Развитие грамотной речи у ребенка

Развитие грамотной речи у ребенка thumbnail

Содержание:

  • С чего начать занятия
  • Как продолжить обучение ребенка
  • И напоследок — общение с ребенком

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: «Как дела?», когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: «Нормально». Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

«Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых».

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

«Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние».

Читайте также:  Обследование ребенка с задержкой развития

И напоследок — общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Советуем почитать:

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе «Пересказы и рассказы».
  • Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Статья действительно хорошая.
Но — скажу сразу — я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый — а у него была куча речевых диагнозов — и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам — крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? — в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление «схематичной», «школярской» системы мышления — то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11… Скажу честно — методика помогает далеко не всем *-(

2012-04-28, Mary-Lea

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель — вы авторитет…
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке… дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы… его уведут в другой мир… Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал…
Выйдете из помещения на 5 минут… и … пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было…и сравните с тем что на диске…вот и работа над ошибками…
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

2012-04-29, СНЕЖНАЯ

Конечно, подобные упражнения стоит делать с ребенком, чтобы он быстрей заговорил. В частности ориентироваться на развитие мелкой моторики. У меня доченька тоже долго не разговаривала … упражнения не помогали,я не могла найти себе место…Потом кума подарила нам Машу повторюшку и буквально через неделю доченька стала болтать)). Поэтому, стоит попробовать купить интерактивную игрушку. Есть поющие и разговаривающие мягкие хомячки, коты или кошки, собаки, не обязательно Машу покупать. Работает до сих пор (только батарейки «летят»), кому интересно, снизу коммента оставлю ссылку на «нашу Машу)». Удачи и помните — каждый ребенок развивается индивидуально и не действует никакая статистика (когда исключены всевозможные отклонения и болезни)

2015-03-16, Шум Ира

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась — результата не было…
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке…
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение — не фатально:)

2012-04-28, Iriska

Ага, Ир, и не то еще бывает *-)
Мой нынче весь такой удачный старший в детском саду или младшей школе мигом становился в тупик, если надо было «придумать 5 предложений, скажем, с использованием предога «в»». То есть связный рассказ на полчаса или письменно на три страницы — легко. А 5 не связанных между собой примеров — ффсе, кранты, завис *-)

2012-04-29, Mary-Lea

Почитать? Не знаю даже — по автору не нашла, может название есть какое-то?… Вообще-то вряд ли, они скорее всего ничего нигде не оформляли.
Автор — [ссылка-1], но скорее всего не он один, там команда единомышленников и не только математиков…

2012-04-28, Mary-Lea

Не подскажешь, можно что-то об этой методике почитать?
Я в принципе ничего против схем не имею, но лишь в том случае если есть навыки оценки, корректировки и разработки новых схем. Если тупо все время по одной — действительно плохо.

2012-04-28, ЛюбимицаКлаппа

Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Алеся Кудымова
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой,связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Ещё острее встанет вопрос с развитием речи в школе, где могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия). И чем раньше ребёнку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.

Читайте также:  Довербальный этап в развитии речи это этап когда ребенок

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. И ещё: нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

— тематическое и структурное единство;

— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

— произвольность, плановость и конспективность изложения;

— логическая завершённость;

грамматическая связность.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Но формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Но, к сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Логопедическая практика показывает, что у детей старшей и подготовительной групп отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказывания детей с общим недоразвитием речи характерны:

— нарушения логической последовательности повествования;

— нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

— возвращение к ранее сказанному;

— длительные паузы на границах фраз;

— отчётливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом построении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью следствие вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Работа по развитию связной речи старшей и подготовительной групп дошкольников с общим недоразвитием речи помогает ребёнку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. И ещё: нельзя не учесть, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома, даче в речевые игры, упражнения.

Упражнение «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», «деревья», «цветы», «мебель» и т. д.).

Игра «Что это?»

(оборудование – мяч)

Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет.Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т. д.

Упражнение «Угадай, кто это?»

Угадать, о ком идёт речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький. (Зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная. (Лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, чёрная. (Кошка).

Большой, бурый, косолапый, (Медведь) и т. д.

Упражнение «Чья у зверя голова»

(Закрепление в речи притяжательных прилагательных)

У собаки голова (чья) – собачья.

У коровы голова – коровья.

У лошади голова – лошадиная.

У кошки голова – кошачья и т. д.

Можно предложить ребёнку придумать предложения с этими прилагательными.

Упражнение «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лёд похож на …

Чистый дождь похож на … густой туман похож на …

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как…

Дождинки текут по лицу, как…

Упражнение «Закончи предложение»

Задание: «Попробуйте угадать конец фразы».

Дети ели…

На столе лежат бумага и кра…

В лесу растут гри…

В саду растут цве…

Зимой бывает…

Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитайте рассказ. Некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие?»

Стоит жаркая погода: небо___, солнце светит. Коля и Вася идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких. Они собирают. Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими. Дети торопятся вернуться. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой___ и их одежда совсем.

Читайте также:  История развития прав ребенка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Задание: определить, где начало рассказа, придумать название рассказу, пересказать его.

Упражнение «Пересказ по картине»

У Тани день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки. Саша принёс мишку, Маша подарила книгу и цветы. В комнате уже накрыт стол. На столе торт, чай, сок, варенье и конфеты. Гости пили чай, потом пели песни, веселились. Всем очень понравилось у Тани на дне рождении.

Вопросы:

У кого был день рождения?

Кто пришёл к Тане?

Что они ей подарили?

Что делали гости?

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагается родителям вместе с ребёнком сделать рисунок к тексту для пересказа.

Например: Рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щёнка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

Пересказ с использованием картинок (цепной текст)

У Кати жила кошка. У кошки были котята. Котята любили лакать молоко их блюдца. Молоко им наливала Катя.

Упражнение «Писатель»

Например тема «Домашние животные». Составить рассказ о любимом домашнем животном.

План рассказа.

1. Название домашнего животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Чем питается.

4. Какую пользу приносит.

5. Почему я люблю своё домашнее животное.

Упражнение «Путаница»

Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребёнку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, всё ли сказано правильно. Ребёнок должен исправить ошибки и сказать правильный вариант.

Шарик ловит Аню.

Петя позавтракала и пошла гулять.

Лена спать легла завтра.

Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

Этюды «Я и моё тело»

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Походки

А) Ребёнку предлагается изобразить повадки и движения животных (как медведь, как заяц, как лиса и т. д.)

Б) Возможен другой вариант игры, когда другие дети стараются угадать, кого ребёнок хотел изобразить.

Это упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

Этюды на выражение страдания и печали

«Ой-ой, живот болит!»

Два зайчонка Тим и Том съели вкусную, но немытую морковь. У них разболелись животы.Зайчата жалуются:

Ой, ой живот болит!

Ой, моркови не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Я так устал!»

Маленький бельчонок несёт большой гриб. Вот он остановился,положил гриб у своих ног и говорит: «Я так устал! Я очень устал!»

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Этюды для детей с пониженной самооценкой

Проигрывание ситуаций:

А)Зайчиха принесла три морковки: тебе, твоему брату-зайчонку. Как ты поделишь эти морковки? Почему?

Б) Бельчата играют на поляне в интересную игру, ты опоздал. Попроси, чтобы бельчата-дети из твоей группы и тебя приняли в эту игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Эта игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определённого сюжета. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в одной из главных ролей.

«Потерялся»

Зайчонок потерял свою маму зайчиху.

Выбирают детей, которые играют роли зайчонка и зайчихи. Все остальные дети – деревья в лесу. Зайчонку даётся план-схема, как ему найти маму. По этой схеме, проходя между деревьями, зайчонок находит свою маму.

Игра, развивающая сплочённость группы.

«Зайчата»

Дети-зайчата встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.Им надо:

-обогнуть широкое озеро;

-пробраться через дремучий лес;

-спрятаться от волка.

На протяжении всего упражнения, дети не должны отцепляться от своего партнёра.

Игра, направленная на то, чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и черты своего характера.

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок,а все другие отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож ребёнок? Почему? На какое дерево? Почему?». И т. д.

Игра, для развития своих индивидуальных особенностей.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают героя сказки – какое-либо животное. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют историю. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит способам взаимопомощи, умению спокойно выслушивать своего собеседника.

Логоритмические игры

«Узнай, кто это»

А) Дети слушают музыку, отгадывают какое животное подходит к данной музыкальной фразе.

Б) Под заданную мелодию дети должны изобразить повадки животного.

«Зайки на полянке»

Под музыкальное сопровождение, зайки прыгают то быстрее, то медленнее, слушая сильные доли и темп музыки.

«Грибы»

Дети-белочки собирают в корзинки грибы, которое находятся на ковре в разных местах. Но они могут двигаться только тогда, когда слышат музыку. Как только музыка заканчивается, подсчитывают, сколько у каждого собрано грибов.

«Капканы»

Дети- капканы стоят попарно, сцепив руки и подняв их вверх. Лисица, заяц, волк бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки, «капканы» закрываются. Важно, чтобы «животные» не попали в капкан.

Игры – драматизации

По К. Д. Ушинскому «Белочка и зайчик».

По русским народным сказкам «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»

Дидактические игры и упражнения

«4-й лишний»

«Чего не стало»

«Узнай по описанию»

«В чём ошибся художник»

«Будь внимателен»

«У кого какое жилище?»

«Обведи контур и дорисуй»

«Сравни животных»

«В зоопарке»

«Кто как голос подаёт»

«Кто как передвигается»

«Доскажи словечко»

«Мой, моя, мое, мои»

«Отгадай-ка»

«Ласковый зайчонок»

«Я фантазирую — Кто это, что это?»

«Длинный-короткий»

«Что я вижу»

«На что похоже?»

Подвижные игры

1. «Море волнуется»

Цели: закрепить знания внешних особенностей и повадок разных животных, уметь через пантомимику передать образ животного, проявить волевое усилие при сохранении позы.

2.Игры с бегом и прыжками: «Волки и овцы», «Волк во рву». Игры с ориентировкой в пространстве «Дай морковку зайцу», «Бездомный заяц». Игры-забавы «Зайки серые».

3. Малоподвижная игра «Большие и маленькие»

Цели: закрепить знания отличий животных по росту и величине, развивать умение быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине, ориентироваться в пространстве (верх-низ).

Приложения:

Источник