Создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Т.е другими словами: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития.

Придя в младшую группу, дети закрыты, для них все ново и не знакомо (педагоги, требования). И для того, чтоб раскрыть потенциал каждого ребёнка в максимальной степени, свою работу я строю на 3 слайд максимально теплых взаимоотношений,  между ребенком, его родителями и  педагогическим персоналом. Развитие основных компетенций у нас проходит через игру, а не через «надо».

Для определения УАР и создания ЗБР в соответствии с программой и возрастными особенностями детей, в начале учебного года в группе, мной проводится   мониторинг по всем ОО. На основании полученных данных, я делаю вывод и  определяю сильные и слабые стороны каждого воспитанника, отмечаю индивидуальные достижения и пути индивидуальной работы, на занятиях и в семье. С этого уч. года мы заводим «индивидуальный образовательный маршрут», который и определит мою работу по созданию ЗБР в первую очередь для детей особо нуждающихся в моей помощи.

Примерная схема организации создания ЗБР в моей группе: детям, которые всегда первыми приходят в детский сад (Алена З, Виталина, Федор Ф и др) , мной предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности (рисование, д/гры, рассматривание и т.д). Приходящим позднее, предлагаю индивидуальные задания, либо их подключаю, к уже работающим детям. Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. По аналогии я выстраиваю работу во второй половине дня, но организовываю ее как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

4 слайд. В работе с детьми «помощь взрослого ребенку» я подразделяю на несколько этапов:

Первый — подсказать, как сделать;

второй – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения);

третий – показать способ действия, (в случае с рисованием – водить рукой ребенка).

Чтоб реализовать  задачи по  созданию зоны ближайшего развития благоприятно, я учитываю специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности, мной в группе создается развивающая  предметно-пространственная среда, через центры, которые созданы по образовательным областям с учетом требований ФГОС. Это дает возможность свободному взаимодействию детей между собой и с взрослыми. Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

1) ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Слайд 5— Центр ПДД т.к дети малы и в силу своего возраста, только начинают знакомиться с правилами ПДД, через дигры, беседы, рассматривания иллюстраций мы только закрепляем навыки организованного поведения на улицах, используя макет, учу различать часть дороги, тротуар, в свободной деятельности ребята приобретенные знания переносят в игру.

Слайд 6 — Центр сюжетно — ролевых игр.

В начале учебного года, я видела, что игра детей состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, являются разнообразные действия с предметами: (взял чашку – напоил куклу; взял машину – катает по кругу и т.д). Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих детей, самостоятельно. Мы знаем, что возможность   научить детей играть в совместные игры, есть лишь при участии взрослого. По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками, я переходила к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, организовывала ср игру «Семья». Привлекала детей на роли: папы, детей, использовала кукол, а сама выполняла, роль мамы. Варила суп на игрушечной плите (используя муляжи овощей), а затем кормила им свою семью; стирала кукольное платье в игрушечной ванне, а затем гладила его утюгом, вызывала такси и отправляла «папу» в магазин за покупками и при этом во время развертывания сюжета игры вела диалог с детьми добиваясь игрового диалога. Я брала сюжеты, которые непременно включали в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Наблюдая за малышами, я вижу результат. Большинство детей (Алена З, Алена Б, Варя, Маша, Наташа.) к новому году уже могут самостоятельно организовать и развернуть сюжетную игру, а я в свою очередь, помогаю сюжет расширить, направить или объединить несколько сюжетов в один т.е создаю ЗБР с помощью личного участия в игре (например: дети играющие в семью идут в супермаркет или в салон красоты, вызывают такси и едут в больницу и т.д.) Например, мальчики Даниил, Артем, Арсений поиграв со мной один раз, с удовольствием берут на себя роли: заправщик ,шофер скорой помощи, полицейский ГАИ, слесарь .

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в современной семье

В играх с детьми я использую игрушки – самоделки и предметы – заместители до игры или по ее ходу (маникюрные приборы, конфеты, шланги для заправки – капельницы и др). Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа           

Слайд 7. Не упуская из вида гендерный принцип воспитания, реализуем возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Например, Втиалина, Наташа, Алена З.  любит играть в «Салоне красоты» для девочек, куда входит не только  парикмахерская, но и маникюрный кабинет, уголок ряженья, с предметами женской одежды и украшениями, а Федор Ф, Руслан, Артем Ф, Георгий и Ярослав с удовольствием играют с машинами, инструментами, разнообразными техническими игрушками, расширяя знания названий профессий и предметов которые необходимы для работы.

2) ОО Познавательное развитие: Слайд8.  

В группе есть уголок природы, где представлены комнатные растения, а так же совместно с детьми мы оформляем и ухаживаем за огородом на окне, где растет лук, петрушка.  Все это, способствует развитию у детей желанию, помогать взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения: поливать комнатные растения, протирать листья, сажать лук, петрушку и т.д. Все дети откликаются на мои просьбы о помощи, мои слова «Ты очень постарался и мне помог, ты меня выручил, я бы без тебя не справилась и т.д.…» являются лучшей мотивацией для детей на следующий раз, когда я буду создавать ЗБР в любой ОО.

СЛАЙД 9. Так же, в уголке природы имеется  «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов и экспериментирования (для обследования с помощьюразличных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового: песочные наборы, мыльные пузыри, игрушки для воды, бросовый и природный материал (шишки, камешки, предметы для экспериментирования (магниты, лупы, колбы, микроскоп при необходимости в мет. Кабинете, для более старших детей ). Последние эксперименты с детьми мы проводили с водой. Наблюдали, что тяжелые предметы такие как: камень, железо — тонут, а дерево или пластмасс не тонут, а плавают на поверхности.

СЛАЙД 10. Сенсорное развитие детей проходит у нас через дидактические игрушки: пирамидки, различные вкладыши, пазлы, мозаики и ди, которые я периодически меняю, что помогает мне поддерживать интерес детей к этим играм. Например, играя с Арсением и Колей в вечернее время, мне удается развивать у мальчиков, не только мелкую моторику пальцев рук, но и  закрепить цвета, размеры, форму предметов. В моей группе дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры размещены на открытых полках, в доступности детям, что позволяет им самостоятельно в любое свободное время, играть в те игры, в которые они хотят. По содержанию дидактический материал я ориентирую на возраст, индивидуальные возможности детей, чтоб он был удобен в пользовании и интересен детям.

В начале года проанализировав мониторинг детей, я увидела, что у многих детей очень слабые умения группировать и сравнивать предметы по внешним признакам, устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. (у Полины, Вари, Коли, Феди С, Гриша, Коля, Даниила). В совместных играх, создавая ЗБР с детьми как индивидуально, так и с группой я использовала такие игры как: «Что лишнее», «Подбери по форме, цвету, размеру», «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Чем отличаются?», «Найди такой же» и др., что помогло ребятам, полученные умения и навыки в ЗБР, использовать на УАР, т.е в самостоятельной деятельности.

Читайте также:  Седьмой уровень развития ребенка

Создавая ЗБР я использую не только готовый материал, например настольно-печатные игры приобретенные для детей в рамках ФГОС ( «Цвета и формы», «Фигуры», «Говори правильно» и др), но в группе имеется и дидактический материал сделанный своими руками (предметные картинки, картотеки, ди «Подбери по форме», «Назови лишнее» и мн. др.), в которые дети играют с удовольствием.

Создавая ЗБР  для формирования ЭМП, я использую все возможные логико-математические игры, где я учу ребят формировать группы однородных предметов; различать количество предметов, учу понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше?», «Чего меньше?» и т.д. Такие игры чаще всего я провожу индивидуально, в вечернее время или на прогулке используя для этого игрушки. Индивидуальный подход к детям, поощрения, позволяет мне достигать положительных результатов в привлечении ребят к таким играм.

3) ОО Речевое развитие:

СЛАЙД 11. Создавая в группе предметно — развивающую среду, я учитывала принципы: активности и самостоятельности творчества детей в речевой деятельности. Вся обстановка в моей группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинаем мы с организации предметного окружения. Как в начале учебного года, так и во время обновлений, пополнения предметной среды игрушками, с детьми обыгрываем, знакомимся, рассматриваем, решаем вопрос о том, куда их «поселить».

СЛАЙД 12. В «Центре книги» в моей группе представлена — различная красочная литература детских авторов с яркими иллюстрациями: сказки, потешки, стихи, рассказы,   «говорящие книги», с детьми мы рассматривали книги — сделанные своими руками. Каждый день перед сном или вечером, я читаю детям сказки, рассказы или стихи (выбирая произведения для чтения я, ориентируюсь на тему блока, проекта, тему занятий проводимых с детьми или пожеланий детей). Прочитав с детьми какую либо сказку , мы просматриваем мультик (или прошу родителей показать мультик детям дома), потом беседуем и обыгрываем сказку театральной постановкой. («Репка», «Лиса и снегурка», «Теремок», «Маша и медведь.) Дети играют с большим удовольствием, иногда сказку инсценируем несколько раз, чтоб участие приняли все ребята.                                       

Конечно, у многих ребят еще не на должном уровне речевое развитие, поэтому, те дети, которых другие не понимают: уединяются, отстраняются. Видя это,   вступая в игру, я стараюсь вселить в них уверенность, даю им ведущую роль в игре, показываю, что я их слышу и понимаю. Так если в начале года Варя и Виолета, совсем не разговаривали с взрослыми, то сейчас они отпрашиваются, начинают вести диалог в игре друг с другом, все чаще обращаться за помощью к сверстникам и взрослым. В группе имеется дидактический материал по развитию речи для детей.

В рамках проекта «Обитатели наших лесов», мной был разработан «Лэпбук» (наколенная книга), — это книжка- в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ повысить речевое развитие детей, закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Рассматривая книгу с малышом, я помогаю ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Создавая ЗБР, я часто использую лэпбук в совместной деятельности с ребенком. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время я с ребенком просто открываю лэпбук и повторяю пройденное, а так же изучаем новое.

4) ОО Художественно-эстетическое развитие: СЛАЙД 13.

Центр театрализованной деятельности располагает различными видами театра, масками и шапочками. В группе есть ширма для показа сказок и театра. Также мы пополнили предметную среду изделиями народных промыслов: свистульки, матрешки, деревянные игрушки. Рассматривая их и играя с детьми, я развиваю эстетические чувства детей, художественное восприятие, эмоциональный отклик.     

Музыкальный центр. Слайд 14. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Поэтому в музыкальном уголке на полках есть:                                                       

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

— материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки.

— дидактические игры, иллюстрации музыкальных инструментов.

— детские музыкальные игрушки и инструменты. Так же в группе есть шумовые игрушки, сделанные своими руками. Все пособия эстетичны, привлекательны, просты в обращении, чем вызывают желание детей действовать с ними.

-Уголок творчества «Умелые руки» СЛАЙД 15.

Создан уголок для рисования, для самостоятельной изобразительной деятельности детей, где в доступности есть: листы бумаги разного размера и цвета, карандаши, фломастеры, раскраски, (мелки в теплую погоду на прогулке), трафареты, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования. Имеется специальная полочка (с учетом возрастных особенностей детей, только на время совместной деятельности) для рисования нетрадиционными способами (цветной песок), ватные палочки для «тычка», подставки для кисточек, стаканчики для воды, салфетки для кисточек, краски, палитры для смешивания красок. Создавая ЗБР, все это я использую, продолжая формировать у детей умение создавать несложные сюжетные композиции или разнообразные предметы (ориентируясь на программу). Учу ребят, правильно держать карандаш, располагать изображение по всему листу.

Используя в индивидуальной работе пластилин, я научила Георгия и Софью сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, наносить стекой узор, что им не удавалось на ООД. Привлекая в игровой форме Варю, Виолету и Колю, мне удалось закрепить умения ребят лепить предмет, состоящий из нескольких частей, путем прижимания друг к другу.

Для индивидуальных занятий аппликацией, в начале учебного года я готовлю детали из цветной бумаги, разного цвета формы и размера для упражнения детей в умении выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, составляя изображение (задуманное ребенком или мной), наклеивать его.

Приведу простой пример: Света может сама разорвать лист бумаги на кусочки или смять его в комок. И лишь в сотрудничестве со мной она из клочков бумаги смогла сделать аппликацию, из мятых комочков – бумажный снег.

Ярослав и Гриша  научились скатывать пластилиновые шарики. Это освоенное умение. А я предложила им слепить из этих шариков снеговика. Один на ходу «поймал» идею — я лишь намекнула: надо поставить шарик на шарик. Другому же я подробно объяснила, как верхний шар крепится к нижнему, сколько всего должно быть шаров.

Это говорит о том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.

5) Физическое развитие:

Исходя из требований ФГОС, я стараюсь оборудовать спортивный уголок так, чтоб он был содержательно насыщенным, в нем присутствует необходимые материалы для всех видов детской деятельности: мячи, кегли, коврики для массажа стоп, кольцеброссы, массажные мячи и кольца, ракетки, скакалки, веревки, обручи и многое другое, что позволяет мне развивать разнообразные виды движений. В зоне физического развития и двигательной активности имеется нестандартное оборудование: коврик на стене со ступнями и ладонями, игры и предметы сделанные своими руками, наличие предметов-заместителей, что позволяет мне создать — гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов.

Вариативность уголка в том, что наличие материалов и оборудования, подобрана мной для свободного выбора детей. В первую очередь я привлекаю к индивидуальным играм малоактивных, малоподвижных детей, тем самым формируя у них интерес к спорту.

Периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы развивающей среды способствует положительному результату в создании мной ЗБР.                                                                                                                                     Таким образом, предметно- развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития», побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть еще разнообразней, насыщенней, нестандартной и изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Источник