предлагает ребятам построить из палочек большой квадрат. Затем выясняет, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)

При последующем проведении упражнения ребятам можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырехугольник и большой четырехугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.

Игра «Отвечай поскорей»

Цель.Закрепление умения различать признаки предметов: цвет, форму, величину.

Игровой материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет этого цвета. После этого играющий сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот ловит мяч и называет предмет и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

Можно проводить игру по-другому. Например, воспитатель говорит: «Круглый».Ребенок отвечает: «Стол»,потом он предлагает слово: «Квадратный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется величина. Воспитатель говорит слово «большой» и бросает мяч. «Солнце», — отвечает тот, кто поймал и называет другую величину, например, «длинный».

Упражнение «Правая – левая»

Цель. Развитие пространственного восприятия, формирование умения правильно ориентироваться в месторасположении предметов.

Игровой материал. Флажок, мяч, кубик, картинки с изображением детей.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам повторить, где у них правая рука, где левая рука, где правая нога, где левая нога.

После этого вызывает к себе одного ребенка и дает ему в правую руку флажок,поворачивает лицом ко всем и спрашивает: «В какой руке у Тимы флажок?». Ребята дают ответ.

Затем вызывает другого ребенка,дает ему в левую руку мяч и спрашивает: «В какой руке мяч?» (В левой).

Потом следующего ребенка просит стать на одну ножку и спрашивает: «На какой ноге стоит Никита?» (На правой.)

Упражнение можно повторить несколько раз.

При последующих проведениях упражнения можно использовать картинки, изображающие детей, которые что-либо держат в руках или поднимают ногу или руку.

Упражнение «Сложи фигуры»

Цель. Развитие пространственного восприятия, обучение составлению целого из частей.

Игровой материал. Набор геометрических фигур, картинка – образец (из фигур выложены, например, машина, заяц, елка.

Описание упражнения.

1. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и на основе образца составить из геометрических фигур такие же.

2. Воспитатель предлагает детям самим без опоры на образец сложить из геометрических фигур картинку какого-либо животного, или птицы, или цветка.

Игра «Что было, а что будет?»

Цель. Развитие восприятия времени, уточнение представлений детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели.Например:

Идет бычок, качается,вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще будет».

Или:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Ребята говорят: «Уронили и оторвали» — это было, «не брошу» — это будет.

Упражнение «Который час?»

Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят.Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

Игра «Вершки-корешки»

Цель. Развитие вкусовых ощущений детей, формирование умения по вкусу определять овощ.

Игровой материал. Овощи.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают,что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то, и другое. Воспитатель называет: «Морковь!»Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!»«Вершки». «Лук!»«Вершки и корешки».

Читайте также:  Скачки развития у ребенка после 2 лет

Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны «вершки».

После этого педагог предлагает ребятам на вкус определить, что они едят, и сказать, вершок это или корешок. Он подзывает к себе одного ребенка, тот закрывает глаза, а педагог дает попробовать кусочек моркови и спрашивает, что это.Ребенок отвечает: «Это морковь. Корешок». Далее педагог зовет к себе другого ребенка. Остальные дети наблюдают и следят за правильностью ответов. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Игра «Кто запомнит?»

Цель. Развитие мелкой моторики, глазомера, внимания, памяти.

Игровой материал. Карточки-образцы, палочки разной длины.

Ход игры. Педагог показывает детям образец 5-10 секунд. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. После этого воспитатель убирает карточку-образец и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели.

По окончании работы дети сверяют рисунок с образцом.

Упражнение «Чуткий слух»

Цель. Развитие слухового восприятия.

Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.

Описание упражнения. Воспитательпоказывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.

Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.

Источник

Игры и упражнения для развития тактильной системы:

1. Игры с песком

2. Игры с крупами

3. Рисование пальчиками

4. «Пачкотня»

5. Рисование на теле кисточками, пальцами

6. Игры с тактильными стимуляциями

7. Массаж, поглаживание разными способами

8. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Варианты усложнения заданий:

— сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

— затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;

— произвольно, только правой или левой рукой.;

— фактура поверхностей должна отличаться незначительно.

Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

9. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

10. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Варианты усложнения заданий:

— ребенок должен ощупывать предмет двумя руками одновременно;

— ребенок должен ощупывать предмет каждой рукой по очереди;

— после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же рукой;

— а потом другой рукой.

11. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

12. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

13. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

Попросите ребенка:

— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

— с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

Читайте также:  Как сделать выписку из истории развития ребенка

— одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

14. «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

15. «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, гречкой, горохом, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетками, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (мука+вода+соль). Ребёнку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

16. Игры с водой:

— разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.

— используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званый ужин». Ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».

— поиграть с губкой, выжимать её, потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.

17. Мыльные игры:

— «Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

— «Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, и он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

— «Волшебные руки». Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

18. «Узнай фигуру». На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей можно сначала ввести понятие «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).

19. «Узнай предмет на ощупь». На столе раскладываем или расставляем различные:

— овощи (огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан);

— посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);

— одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);

игрушки.

А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.

Усложнение задачи:

— выбрать предметы только определённой формы (круглые, квадратные и т.д.);

— выбрать предметы только определенного размера (большие, маленькие);

— выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани)

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

20. «Найди пару». Необходимо найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

— хлопок
— синтетические ткани
— фетр
— вельвет (крупный, мелкий)
— бархат и велюр
— кожа
— гладкая ткань (например, подкладочная)
— флис
— грубая ткань (например, мебельная для обивки)
— любая «колючая» ткань
— ткань с пайетками
— шелк и атлас
— мех
— ткань с рельефом
— ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различной формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

12. Губка.

13. Косточки от персиков, от абрикосов.

Играть можно несколькими способами:

— просим ребенка (малыша — с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

— берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Источник