Сопровождение семьи воспитывающей ребенка с нарушением в развитии
Валентина Обидина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место. В своей работе мы опираемся на то, что своевременно оказанная психолого-педагогическая поддержка оптимизирует развитие ребенка и способствует снятию или смягчению психологических проблем в семье. Работа педагога совместно с психологом и логопедом начинается с момента появления такого ребенка в ДОУ; она предполагает постоянное профессиональное содействие семье на всех этапах индивидуального раз-вития ребенка.
Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.
Любая информация негативного характера воспринимается в этот момент женщиной особенно остро и травматично, глубоко фиксируется в памяти. Важнейшей задачей специалистов, окружающих маму и ребенка в первые часы его жизни, помимо обеспечения физического здоровья, является формирование положительного эмоционального климата. Без этого затруднено налаживание гармоничных детско-материнских отношений, являющихся базовыми для дальнейшего развития малыша в семье.
Именно на налаживание гармоничных детско-материнских отношений ориентирована работа педагога и психолога в нашем ДОУ. Осознавая необходимость начала работы с семьей на самых ранних этапах, мы в первую очередь пытаемся наладить контакт с обоими родителями ребенка. Помимо личных бесед, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий, нацеленных на устранение проблем в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии:
• Издаются информационные брошюры для родителей;
• Проводятся выступления специалистов (в нашем случае проводятся выступления логопеда для родителей детей с нарушениями развития речи).
• Беседы с медицинским персоналом.
Как правило, после таких мероприятий у родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, проявляют желание встретиться с конкретным специалистом, занимающимся той или иной проблемой детей с нарушенным развитием. На первой встрече родители обычно высказывают свои тревоги и опасения по поводу психического, физического и речевого развития малыша, неуверенность в своих силах, страх перед будущим. Большинство обратившихся имеют неточную и не всегда объективную информацию о перспективах развития ребенка, что усугубляет и без того тяжелое эмоциональное состояние родителей. В ходе встречи педагог и психолог выявляют запросы родителей, оценивают возможности семьи, планируют со-вместную деятельность и прописывают ее в индивидуальной программе сопровождения (ИПС) семьи. Задача специалиста заключается в том, чтобы поддержать родителей, проявить участие и дать адекватную информацию, доступную для понимания, о самом нарушении, о путях и возможностях развития ребенка, о характере помощи, которую родитель может обеспечить непосредственно в семье.
Каждая из таких семей получает право и доступ к получению комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику семейных отношений, психологическое консультирование и коррекционные мероприятия.
Обратимся к содержанию помощи. Так, психологический блок ИПС выстраивается с опорой на результаты психологической диагностики семьи, которая направлена на выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка, нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Диагностика ориентирована на изучение
— специфики внутрисемейного климата,
— характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
— моделей воспитания, используемых родителями,
— особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Кроме этого, психологическое изучение семьи включает в себя
изучение личностных особенностей ее членов (родителей, близких родственников ребенка, т. к. именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют качество социализации и адаптации ребенка в жизни, т. е. его будущее как личности в системе социальных связей.
В психокоррекционном направлении выделяют индивидуальные и групповые формы работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в процессе бесед психолога с родителями ребенка. Индивидуальная психо-коррекционная работа нацелена в основном на изучение истории семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. Наш опыт показывает, что запрос на индивидуальные консультации существует лишь на первых этапах обращения, позже возникает запрос на групповое взаимодействие.
На групповых занятиях в качестве инструмента воздействия выступает психокоррекционная группа, и здесь наиболее продуктивной формой работы является групповая дискуссия. Материалом для дискуссии становятся специально отобранные психологом и педагогом темы.Тематика обсуждений имеет такие направления:
— Взаимодействие между матерью и ребенком с отклонениями в развитии, проблемы такого взаимодействия.
— Влияние ребенка с проблемами в развитии на отношения между родителями.
— Особенности взаимодействия семьи с ребенком с особенностями в развитии и социального окружения, возможные трудности.
Что касается трудностей, которые возникали в ходе работы,то хотелось бы обратить внимание на следующие:
• В первую очередь, это низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Особенно это относится к родителям, дети которых посещают те или иные образовательные учреждения, т. к. их «ребенок пристроен».
• Кроме этого, обращает на себя внимание низкая заинтересованность отцов в психологической помощи семье и их психологическая ригидность. Они значительно реже выступают инициаторами обращения, в меньшей степени нацелены на сотрудничество.
• Также встречались ситуации, когда родители хотели переложить ответственность за развитие ребенка и позитивные изменения внутрисемейных отношений на педагогов и специалистов. При этом сами не выполняли рекомендации педагога и психолога.
Психологическая помощь является важным направлением в междисциплинарной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Она позволяет определить проблемы личностного и межличностного характера, возникающие в связи с рождением в семье ребенка с нарушениями в развитии, и наметить оптимальные пути их решения. Главной целью психологической работы в семье является изменение сознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности своего ребенка. Такая позиция позволяет родителям обрести ценностный жизненный смысл, гармонизировать отноше-ния с ребенком, повысить собственную самооценку, а это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную адаптацию ребенка в социальной среде.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии
Психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неразрывно связано с построением взаимодействия между родителями и участниками образовательного процесса, а главное оказанием психолого – педагогической поддержки взрослых, воспитывающих детей-инвалидов и организацией социальной адаптации детей.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, педагоге – психологе. Мы имеем уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей – родителей, которые становятся нашими партнерами.
Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Главной задачей психолога и учителя — дефектолога при взаимодействии с семьей больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Мы используем разные формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии:
- Индивидуальные формы работы с семьей
- Анкетирование и опрос, диагностические методики. Проводятся по планам дефектологов, психолога и по мере необходимости.
Задачи:
— сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
— определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
— определение оценки родителями эффективности работы специалистов.
— определение особенностей личностных и межличностных отношений в семье.
2. Индивидуальное консультирование родителей.
Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. В процессе индивидуального консультирования предоставляется возможность обратившемуся человеку отреагировать на накопившиеся эмоции, чувства, раскрыть собственные потенциальные возможности как родителя и возможности развития ребёнка.
- «Родительский час».
Проводится учителями – дефектологами 1 раз в неделю.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,разъяснение «домашних заданий».
- Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.
Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.
- Коллективные формы взаимодействия с семьей
1. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем – дефектологом, педагогом-психологом совместно с другими специалистами МДОУ.
Тематика собраний:
— «Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы»;
— «Создание коррекционно – развивающей среды для ребенка дома»;
— «Как подготовить ребенка к школе».
— «Адаптация ребёнка к детскому саду».
— «Психические особенности ребёнка с трудностями в развитии» (например, нарушения опорно-двигательного аппарата с ранним детским аутизмом).
- День открытых дверей.
Знакомство с учреждением, направлениями и условиями работы.
- «Клуб для родителей».
Основной целью «Клуба для родителей» выступает психологическое, медицинское и социальное просвещение родителей, создание их психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии малышей и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Отмечено, что посещаемость данного мероприятия составляет более 50% родителей. Наиболее актуальные темы «Клуба для родителей» касаются здоровья детей, обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах.
За счет создания «Клуба для родителей» взрослым, с идентичными проблемами их детей, предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.
Структура проведения «Клуба для родителей» варьируется в зависимости от основных запросов родителей, наиболее актуальных форм предоставления информации.
Для примера предлагается содержание тем «Клуба для родителей»: «Детская ревность» и «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка»:
Детская ревность
- Музыкальное приветствие детей: песня «Хомячок» (музыка В. Варламова, слова В. Шаинского), танец «Ванечка» (музыка П. Ушакова).
(Музыкальный руководитель — Богданова О.А.)
- Теоретическая часть: выступление педагога-психолога ДОУ
Спицыной О.В. «Проблема ревности между детьми в семье».
Практическая часть: обсуждение вариантов поведения ревнующего ребёнка. Рассмотрение стратегий и ситуаций развития второго ребёнка (раздаточный материал).
- Просмотр фильма «Творчество с песком» (эмоциональная релаксация).
Выставка детских рисунков на тему «Брат и сестра мои лучшие друзья». Беседа по результатам детского творчества.
(Воспитатель – Тогочакова А.Ф.)
Роль семьи в воспитании
эмоциональной отзывчивости ребёнка
(практическое занятие с элементами тренинга)
- Приветствие «Клубок симпатий»
- Игра «Мои ощущения» (сплочение группы)
- Теоретическая часть: «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка»
- Упражнение «Какой ты родитель» (определение эмоциональной чувствительности)
- Предоставление результатов диагностической работы (методика «Цветик -семицветик») с детьми старшего дошкольного возраста
- Мультимедийная презентация «Задумайся» (актуализация значимости оказания помощи другим, принципа жить «здесь и сейчас»)
- Формы наглядного информационного обеспечения
- Информационные стенды и тематические выставки.
Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Темы стендов и выставок:
— «Игра на развитие зрительно-моторной координации детей»;
— « Игрушки в жизни ребенка»;
— «Как помочь ребенку в домашних условиях»;
— «Готовимся к школе».
— «Советы родителям леворуких детей».
— «Создание благоприятной семейной атмосферы».
— «Развитие мелкой моторики детей с детским церебральным параличом».
— «Как родители могут помочь детям справиться со своими чувствами».
- Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных
дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции.
Реализуется на базе детского сада, с целью создания психолого-педагогических условий, способствующих социализации и предшкольной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Направления коррекционно – развивающего обучения по сопровождению:
— развитие психических процессов;
— развитие элементарных математических представлений;
— развитие эмоционально – волевой сферы;
— коррекция познавательной сферы;
— консультативная помощь родителям.
Таким образом, определена эффективность проведения данных форм работы с родителями, включающими предоставление информации по психолого-педагогическому просвещению в сочетании с активным участием родителей, реализацией возможности изучения собственных возможностей и интенсивной групповой и индивидуальной поддержкой в ситуации воспитания ребёнка с нарушениями в развитии.
Источник
Особенности помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Артемьева П. В.
воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»
г Клин
2018 г.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи. Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.
Предполагается, что раннее воспитание — дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.
Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др. В рамках нового направления — психологической помощи семье — в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
Итоговым достижением работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком; проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.
Ратуя за раннее воспитание и обучение детей с отклонениями развития в условиях семьи, нельзя забывать о реальной ситуации: в России около полумиллиона детей находятся в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа, где, по данным выборочных обследований, до 50% детей имеют недостатки развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводиться в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.
По отношению к таким детским учреждениям важнейшим вопросом является создание в них необходимого педагогического персонала, причем число педагогов и воспитателей должно быть достаточно большим, чтобы создать ситуацию максимального приближения к семейной обстановке, когда мать почти постоянно взаимодействует с новорожденным и младенцем. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — № 3, 2002.
2. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. // Дефектология — № 2, 2004.
3. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 3, 2005.
4. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология — № 6, 2007
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
Источник