Основными условиями развития личности ребенка являются развитие чувств

Основными условиями развития личности ребенка являются развитие чувств thumbnail

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением «Я»

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне»,» ты», по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:
  • мотивы самообразования;
  • учебно-познавательные;
  • социального сотрудничества
  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
  • развитию сенсорной сферы;
  • моторной сферы;
  • познавательной сферы.
  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
  • этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  • этапу усвоения новых знаний;
  • этапу закрепления новых знаний
  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
  • урок повторения;
  • урок освоения новых знаний;
  • комбинированный урок;
  • систематизации и обобщения нового материала
  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:
  • личный опыт ребенка
  • получение знаний
  • умение читать
  • все ответы неверны
  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
  • общая психология        
  • возрастная психология        
  • педагогическая психология         
  • все ответы верны
  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
  • Иоганна Фридриха Гербарта;
  • Яна Амоса Коменского;
  • Константина Дмитриевича Ушинского;
  • Джона Дьюи
  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • И.П. Подласый;
  • Ю.К. Бабанский;
  • А.М. Моисеев;
  • М.М. Поташник
  1. Назовите главную функцию учителя?
  • оценочная;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
  • Ян Амос Коменский;
  • Дени Дидро;
  • Сократ;
  • Платон
  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
  • Н.Г. Чернышевскому;
  • К. Гельвецию;
  • Ж.Ж. Руссо;
  • К.Д. Ушинскому
  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
  • Л.П. Блонскому;
  • Л.Н. Толстому;
  • В.Ф. Шаталову;
  • И. П. Подласому
  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
  • Л.С.Выготскому;
  • С.Л.Рубинштейну;
  • А.Дистервегу;
  • Гельвецию
  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
  • тифлопедагогика;
  • сурдопедагогика;
  • олигофренопедагогика;
  • педагогика
  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
  • неотомизм;
  • неопозитивизм;
  • бихевиоризм;
  • экзистенциализм
  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
  • рассказ
  • объяснение
  • лекция
  • беседа
  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
  • в Англии
  • во Франции
  • в России
  • в Японии
  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
  • запоминание
  • осмысление
  • восприятие
  • ощущение
  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
  • природосообразности
  • целесообразности
  • доступности
  • гуманности
  1. Восприятие часто принято называть:
  • осязанием
  • апперцепцией
  • перцепцией
  • наблюдательностью
  1. Динамика реакций и переживаний личности это:
  • характер
  • темперамент
  • способности
  • все ответы верны
  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
  • абстрактно-логическое
  • наглядно-образное
  • наглядно-действенное
  • теоретически-образное
  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
  • ощущения
  • восприятие
  • эмоции
  • все ответы верны
  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
  • восприятия
  • внимания
  • воли
  • воображения
  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
  • темперамент
  • способности
  • характер
  • задатки
  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
  • психодиагностики
  • психокоррекции
  • психологического консультирования
  • психопрофилактики
  1. Основное требование к коррекционным программам это:
  • занимательность
  • универсальность
  • соответствие выявленным нарушениям
  • все ответы верны
  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:
  • формирование мотивов поведения
  • развитие чувств
  • развитие воли
  • все ответы верны
Читайте также:  Методика для развития памяти ребенка

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

—  Воспитание, обучение подрастающего поколения.

—  Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

—  Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

—  Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением?  Выберите правильный ответ:

—  Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

—  Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

—  Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

—  Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

—  Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие — это (выберите правильный ответ)

—  Накопление количественных изменений в организме человека.

—  Уничтожение старого и возникновение нового.

—  Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

—  Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

—  Процесс активной деятельности личности.

—  Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

—  Ускорение индивидуального развития человека.

—  Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

—  В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

—  В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

—  В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

—  В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

—  Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

—  Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

—  Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

—  Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

—  Стремится изменить воспитанника.

—  Исходит из приоритетности знаний педагога.

—  Принимает воспитанника таким, каким он есть.

Читайте также:  Методика диагностики сенсорного развития ребенка

—  Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

— Значительные инвестиции.

— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

— Согласие учителей и родителей.

— Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

— Оценочная.

— Организаторская.

— Планирование

— Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

—  Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.

—  Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

—  Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

—  Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

—  Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.

—  Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.

—  Соревнование — метод формирования и закрепления  необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

—  Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

—  Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

—  Наказание —  это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

—  Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)

—  Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».

—  Государственная система общественного просвещения.

—  Семейное воспитание.

—  Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

—  Снижение уровня жизни.

—  Упадок морали.

—  Обострение конфликта поколений.

—  Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

—  Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

—  Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

—  Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

—  Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

—  Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

—  Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

—  Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

—  Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

—  Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

—  Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

—  В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

—  Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

— различные названия одной и той же области знания

— различные области знания

— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

— наблюдение

— формирующий эксперимент

— лабораторный эксперимент

— метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

— физиологии

— социологии

— биологии

— психологии

— педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

— функциональной психологии

— бихевиоризме

— гештальтпсихологии

— когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

— ориентировочными

— исполнительскими

— контрольными

— оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

— ее вид

— ее уровень

— этап ее реализации

— форма ее проявления

7. Мотивы самообразования — это:

— форма проявления учебных мотивов

— этап усвоения учебных мотивов

— уровень познавательных мотивов

— качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

— глубина знаний

— гибкость знаний

— системность знаний

— осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

Читайте также:  Центр развития ребенка пчелки москва

— навык

— умение

— операция

— деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

— осмысление

— осознание

— автоматизация

— высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

— импринтинге

— условно-рефлекторном научении

— оперантном научении

— вербальном научении

— викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

— становление

— формирование

— социализация

— воспитание

13. Понятие «задатки» характеризует:

— индивидуальные свойства

— субъектные свойства

— личностные свойства

— свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

— единство процессов обучения и воспитания

— воспитание как единство «частных» воспитательных дел

— характер взаимодействия педагогов и учащихся

— деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

— эффекта ореола

— эффекта последовательности

— эффекта инерционности

Источник

Исследователи выделяют 3 главных направления, по которым происходит развитие личности ребенка: биологическое, психологическое и социальное. Каждое из этих направлений имеет свои темпы, закономерности и этапы. При этом они хотя и взаимосвязаны между собой, но напрямую не зависят друг от друга. Развитие личности человека обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить: наследственность, среду обитания и воспитание. Процесс рассматривается как комплекс мер воздействия общества на становление человека.

Условия развития личности детей

Развитие личности детей

В данной статье нас более всего интересуют условия развития личности у детей, как составные части и основные характеристики той среды обитания, в которой развивается человек. Мы можем выделить биологические, социальные и наследственные условия для развития и формирования личности.

Читайте также: Духовное развитие личности у детей

Биологическое развитие ребенка

Базовым условием для развития своей личности является нормальная биологическая природа человеческого организма. Без существенных отклонений, которые могут или затруднить или сделать вообще невозможным социальное развитие человека. Особенно важно в этом контексте нормальное функционирование органов чувств, а так же головного мозга.

Социальное развитие личности ребенка

Следующим важным фактором в развитии личности можно выделить социальные условия. Здесь хотелось бы остановиться подробнее.

Что мы имеем в виду, говоря о роли социальных условий при личностном развитии? В первую очередь, это наличие конкретных людей, которые транслируют социальные нормы поведения. Усвоение этих норм поведения требует от ребенка огромных усилий для овладения своей биологической сущностью, на преодоление и ограничение своих желаний.

Детям приходится делать не то, что они хотят в данный момент, а то, что требует социальная необходимость.

Без соответствующей социальной среды, в роли которой выступают родители, воспитатели, соседи, друзья, даже герои художественных произведений, это было бы невозможно. Потому что именно эта среда инициирует и контролирует усвоение тех или иных форм поведения. Доказательством этого могут служить те случаи, когда ребенок рос среди животных. Отклонения, которые могут наблюдаться в той или иной социальной среде, всегда отражаются на личности, которая растет и развивается в этой среде. Например, в случаях с неблагополучными семьями, жизни и взрослении в колониях и так далее.

Но воспитание развития личности – это не односторонний процесс закладывания в человека каких-то норм поведения и жизненных стратегий. Это трансляция положительного примера. Она требует от детей собственных усилий в применении на практики того, чему они учатся.

К примеру, если мы хотим обучить ребенка ответственно выполнять задание — наших объяснений, положительного примера, поощрений и наказаний будет недостаточно. Ребенку нужно каждый день отрабатывать этот навык, делая домашние задания, собирая портфель к школе. Тем самым преодолевая свои желания и формируя устойчивый навык.

Таким образом, немаловажным условием развития личности, является активная деятельности самого человека, направленная на закрепление того или иного навыка.

Социальное развитие личности ребенка

Наследственность

Так же еще одним условием развития личности ребенка является наследственность. Дети наследуют интеллектуальные, специальные (особые задатки, например, музыкальные, лингвистические) и моральные качества от своих родителей.

Хотя вопрос о наследовании моральных качеств наукой признается одним из самых спорных и сложных. Однако наследственные задатки являются лишь семенем. Возможностью, которая может перерасти в определенные свойства и характеристики личности. А может, так и остаться в зачаточном состоянии и не оказать существенного влияния на жизнь и деятельность человека. Таким образом, все эти условия развития действуют в симбиозе и сложном взаимодействии между собой.

Источник