Сопровождение социального развития ребенка
Социальное сопровождение — деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Социальное сопровождение является формой социальной поддержки и предусматривает предоставление конкретному лицу или семье комплекса социальных услуг.
Цель социального сопровождения — преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решения проблем семьи или лица.
Социальное сопровождение оказывается гражданам, в т.ч. родителям (законным представителям), опекунам, попечителям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении:
замещающим семьям;
семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;
многодетным семьям;
малообеспеченным семьям (с низким уровнем дохода);
семьям, имеющим намерение отказаться от ребенка (в т.ч. от новорожденного);
семьям с одним родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;
семьям, находящимся в социально опасном положении;
семьям переселенцев, беженцев, мигрантов;
семьям с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
семьям, в которых несовершеннолетний ребенок находится в конфликте с законом;
женщинам с детьми и беременные, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное сопровождение предусматривает:
осуществления социальной помощи, предоставления социальных услуг и социальной реабилитации в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем;
социальное воспитание, включающее создание и проведение мероприятий, направленных на овладение и усвоение общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования социально-положительных ценностных ориентаций;
психологическую, социальную и юридическую поддержку, назначению которой является предоставление профессиональной посреднической помощи в решении различных проблем;
консультирование, в процессе которого выявляются основные направления преодоления сложных жизненных обстоятельствах;
сохранение, поддержание и защиту здоровья семьи или лица, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала и т.д.
В процессе осуществления социального сопровождения предоставляются следующие услуги:
Информационные
Предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:
о видах социальных выплат (если семья или лицо имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);
предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, условия получения социальных услуг и т.п.
Психологические
психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности;
предоставление консультаций по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;
обсуждение проблем и предоставления советов по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;
содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация
Социально-педагогические
планирование совместно с семьей или лицом мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;
мониторинг выполнения запланированных действий; выявление и содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;
просветительская работа по всестороннему и гармоничному развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;
обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем в дальнейшем;
помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, осуществление мониторинга защиты ребенка от жестокого обращения и насилия;
педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в секцию, кружок и т.д.
Социально-медицинские
посредничество в осуществлении профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;
консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
формирование идеологии здорового образа жизни и преодоления вредных привычек;
содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.
Юридические
предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот;
осуществление защиты прав и интересов семьи или лица, защита прав ребенка
Социально-экономические
помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения материальных интересов и потребностей семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи, а также помощи в виде денежных компенсаций;
информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;
посредничество в оказании гуманитарной помощи и т.п.
Уровни социального сопровождения семьи с детьми:
1. Адаптационный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания.
2. Базовый (профилактический) уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях.
3. Кризисный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям.
4. Экстренный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.
«Документы, регламентирующие социальное сопровождение» (без Информация об учреждениях (организациях), участвующий в социальном сопровождении семей с детьми)
«Региональные аспекты внедрения социального сопровождения семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Источник
ТАЛАНОВА Е.В.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в дошкольной среде. Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе воспитания и обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне.
Главная цель сопровождения — создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Частная цель — формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся.
Центральный принцип — ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
— профилактика;
— диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
— консультирование (индивидуальное и групповое);
— развивающая работа (индивидуальная и групповая);
— коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
— психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
— экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В итоге — формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.
Новые технологии предполагают формирование у ребенка позиции по отношению к своей жизнедеятельности. А это, в свою очередь, новые основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим ребёнком.
Общий смысл таких технологий — передача в руки ребенку ключа к психологическим тайнам его активности, деятельности и общения. Обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны.
Основой и идеологией работы психолога ДОУ является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
- В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения этих трех задач — образования, социализации и психологического развития — постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать?
- Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребенка к ним.
То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.
Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации ребёнка на определенные пути развития, прежде всего — интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств дошкольной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей -религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер, то есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач жизнедеятельности, но стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.
Психолог создаёт условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи, а иногда и в противовес им: помогать ему, делать осознанные личные выборы в этом сложном мире; конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других, то есть, деятельность психолога задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок.
Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько — с самим образованием: его процессами и участниками.
Парадигма развивающего, личностно ориентированного образования предполагает также новые подходы к организации диагностической, коррекционной и развивающей работы в системе сопровождения.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
1) рекомендательный характер советов сопровождающего;
2) приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
3) непрерывность сопровождения;
4) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Используемая литература:
Щеголь В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Фундаментальные исследования. – 2008
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад общеразвивающего вида № 9
Мурманская область, Ковдорский район, н.п. Ёнский
Выступление на семинаре «Взаимодействие социального педагога с педагогическими работниками, специалистами учреждений социальной сферы, здравоохранения, правоохранительными органами» по теме:
«Социально-педагогическое сопровождение
воспитанников ДОУ»
Подготовила
Социальный педагог
Лецко Татьяна Александровна
н.п. Ёнский
2014 год
Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию, и какова роль социального педагога ДОУ в этом?
Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого дошкольника — это главная задача, которая стоит передо мной, как социальным педагогом дошкольного учреждения.
Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Я выделила три основных направления деятельности:
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
- работа по защите прав ребенка;
- работа по вопросам социального развития ребенка.
Организацию работы по данным направлениям я представила в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.
I. Информационно — аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
Для этого в своей практике использую:
- традиционные методы: опрос воспитателей, индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), патронаж, который провожу самостоятельно и совместно с воспитателями групп или администрацией.
- сотрудничаю с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, администрацией, так как для выявления реальных условий развития ребенка мне необходимы данные диагностических методик, медицинских карт, наблюдений, которые проводят специалисты.
Для анализа и оценки ситуации в семье предлагала детям анкету «Семья глазами ребенка», которую проводила в форме стандартизированного интервью. Получив ответы на вопросы анкеты, могла в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье смогла получить также из рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой самый любимый человек».
С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада, участвовала в проведении анкетирования среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступающих детей — провожу опрос на тему; «Ваши пожелания и ожидания от детского сада».
Для выявления профессионального мастерства педагогов использую опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».
С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка использую следующие формы работы с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации: «Нарушение прав ребенка в семье», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей — основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях», «Права первоклассника в школе»;
- информационные листы на стендах в раздевалках каждой возрастной группы.
- листы — памятки для родителей и педагогов.
В работе с педагогами в основном использую консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», проводилась деловая игра — викторина «Знаем ли мы права детей».
II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация консультативного пункта. Обращаясь в него, родители получают консультативную или практическую помощь администрации ДОУ, старшего воспитателя, педагога — психолога, старшей медицинской сестры, учителя – логопеда, социального педагога, инструктора по физической подготовке. Специалисты помогают определить особенности развития каждого ребенка для подготовки его к поступлению в ДОУ или в школу, помогают решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Её цель: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам психологического развития детей раннего возраста.
Использование в практике работы с детьми коммуникативных игр способствует развитию у последних навыков общения, коммуникативных способностей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.
Особое внимание уделяю взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разработала план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и КДН, разработаны комплексные коррекционные планы работы.
Цель, задачи и содержание социального воздействия на семью, направлены на оказание ей помощи и преодоление проблем.
— Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитывать их детей – это родительское право и обязанность.
— Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
— Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.
III блок — контрольно — оценочный — это анализ эффективности работы по социализации личности ребенка в ДОУ.
Если в 2011 – 2012 учебном году интерес к проводимым мероприятиям в ДОУ проявили 55% родителей, то уже 2012 – 2013 этот процент составил 64
Все это свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.
В 2011 – 2012 учебном году на профилактическом учете в КДН состояло 3 семьи, в 2012 – 2013 году 2 семьи. На начало 2014 года эти семьи сняты с учета.
Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума (семья, группа детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.
Список используемой литературы
- Мудрик А.В. Социальная педагогика Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. М.:- Академия, 2000
- Г.И. Федосеева «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».
Источник