Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

 «Роль дидактической игры в развитии и воспитании

детей  с отклонениями         в развитии»

Игра  – основное и любимое занятие детей. В игре формируется непосредственная память, развивается внимание, восприятие, воображение детей. В игре часто сложное становится доступным.

Сенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но  при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были  обозначены словом, что поможет закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.

Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно- ребенок может выполнять сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладевания способами ориентировки в задании. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, пробами и применением. Этому их надо учить специально.

Игра- это процесс, в ходе которого происходит усвоение ребенком (самостоятельно или с помощью педагога) знаний, умений и навыков.

Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомление с предметом, его качеством и свойством научить ребенка выделять, узнавать и воспринимать их, а уж потом давать слово. Слово название дается как итог выполненной инструкции, что развивает у ребенка восприятие, речь ее смысловую сторону.

В игре большое внимание уделяется развитию тактильно- двигательного восприятия, которое имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

У ребенка с отклонениями в развитии нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями, поэтому очень важно показать и научить его этим действиям.

Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты. У детей с отклонениями в развитии формирование слухового внимания, различения первичных звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. В играх эта сторона развития может быть значительно скоррегирована. Несомненно, успешному проведению игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры- важное условие. Педагог своим поведение, эмоциональным настроем  должен вызывать положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Конспект

Дидактическая игра: «Петушок с семьей»

Цель: активизация имеющегося словаря у детей по теме «Домашние птицы».

Задачи: — продолжать знакомить детей с внешним видом и повадками птиц;

— закрепить основные цвета предметов (красный, желтый);

— побуждать и развивать умение отвечать на вопросы;

— закреплять правильное произношение звукосочетаний (ко-ко, цып- цып, клю- клю, пи- пи, квох- квох);

— способствовать развитию внимания, образного мышления;

— прививать доброе, бережное отношение к живому.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Т. Бойко «Петух», И. Майн «Цыплята», Е. Чарушин «Курочка»; рассматривание картин с изображением курочки и цыплят; просмотр настольного театра «Петушок с семьей»; проведение подвижной игры «Курочка- хохлатка».

Оборудование: кирпичики (заборчик), стилизованная полянка с кустиками и домом (курятник), игрушки курочка, петух, цыплята по количеству детей; две тарелочки с пшеном.

Ход игры

(На ковре — полянка: дерево, куст, цветы, плоскостной дом, за ним- курочка, петух, цыплята, тарелочки с пшеном)

Воспитатель: — Дети, давайте с вами поиграем. Я буду мама-курочка, а вы – мои детки-цыплятки.

— Ой, какая красивая полянка, сколько на ней много цветов, давайте вокруг полянки построим заборчик.

— Я беру красный «кирпичик» и ставлю его вот так. Дети, помогайте мне строить забор (вместе с детьми строим забор вокруг домика на полянке из «кирпичиков», чтобы за ним могли спрятаться все цыплятки, курочка и петушок).

Воспитатель: — Дети, посмотрите, что я принесла. (Воспитатель берет тарелочку с зернышками). Это зернышки (дает потрогать детям, повторяя, что это «зерна, зернышки»). Зернышки какие? (маленькие). Кого мы будем кормить зернышками? (курочку). Правильно, куры любят клевать зерна. Сейчас я позову курочку: «Цып-цып-цып» (сыплю зерна на тарелку).

Воспитатель: — Дети, пришла курочка? (нет). Позовите вы курочку (дети зовут все вместе: «Цып-цып-цып». Предлагаю каждому ребенку позвать курочку).

Воспитатель: (с показом курочки)

– Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

Зернышки поклевать.

(показывает, как курочка клюет):

– Клю-клю-клю.

— Дети, как курочка клюет?

– Клю- клю- клю.

Воспитатель: — Курочка клюет клювом; иди, Дима, покажи, где клюв у курочки. Поиграй с курочкой. Покажи, как курочка клюет зернышки. (действие ребенка).

Воспитатель: — Дети, я слышу, как курочка что- то говорит мне. Курочка зовет кого то. Послушайте, как она зовет: «Ко-ко-ко». Кого зовет курочка?

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в адлере

Курочка зовет цыпляток.

Позовите вместе с курочкой: «Ко-ко-ко».

Позвала курочка цыпляток. Бегут к ней ребятки-желтые цыплятки. Бегут цыплятки и пищат: «Пи-пи-пи». Как цыплятки пищат? («Пи-пи-пи»).

Цыплятки маленькие, они тоненьким голоском пищат : «Пи-пи-пи».

Воспитатель:

— Ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Ходят цыплятки за курочкой, ищут зернышки и клюют их.

— Дети, покажите, как цыплятки клюют зернышки? (дети присаживаются и стучат пальчиками по ковру, клю-клю-клю)

Чем цыплятки клюют? (клювом).

Воспитатель: «Кукареку, кур стерегу!»

Кто это дети? (петух)

(Появляется петух).

Воспитатель: — Давайте, дети, про петушка стихотворение расскажем. (Дети рассказывают стихотворение сопряжено с воспитателем):

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель: — Лапками Петя-петушок землю разгребает, курочек созывает. Курочка с цыплятками пришла, раскудахталась: «Кудах- тах- тах».

— Дети, как курочка кудахчет? («Кудах- тах- тах»)

А цыплята как пищат? («Пи-пи-пи»)

Вот какая у нас получилась дружная семья:

Мама-курица

Папа-петух

Дети-цыплятки.

Воспитатель: — Дети, понравились вам наши гости? (да) Хотите с ними еще поиграть? (хотим).

Источник

        РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

                                                  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной  личности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт  разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),  эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием.  Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств,  эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка с рда

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.                                                                                                                           Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.                                                                                                                

     РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия  нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль  принадлежит взрослым. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. При поступлении в дошкольные учреждения дети с отклонениями в развитии с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то проблемные дети должны научиться этому.   Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Четвертый лишний.

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая картинка лишняя и почему.

Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем.

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. Затем ребенок показывает действие.

Потерявшаяся игрушка.

Подберите и поставьте на стол 5-6 игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите ребенка угадать, что вы спрятали.

Найди тайник.

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему.

Кляксы.

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе, вы рядом.

Источник

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,

 когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит

прежде всего в игре»

А. С. Макаренко.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка картинки для детей

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.

 «Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

 «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

— Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.

Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

— мальчик устал

— девочка плачет

— папа читает

— мама готовит

— бабушка отдыхает

 «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи — развитие пассивного словаря.

2) Назови — развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

— Какое время года недавно закончилось?

— Какое время года сейчас?

— После, какого времени года приходит весна?

— С какого времени начинается год?

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай  на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.

 Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Источник