Средства развития ребенка младшего дошкольного возраста

Набока Любовь
Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит,он ответит: «Конечно, играть. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед.

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации, детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка, взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика.А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Литература:

1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.

2. Менджерицкая Д. В., «Воспитателю о детской игре», М., 1982 г.

3. Сборник статей «Воспитание детей в игре«, сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, М., 1983.

4. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973.

Источник

Яна Федоровых
Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование- одни из самых больших удовольствий для ребенка. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Рисуя, ребенок отражает не только то что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивная деятельность в детском саду — это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми.

Своей целью считаю:

Создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Ставлю перед собой следующие задачи:

— Создать эмоционально-положительное настроение;

Развить интерес к занятиям по продуктивной деятельности;

— Знакомить с сенсорными эталонами;

Развитить мелкую моторику рук;

— Активизировать словарь;

Развить умения по продуктивной деятельности;

— Воспитать у детей умение выполнять совместную деятельность;

— Не давить на ребенка, а помочь ему в развитии.

Читайте также:  Развитие ребенка в медведково

К продуктивной деятельности относится лепка, аппликация, рисование, конструирование, вышивание, собирание мозаик, создание различных поделок. (показать схему) От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого либо конечного продукта.

В изобразительной деятельности, рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребятам доступно использование выразительных средств рисунка. Так цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В совместной работе с детьми по рисованию, я использую в основном цветные карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам в детском саду доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию рук — глиной и пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как и в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе или дальше от от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, центре и т. д) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поварачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от другая. Так же учится и правильному наклеиванию деталий, используя клей и кисточку.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Основные виды конструирования, это строительный материал, набор конструкторов, бумаги, природного и других материалов. Основопологающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяетс умением детей планировать и контролировать его ход.

Хочу так же отметить, что продуктивная деятельность — это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умтвенного воспитания детей. Для того что бы нарисовать, слепить, сделать аппликацию или конструкцию, предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Так же расширяются знания о многообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, разных величинах, многообразии оттенков цветов. Идет постоянное обогощения словаря, потому что в процессе анализа своих работ, в конце совместной деятельности, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других ребят.

При проведении занятий я всегда создаю благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Поощеряю творческую и индивидуальную активность, фантазию каждого ребенка.

В процессе продуктивной деятельности сочитаются в моей совместной деятельности с детьми, как умственная так и физическая активность. Для создания конечного продукта необходимо применить усилия, осуществляемые трудовыми действиями, овладением определенных умений. У детей развивается мелкая моторика рук, мускулатура пальцев при работе с ножницами.

Кроме того, сама продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, формирует умение предвидеть будующий результат, развивает пространственно-образное мышление, даёт толчок мотивации к аккуратности.

Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как позаданному образцу, так и при создании и последовательном воплащении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако под влиянием и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребёнка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру.

В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста не устойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладения изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, трудно догадаться, что изобразил ребенок. Для того что бы у детей младшего возраста возникло желание выполнять учебное задание и вызывать желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т. д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Я всегда рисую, леплю, выполняю аппликацию на глазах у детей. Для изображения я подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают желание у малышей эмоциональный отклик. Процесс создания сопровождается словестным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами и движениями. Всегда стремлюсь научить ребенка действовать, помогаю на начальном этапе, а затем направляю его активность. После того, как основные навыки сформулированы и у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать им определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало. Любят дети такого возраста, под руководством взрослого изготавливать книжки-малышки.

Особенно хочется отметить свою изюменку в работе в Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД, где я использую наглядный материал, который мы изготавливаем сами с ребятами. Что повышает уровень интереса к самим занятиям и умению получать больше знаний и заинтересованность в обучении.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, методов и в результате дети получают успешный продукт деятельности. В этом и кроется секрет нетрадиционных способов художественно-эстетической деятельности, которая даёт огромную возможность для детей думать,пробывать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктивной деятельности. В нетрадиционной технике с младшими дошкольками,я использую: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, пластилином; рисование по сырому листу; для поделок использую, природный материал,ватные диски, макаронные изделия и прочее.

Работая в нетрадиционной технике могу отметить, что дети более активно влючаются в работу, задают вопросы, интересуются. Применяя данную технику художественно-продуктивной деятельности, вместо готового образца показываю способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, это даёт толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности. Хочу отметить, что ценность тут заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. Появляется ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

Не маловажным фактором в продуктивной деятельности, как средство развития детей, является работа с родителями.

Читайте также:  Как узнать если ребенок отстает в развитии

В уголке информации помещаю различные консультации, из которых родители могут подчерпнуть для себя необходимые им знания (особенности изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста, разнообразие художественных материалов, различные техники рисования, консультирования, ручной труд и прочее). Консультации обнавляются по мере возможностей. Так же провожу мастер-классы, которые увлекают и самих родителей. Не будем забывать о том, что совместная деятельность с детьми всегда сближает их со взрослыми.

Так же нашими родителями была создана группа в интернете, «Цветочная полянка», где они высталяют свои совместные работы с детьми, поделки, делают интересные фотографии и делятся опытом друг с другом, что непосредственно повышает интерес и уровень мастерства среди родителей.

Так же в нашей группе в детском саду, организовываются выставки, совместных работ детей на различную тематику, как » Осенние фантазии», «Новый год у ворот», «Весна пришла». Так же предлагаю родителям посещать и участвовать в наших творческих выставках, которые проводятся в нашем ДОУ, где можно открыть мир прекрасного ребёнку, созданного непосредственно при взаимодействии всей семьи.

В заключении мне бы хотелось процитировать слова В. А Сухомлинского » Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Творите и созидайте с вашими детьми. Творческих успехов!

Источник

Ирина Ирина
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с помощью активных средств обучения

Стремление к исследованию окружающего мира – естественная потребность ребёнка. Культурная среда, в которой живёт и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Всё чаще дети получают готовую к применению информацию.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие является одним из направлений развития и образования дошкольников. Современный подход познавательному развитию дошкольника ориентирован на поддержку взрослыми его познавательной активности, стимулирование познавательных интересов и потребностей, на фоне которых будет происходить процесс расширения представлений об окружающем.

Познавательная активность — состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Сначала проявляющаяся как любопытство, затем как любознательность и наконец, как устойчивый познавательный интерес.

В основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях (навык).

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия средств обучения, используемых на данном этапе развития ребенка. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Активные средства обучения предполагают активное взаимодействие ребенка с носителями учебной информации в процессе познавательной активности. К активным средствам обучения можно отнести использование обучающих макетов, бизибордов и лепбуков в обучении детей младшего дошкольного возраста. С введением ФГОС дошкольного образования возникла необходимость создавать развивающую среду, которая могла бы содействовать саморазвитию и самообразованию детей. Поэтому данная проблема показалась мне значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением.

Цель нашей работы — развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через применение активных средств обучения таких как обучающие макеты, лепбук, бизиборд.

Для реализации данной цели выделила ряд основных задач:

— изучить и проанализировать данную проблему в научно-методической литературе;

— изучить технологию изготовления и применения лепбука и бизиборда, технологию использования макетов для детей младшего дошкольного возраста

— создать в предметно-пространственной среде элементы стимулирующие развитие познавательной активности детей

— повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах развития познавательной активности младших дошкольников.

Направления в работе:

— организация взаимодействия с детьми с помощью активных средств обучения;

— организация предметно-пространственной среды;

— взаимодействие с педагогами и родителями.

Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной детской деятельности.

Одним из активных средств обучения детей младшего дошкольного возраста является так называемый «лепбук».

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга).

Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.

Рассматривание лэпбука в младшем дошкольном возрасте поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.

Рассмотрим этапы создания лэпбука:

1. Выбор темы.

2. Составление плана.

3. Рисование макета.

4. Создание лэпбука в натуральную величину.

В моем случае, так как я работаю с младшими дошкольниками, лэпбук было решено создать в более упрощенном виде, самое основное, чтобы не отвлекать детей от поставленной задачи.

Лэпбук моими воспитанниками воспринимается как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, я часто открываю для себя темы следующих своих исследований.

Более предметное создание лэпбука можно описать на примере изготовленного мною такого пособия для младшего дошкольного возраста по теме «Матрешка»:

В лэпбук вошли следующие элементы:

• история создания матрешки в картинках;

• найди одинаковых матрешек;

• собери матрешки-пазлы;

• разложи по возрастанию и убыванию;

• подбери маме дочку;

• шнуровка матрешки;

• раскраски;

Читайте также:  Основными условиями развития личности ребенка являются развитие чувств

Использую в работе лепбуки по темам : «Времена года», «Весна-красна», «Лето жаркое», «Зимушка-зима», «Осень наступила», «Фрукты и овощи».

Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети моей группы стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Лэпбук — эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

— техническую (фото)

— информационную (сбор информации для лэпбука)

— мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, который требует ФГОС дошкольного образования

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В своей работе также использую макеты для развития познавательной активности детей.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и взаимодействия. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

В своей группе оформила макет «Домашние животные». Использовала коробку от конфет – основание, выложила тканью – коврик травка.

Внутри разместились:

1) домик из деревянных брусков

2) фигурки домашних животных

3) в домике тарелочки с бутафорской едой для животных

Также изготовила макет «Дикие животные». Основа из фетра. Деревья, кустарники и елки из фетра. Игрушки – животные плоскостные также изготовлены из фетра с дырочками для пальцев, чтобы удобнее было играть и для развития мелкой моторики. Также есть детеныши диких животных из фетра. Макет поможет расширить кругозор детей, наглядно представит среду обитания диких животных, сформирует целостную картину окружающего мира. Макет «Дикие животные» побуждает интерес к животным. Макет необходим чтобы формировать у детей умения различать животных, закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия животных, формировать навыки составления коротких рассказов о диких животных. Макет поможет развивать у детей память, мышление, фантазию, интерес к природе. Будет способствовать формированию у детей чувств сопереживания и необходимой заботы о животных. Также макет стимулирует детей к самостоятельной игровой деятельности. Макет расширит представление об условиях, среде обитания, необходимых для диких животных их детенышах.

Макеты «Что растет на огороде» представлены в двух вариантах.В первом варианте: основанием служит коробка из-под обуви. В ней сделанные из ткани валики – грядки. Овощи сшиты из обрезков ткани и набиты синтепоном. Макет необходим чтобы формировать у детей умения различать овощи, закрепить умения сравнивать.

Во втором варианте – полотно из фетра с кармашками для овощей. Можно не только закрепить названия овощей, но и сравнить много и один. Что растет на земле, а что под землей и т. д.

Таким образом, макеты могут иметь разную тематику,но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

Развитие монологической и связной речи.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие коммуникативных навыков

Активизация лексического словаря.

• Формирование навыков сочинительства.

• Формирование творческих способностей.

• Воспитание доброжелательности.

Для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста использую в своей работе бизиборды.

Что же это такое? БИЗИБОРД (busy board)развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления. Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывала требования к организации предметно-развивающей среды, которая реализуется в нашем детском саду. Исходя из них,бизиборд соответствует требованиям к таким компонентам как:

— содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске,тем интереснее она будет ребенку: замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т. д. ; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое то действие-малыш учится нажимать, крутить вертеть и пр.);

-доступный (пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового);

— безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены саморезы, использующиеся для крепления не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие);

— эстетически-привлекательный (предметы разных форматов и цветов).

По моему мнению, бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополнит свой багаж знаний, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки.Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, открыть кошелек или расстегнуть молнию и узнать что там спряталось внутри.

Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка,отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.

В процессе взаимодействия с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).В своей группе с помощью родителей создала тоже бизиборд. Но потом решили создать еще и бизиборд в беседке для взаимодействия с пособием не только в группе детского сада, но и на прогулке.

Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное средство активного обучения.

Работа с педагогами заключалась в разработке консультаций: «Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста». «Лепбук — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста», «Бизиборд для дошкольников», участие в семинаре «Использование обучающих макетов в работе с детьми