Создание условий для формирования и развития личности ребенка

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя — подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

Читайте также:  Задачи развития ребенка от 1 до 3

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Читайте также:  Центр развития ребенка анапа

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Таким образом, организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

— принцип дистанции позиции при взаимодействии;

— принцип активности самостоятельности, творчества;

— принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

— принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);

— гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.  А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и 1 месяц мама лара

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно — развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  3. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  6. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Источник