Справка динамики индивидуального развития ребенка

Аналитическая справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей в младшей  группе (на начало уч. года)

Дата проведения: с 03.09.2018 – 14.09.2018 г.

Цель мониторинга: выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка и определение при необходимости индивидуального маршрута образовательной для максимального раскрытия потенциала детской личности, а так же корректировки образовательного процесса в группе.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные навыки и умения воспитанников.

Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста (3 — 4 года).

Воспитателями группы осуществляется мониторинг развития навыков и умений по образовательным областям.

Сбор информации основывался на использовании следующих методик:

— ежедневные беседы;

— систематические наблюдения;

— организация игровой деятельности;

— получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;

— анализ продуктов детской деятельности.

Мониторинг образовательного процесса, содержащий пять образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития воспитанников.

Диагностика по образовательным областям осуществлялась в ходе бесед, в ходе НОД и игровой деятельности.

В сентябре 2018 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) в младшей группе, в которой участвовало 16 детей из списочного состава — 17 человек, один ребенок отсутствовал по уважительной причине.

Результаты диагностики показали:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Навык сформирован  у 4 человек — 25%, это дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры.  

Навык находится в стадии формирования  у 5 чел. – 31,25%, это дети которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры.

Навык не сформирован у 7 чел. —  43,75%, это дети которые общаются только со взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина среднего качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: гиперактивность детей, возрастные особенности.

Пути решения: Продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме, большое внимание уделять тем детям, которые требуют индивидуального подхода, таким образом, следует заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями, просмотр иллюстраций. Использовать в работе с детьми дидактические игры по темам: «Мои друзья», «Какое настроение», «Какой мой друг» и др. Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом необходимо создать предметно — пространственную развивающую среду, обогащая дидактическими играми направленными на взаимодействие со взрослыми, сверстниками и другими людьми через сюжетные картинки, игровые ситуации. В уголке для сюжетно-ролевых игр подобрать новое оборудование для игр, которое позволит детям вызвать желание играть и забывать на время о проблеме расставания с родными, что является актуальным на начало учебного года. В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, для того, чтобы дети могли самостоятельно выбирать вид деятельности. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Учить замечать эмоциональные состояния других людей, вызвать стремление пожалеть, успокоить, порадоваться. Продолжать беседовать с детьми о членах его семьи (как зовут, чем занимаются и т. д.). Формировать желание участвовать в пассильном труде, преодолевая небольшие трудности. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к сверстникам. Во время игры учить детей вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Формировать представления о простейших взаимосвязях живой и неживой природы. Знакомить с правилами поведения в природе. Расширить ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения, а также формировать навыки безопасного поведения с играми с водой, песком, снегом.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» в основном находится в стадии формирования.

Результаты:

Навык сформирован – 18,75% (3)  воспитанника.

Находится в стадии формирования – 31,25% (5) воспитанников

Не сформирован – 50% (8) воспитанников.

    Дети, чей навык находится в стадии формирования,  владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно; рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушек, пересказывают небольшие литературные произведения.                                                                                                                                                 Дети,  у которых, навык ещё не сформирован, испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов, недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка кратко

Пути решения: Необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность во взаимодействии с воспитателем на занятиях и самостоятельной деятельности детей со сверстниками. Приобщать к художественной литературе. Учить детей внимательно слушать литературные произведения, употреблять в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты, животные и т. д., расширять знания о жанрах литературы, заучивать стихи, пословицы, поговорки. Учить повторять наиболее интересные выразительные отрывки из воспринятого на слух произведения. Вызвать желание детей рассматривать иллюстрации книг, составлять короткие рассказы. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами во время прогулки. Вызвать желание участвовать в утренниках — рассказывать стихи.                                                                Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми ближнего окружения через индивидуальные поручения. Формировать потребность делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Точно повторять за взрослым простые звуковые цепочки. Формировать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей поддерживать беседу с другими детьми в совместной деятельности — игре и повседневных ситуациях. Учить задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослым. В игре использовать элементы ролевого диалога, вступать в него, учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи. Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: комплекты книг в свободном доступе (постоянно обновляются в зависимости от речевой темы, событий и т. п.), «Развитие речи» (пособие, «Мои любимые сказки», «Сложи картинку» и т. д.)

Образовательная область: «Художественно- эстетическое  развитие  (изобразительная деятельность)».

Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. Программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» находится в основном в стадии формирования.

Результаты:

Навык сформирован – 18,75% (3)  воспитанника.

Находится в стадии формирования – 31,25% (5) воспитанников

Не сформирован  – 50% (8) воспитанников.

 Дети, чей навык находится в стадии формирования,  умеют создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящих из нескольких частей, закрашивать изображение, не выходя за контур.  Дети,  у которых, навык ещё не сформирован, совершенно не владеют навыками составления узоров из растительных форм и геометрических фигур, правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими.

Пути решения: Продолжать знакомить детей с видами изобразительного искусства, чаще использовать разные материалы и способы создания изображения. Приобщать детей к посещению кукольного театра, желания участвовать в выставках детских работ. Формирование умения создавать, как индивидуальные, так и коллективные композиции в изобразительной деятельности. Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, умение договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Содействовать положительному и эмоциональному отклику на музыкальные и литературные произведения. Развитие музыкально — художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении. Проводить индивидуальную работу с детьми по формированию умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.                                                                                                                                 Создать условия для детей, чтобы они могли свободно подойти к книжному, изо. уголку и выбрать любимую книгу и любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Освоение программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что материал находится  в основном в стадии формирования. Были использованы:  метод наблюдения, индивидуальные беседы, игровые тестовые задания.

Результаты:

Навык сформирован – 18,75% (3)  воспитанника.

Находится в стадии формирования – 37,5% (6) воспитанников.                                                            Не сформирован –  43,75%  (7) воспитанников.                                                                    

Дети, чей навык находится в стадии формирования,  знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называют домашних животных и то, какую пользу они приносят человеку, различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Называет разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.                                                                                                                               Дети,  у которых, навык ещё не сформирован,  не могут различать и называть некоторые растения ближайшего окружения, назвать время года, не умеют сравнивать два предмета по величине, не умеют определять части суток и называть их.

Читайте также:  Развитие ребенка пяти лет игры

Пути решения: Проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Для развития в данной области детям предлагается масса игрушек,  которые способствуют этому: пазлы, мозаики, доска-мольберт, фотокамеры и др. Необходимо уделять внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому необходимо создавать условия для ознакомления с цветом, формой, величиной. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Формировать представления детей о работе взрослых, познакомить с профессиями. Формировать представления о малой родине и отечестве, представлений о социально — культурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете земля, общем доме людей, многообразии стран и народов мира. Учить детей самостоятельно воздействовать различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Образовательная область: «Физическое развитие 

(культурно-гигиенические навыки)».

Программный материал по образовательной области  «Физическое  развитие»    находится в основном в стадии формирования.

Результаты:

Навык сформирован – 18,75% (3)  воспитанника.

Находится в стадии формирования – 31,25% (5) воспитанников

Не сформирован – 50% (8) воспитанников.

     Дети,  у которых, навык  сформирован, самостоятельно, без помощи взрослого соблюдают элементарные правила гигиены, правила приема пищи.                                                          Дети, чей навык находится в стадии формирования, это дети которые редко обращаются       к взрослым за помощью при заболевании или травме. Также стараются соблюдать правила приема пищи, но иногда нуждаются в помощи взрослого.

Пути решения: Для успешного развития в данной образовательной области в нашей группе обустроен уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: Мячи (мягкие, легкие, резиновые, рельефные и пупырышками, закаливающие дорожки, бубны, погремушки, кегли, скакалки, обручи, флажки, гимнастические палки, корзина для метания мячей, ленты). Чаще проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться обращаться к воспитателю за помощью при заболевании, травме или по другим вопросам. Пополнять предметно — пространственную развивающую среду за счет физического оборудования, направленных на развитие разнообразных видов деятельности. Совершенствовать у детей основные движения: ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, катание и бросание, ловля и метание мячей. В течение всего периода пребывание детей независимо от уровня овладения навыками и умениями большую роль уделять сохранению, укреплению и охране здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждения утомляемости. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, гимнастику после сна в соответствии с возрастными особенностями детей.

Общий уровень развития воспитанников младшей группы (на начало года):

Навык сформирован – 20%  (3)  воспитанника.

Находится в стадии формирования – 32,5% (5) воспитанников

Не сформирован – 47,5% (8) воспитанников.

Вывод:

По результатам диагностики эффективности достижений детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы у воспитанников

младшей группы  на начало 2018 — 2019 учебного года по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» прослеживается динамика развития у половины воспитанников ( т.е. навык сформирован и находится в стадии формирования), у второй половины воспитанников (навык не сформирован). В связи с этим воспитателям необходимо разработать ИОМ развития на данных воспитанников, для улучшения качества образовательного процесса и максимального раскрытия личностного потенциала. Также этим детям требуется дополнительная помощь педагога —  психолога, логопеда. Родителям было рекомендовано обратиться за помощью к специалистам.

Рекомендации:

  1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.
  2. В течение года продолжать умения и навыки детей в ходе НОД и в индивидуальной работе с детьми.
  3. Совместно с родителями, психологом, логопедом, музыкальным руководителем устранять пробелы в образовательной деятельности детей.

Источник

Аналитическая справка

по результатам оценки индивидуальных достижений воспитанников

в освоении

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Георгиевский детский сад» за 2015- 2018 год

Читайте также:  Папка передвижка сенсорное развитие ребенка

воспитатели: Комард О.Ю.

Списочный состав диагностируемых:  15

Дата проведения педагогического мониторинга  — 15 – 26 мая 2018 г.

Обследовано детей: 15

Цель: комплексно оценить уровень образовательной деятельности детей в группе и усвоения образовательной программы через  усвоение образовательных областей.

Педагогическое наблюдение за воспитанниками проводилось с целью изучения (оценки) особенностей индивидуального развития воспитанников и определения промежуточных результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития ребенка выступали внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В процессе педагогической диагностики использовались следующие формы и методы:

— наблюдения за ребенком,

— беседы,

— анализ продуктов детской деятельности,

Полученные результаты в ходе педагогического наблюдения фиксировались в индивидуальных картах развития, а полученные данные в целом в сводных картах для определения результатов в целом и дальнейшей корректировке рабочих программ и индивидуальных маршрутов. Диагностические карты по результатам оценки индивидуальных достижений воспитанников были составлены на основе программ: «От рождения до школы»   под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Педагогическая диагностика осуществлялась по направлениям:

 «Социально-коммуникативное развитие»- развитие ребенка в игровой деятельности и развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самопознания.

 «Речевое развитие» — сформированность всех сторон речи, особенности пересказа по опорной схеме, проявления эмоциональной заинтересованности драматизации произведений, умения образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами. Показатели представлены в приложении.

«Познавательное развитие» — развитие математических представлений, исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование; освоение безопасного поведения.

«Художественно – эстетическое развитие» — Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Приобщение к художественной литературе.

По итогам педагогического обследования степень усвоения программного материала по образовательным областям воспитанниками выглядит следующим образом:

Степень усвоения программного материала

по образовательным областям

№ п/п

Образовательная область

Кол-во детей

Навык сформ

%

Навык част сформ

%

Навык не сформ

%

    Образовательная область

    «Познавательное развитие»

    15

    Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

    62

    38

    Развитие сенсорной культуры

    71

    29

    Ребенок открывает мир природы

    76

    24

    Формирование первичных представлений о себе и других людях

    52

    48

    Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве

    59

    41

      Образовательная область «Речевое развитие»

      15

      Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

      37

      63

      Развитие речевого творчества

      31

      69

      Владение речью как средством общения и культуры

      57

      43

        Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

        15

        Развиваем ценностное отношение к труду

        85

        15

        Дошкольник входит в мир социальных отношений

        85

        15

        Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

        87

        13

          Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

          15

          Художественная литература

          50

          50

          Изобразительное искусство. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

          67

          33

          Изобразительное искусство. Изобразительно – выразительные умения

          37

          63

          Изобразительное искусство. Технические умения

          35

          65

          Анализ качества усвоения детьми ООП ДО МБДОУ по образовательным областям позволяет сделать следующий вывод: за последние 3 года средние показатели по образовательным областям имеют средний уровень освоения образовательной программы, что говорит о частичной сформированости навыков у детей. Данные педагогической диагностики занесены в карты по образовательным областям.

          Диаграмма средних показателей по образовательным областям

          Результаты педагогической диагностики

          (уровни овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям)

          Количество детей: 15

          Образовательные области

          Уровни овладения программы в %

          Навыки сформированы

          Сформированы частично

          Не сформированы

          Познавательное развитие

          64

          36

          Речевое развитие

          42

          58

          Социально — коммуникативное развитие

          86

          14

          Художественно эстетическое развитие

          49

          51

          Вывод: Работа по повышению уровня развития детей в данной возрастной группе проведена на должном уровне. У детей наблюдается стабильная положительная динамика усвоения детьми материала программы. Сравнительный анализ результатов показывает рост уровня знаний детей в течение учебного года. Анализируя данный результат, можно говорить о том, что качество образования и воспитания дошкольников по сравнению с началом года выросло.  Из диаграммы средних показателей по образовательным областям видно, что отсутствуют несформированные навыки у детей, а также видно возросший процент сформированных и частично сформированных навыков. На высоком уровне детьми освоена образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» — 86%, на среднем уровне можно отметить область «Познавательное развитие» — 64%, почти на равно уровне «Речевое» — 42% и «Художественно – эстетическое развитие»- 49%. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом программные задачи достигнуты, материал реализуемый программой по данным разделам детьми усвоен на среднем уровне – 60%.

          Дальнейшие планы педагога:

          1.Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям и развитию интегративных качеств

          2.Осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения

          освоения программы и развития интегративных качеств.

          3.При планировании воспитательно — образовательной работы учитывать результаты промежуточной педагогической диагностики.

          Источник