Созревание и функциональное развитие ребенка

Созревание и функциональное развитие ребенка thumbnail

Генетически заложенные особенности организма проявляются ещё в младенчестве. Мальчики и девочки дифференцируются не только по половым органам, но и по манере поведения, внешнему облику.

Когда наступает половое созревание, подобные различия становятся очевидными, поскольку в переходный период организм находится под интенсивным гормональным воздействием.

Созревание и функциональное развитие ребенка

Описание

Половое созревание – процесс активного функционирования половых желёз, который приводит к преобразованию половых органов. Начинают проявляться вторичные половые признаки.

Данное явление характеризуется серьёзными трансформациями в эндокринной системе, которые влияют на деятельность как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Результатом подобных преобразований организма становится начало стадии физиологической зрелости.

Второе название процесса – пубертатный период, который у каждого ребёнка проходит индивидуально. Однако в основе данного этапа единый механизм. Первые признаки полового созревания проявляются в виде пигментации гениталий, появления волосяного покрова в области лобка.

Созревание и функциональное развитие ребенка

У девочек возраст полового созревания наступает в среднем в 13 лет, что на пару лет раньше, чем у мальчиков. Время вступления подростка в пубертатную фазу зависит от таких факторов, как:

  • пол ребёнка;
  • национальность;
  • условия жизни и питания;
  • климат.

Когда половое созревание наступает, существенные перемены поведения и трансформации во внешности затрагивают всех подростков.

Подобные изменения неизбежны и естественны, ведь они дают возможность продолжить род в будущем.

Когда начинается созревание у мальчиков, первыми симптомами взрослости считаются поллюции, у девочек – менструация.

Активная гормональная выработка вызывает выраженное ухудшение характера: подросток становится агрессивным, вспыльчивым, замкнутым. Помимо этого, возникает желание привлекать внимание и нравиться противоположному полу.

Важно! В моменты острых психологических и физиологических перемен взрослеющий человек нуждается в помощи и поддержке родителей.

Особые гормоны влияют на формирование вторичных признаков. Зачастую диагностируется нарушение полового развития: преждевременное либо позднее.

Позднее созревание обусловлено неправильным функционированием гипофиза и эндокринных желёз. Раннее – характеризуется преждевременным возникновением вторичных признаков, интенсивным ростом.

Половые признаки

Развитие половых признаков и генитального формирования у мужчин и женщин не идентично и наступает в разные временные промежутки.

Женские яйцеклетки развиваются уже в эмбрионе, но начинают активироваться лишь по достижении девочкой 12-летнего возраста. У мальчиков в 13 лет запускается процесс выработки сперматозоидов.

Определённые гормоны контролируют и воздействуют на развитие признаков гендерной идентификации. В мужском организме доминирует тестостерон, который отвечает за мощь и силу. В женском – эстроген, прогестерон. Эти гормоны обеспечивают фертильность (плодовитость).

Первичные половые признаки представляют собой генетически определённые индивидуальные особенности, присущие организму, – половые органы.

Ha восьмой неделе беременности происходит выделение женских либо мужских половых гормонов. Это и является ключевым моментом в гендерной идентификации.

У женщин первичными признаками являются:

  • матка;
  • фаллопиевы трубы (маточные);
  • яичники;
  • клитор;
  • влагалище;
  • половые губы.

Интересно! Пол будущего ребёнка возможно установить на 12 неделе внутриутробного развития.

Мужской организм характеризуется наличием таких признаков:

  • пениса;
  • мошонки;
  • простаты;
  • яичек;
  • семенных пузырьков;
  • семявыводящих протоков.

Развитие вторичных половых признаков зависит от генитального формирования.

Мальчики

Здоровое половое созревание у мальчиков приходится на возраст 10-13 лет. Данный этап характеризуется яркими гормональными всплесками, провоцирующими изменения во внешности.

Гипоталамус начинает интенсивно вырабатывать гонадолиберин, который контролирует синтез мужских гормонов. У подростка происходит гормональный сбой.

Половое развитие у мальчиков не является неожиданным, организм готовится к нему постепенно.

  1. 1,5-2 года. Ребёнок начинает осознавать принадлежность к мужскому полу.
  2. 4-6 лет. На бессознательном уровне копирует привычки и действия мужчин.
  3. 7-8 лет. Заметно выражен мужской образец поведения.
  4. 10-11 лет. Начало переходного периода.

Взросление характеризуется первыми существенными соматическими (телесными) и психологическими переменами, происходящими в пубертате.

Репродуктивная система ребёнка начинает претерпевать особенно значимые изменения. Фиксируется существенный рост члена и мошонки. Также увеличиваются в размерах яички, активно функционируют семенные пузырьки.

Именно в этот период у подростка появляется истинная эрекция и первые поллюции – симптомы зрелости. Эрекция сопровождается ночным неконтролируемым семяизвержением, что является нормой.

Обратите внимание! Поллюции – факт здорового роста мальчика. Они не являются следствием мастурбации или сексуального контакта.

Ещё одна особенность периода полового созревания у мальчиков – формирование волосяного покрова в зоне гениталий, в районе подмышечных впадин, груди, на лице.

Помимо этого, андрогены влияют на рост гортани, вследствие чего происходит утолщение и мутация голосовых связок. Параллельно наблюдается окостенение щитовидного хряща – кадыка.

При половом созревании у мальчика происходят и физические изменения: мышечная система растёт, укрепляются плечи. Кожа претерпевает неприятные процессы из-за усиленного функционирования сальных желёз.

Эпидермис со временем жирнеет, проявляются прыщи. Черты лица удлиняются, увеличивается нижняя челюсть. Запах пота становится резким.

Читайте также:  Эпилепсия и задержка развития ребенка

Девочки

Длительность пубертата у девочек составляет два года, результат биологической зрелости – день первой менструации. Физиологическое формирование может начаться как в 9, так и в 13 лет.

Это варианты нормы. Но в случае отсутствия признаков созревания у 15-летней девочки, нужно задуматься о задержке полового развития и обратиться к врачу. Данное состояние провоцирует серьёзные патологии.

В современном медицинской практике всё чаще диагностируются случаи раннего взросления. Это зависит от дисфункции половых желёз. При такой патологии вторичные гендерные признаки проявляются до десяти лет.

Основной симптом начавшегося созревания – наличие менструаций. Следует понимать, что цикличность устанавливается не сразу, а по прошествии года. Поэтому месячные могут быть нерегулярными.

К женским признакам здорового полового развития относят:

  1. «Скачки» роста. Ребёнок может прибавлять до 10 см за год, затем этот показатель и вовсе прекращает увеличиваться. После появления первой менструации рост девочки неожиданно замедляется.
  2. Прибавка веса. В возрасте 11 лет у ребёнка появляется хороший аппетит, следствием чего становится прибавка веса, равная 9 кг за год.
  3. Увеличение молочных желёз. Первоначально сосок вытягивается, ареолы расширяются, а железа становится конусообразной. В норме к периоду первой менструации форма груди становится физиологически правильной.
  4. Изменения во внешности. Пубертат у девочек характеризуется ростом волосяного покрова на лобке, в области подмышек. Кроме того, волосы под влиянием гормонов могут структурно измениться и стать крепче. Фигура подросшей девочки приобретает женские очертания.

Для родителей также наступает тяжёлый жизненный этап. Им необходимо стать терпимыми из-за возможного недопонимания с ребёнком.

Помимо этого, важный момент – заранее подготовить девочку к предстоящему процессу созревания и первым месячным.

Подростки

Во время постепенного превращения в мужчин и женщин наблюдаются физиологические перестройки под влиянием процесса выработки половых гормонов.

Исходом данных преобразований становится биологическая зрелость, возникновение сексуального влечения и возможность репродукции. Но это не является фактом полного взросления подростка.

Для становления сознательной личности необходимо как полноценное физическое развитие, так и психическое. Причём последнее доминирует.

Процесс полового созревания подростка во многом зависит от образа жизни и психологической атмосферы в семье: частые депрессии замедляют процесс.

Интеллект по-прежнему детский, это не позволяет повзрослевшему ребёнку полноценно социализироваться в обществе. Психологически подросток не готов к продолжению рода.

Значимым событием в жизни девушки и признаком её созревания является первая менструация. Однако данный факт не означает готовность к зачатию и вынашиванию плода, поскольку месячные непостоянны.

Естественным признаком пубертатного периода у мальчиков-подростков являются поллюции, спонтанное выделение спермы.

Длительность процесса полового развития составляет около семи лет. У ребят, которые взрослеют медленнее сверстников, зачастую случаются эмоциональные проблемы, возникают комплексы.

Родители должны быть деликатны, их задача – разъяснить взрослеющей личности все нюансы пубертатного периода.

Задержка полового созревания

Задержка полового развития (ЗПР) диагностируется тогда, когда отсутствуют физические проявления и симптомы взросления: у девочек после 13 лет, у мальчиков – 14 лет.

При задержке полового развития у девочек не происходит увеличения груди, отсутствуют месячные. Наблюдается остановка формирования вторичных признаков.

К причинам задержки взросления относят:

  • эндокринные нарушения;
  • хромосомный дисбаланс;
  • наследственный фактор;
  • опухоли;
  • хронические заболевания;
  • сахарный диабет;
  • астма.

Позднее половое созревание зачастую сопровождается патологиями роста, неправильным функционированием внутренних органов.

Наряду с этими дисфункциями, происходит задержка психических преобразований, ослабляется эмоциональная сфера.

Следует обратиться к врачу для выявления причин нарушения. Обязательное лечебное мероприятие – контроль за ежегодным приростом, симптомами здорового формирования, возрастом костной ткани, гормональным уровнем.

Что такое пубертатный период

Пубертатным считается период переходного возраста у подростков, когда с ребёнком случаются процессы взросления. Это отрезок жизни от детства к биологической зрелости. Пубертат совпадает со временем созревания: 12-15 лет у девочек, 13-16 – у мальчиков.

В пубертатной фазе помимо физических преображений начинается этап сексуального влечения. Подростка одолевают желания эротической направленности, телесного контакта.

Из-за гормонального воздействия гениталии становятся более чувствительными, что вызывает гиперсексуальность и зацикленность на противоположном поле.

Однако организм ребёнка не готов к немедленной реализации сексуальной функции. Родителям следует контролировать действия подростка, чтобы он не навредил своему здоровью, поскольку в это время дети податливы и подвержены влиянию со стороны.

В современном мире наблюдается тенденция к скорейшему развитию ребёнка. Установлено, что пубертат у мальчиков и девочек наступает раньше, чем век назад. Причинами акселерации считаются урбанизация, другой рацион, переизбыток сахара и белка в продуктах.

Половое созревание происходит индивидуально у каждого ребёнка. В этот сложный период необходимо установить с подростком доверительные отношения и всячески поддерживать его.

Читайте также:  Роль игрушек и игр в развитии ребенка

Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Читайте также:  Способы развития памяти ребенка на иностранном

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

Созревание и развитие функциональных систем и их интегрированная деятельность происходят под влиянием регулирующей функции мозга, особенно его корковых структур. Но для осуществления этой регуляции в свою очередь требуется определенная функциональная активность мозга, которая достигается главным образом за счет притока информации из внешней среды и проявляется в развитии функции мышления.

Гипотрофия, подверженность заболеваниям часто связаны с дефицитом эмоций, недостаточной двигательной активностью ребенка. В свою очередь неблагоприятный биологический анамнез, заболевания, нарушения в состоянии здоровья сказываются на уровне нервно-психического развития, особенно в возрасте до 1 1/2 лет.

Ребенок растет в системе взрослый — ребенок. Взрослый обеспечивает все основные условия, необходимые для развития ребенка: гигиенический уход, режим, питание, физическое воспитание, условия для умственного развития.

Знание и учет вышеперечисленных особенностей необходимы педиатру при контроле за развитием и состоянием здоровья, при назначении профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий. С первых месяцев ребенку следует создавать такие условия жизни и использовать такие воспитательные воздействия, которые обеспечивали бы положительное эмоциональное состояние ребенка, его полноценное физическое и психическое развитие.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Источник