Современные образовательные программы дополнительного развития ребенка

Современные образовательные программы дополнительного развития ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Рассмотрено и принято:

на заседании Педагогического совета

МАДОУ «Детский сад №35»      

Протокол №1 от 28.08.2017 г  

Утверждено

Заведующий МАДОУ «Детский сад №35»

_________________

Приказ № 336-од от 28.08.2017

Рассмотрено:

на заседании Совета родителей

МАДОУ «Детский сад № 35»

Протокол № 4 от 25.08.2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольного образования

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

                Составил:

Старший воспитатель Аль Зайат Е.А.

г. Энгельс 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой основной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа МАДОУ «Детский сад №35» (далее — Программа) определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, руководствуясь  следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

Особенность дополнительной программы образования в том, что она интегрируется с реализуемой дошкольным учреждением основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К дополнительным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении осуществляется в форме кружков.

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются педагоги МАДОУ «Детский сад №35».

  1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

ЦЕЛИ:

  •  создание  психологического комфорта и условий  для самореализации ребенка;
  • формирование  художественно – эстетической  культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение русским национальным культурным наследием;
  • обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ;
  •  развитие речевой и познавательной активности ребёнка дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).

ЗАДАЧИ:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
  • Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка — дошкольника.
  • Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Читайте также:  Развитие детей с года до 2 гимнастика для ребенка

Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

— обеспечению доступности и равных возможностей в получении дополнительного образования детей,

— создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей ребенка в интересной для него деятельности,

— увеличению доли одаренных детей в различных видах творческой и познавательной деятельности,

— улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы в ДОУ,

 — раскрытие творческого потенциала детей,

—  знание особенностей образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (известных достопримечательностей), сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

  1.  ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по формированию гармонично развитой  личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы МАДОУ «Детский сад №35» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое- либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
  • Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
  • Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
  • Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
  • Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
  • Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи. При организации занятий используются методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Осуществляя, выбор программ дополнительного образования  мы учитывали запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Приоритетным является обеспечение равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

1. Художественно — эстетическая направленность – кружок «Ритмическая мозаика»,  кружок «Фантазия».

2. Интеллектуально-познавательная направленность – кружок «Юный исследователь».

3.Коммуникативно-речевая направленность – кружок «Весёлый английский».

Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы  работы, учитывая оснащенность и специфику образовательной  деятельности. Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Занятия  проводятся с подгруппой детей (10-12-15 человек) от 3 до 7 лет. Длительность работы – 10 — 30 минут. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий основной общеобразовательной программы. Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.  В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Читайте также:  Методические рекомендации по индивидуальному развитию ребенка

Контроль за кружковой деятельностью осуществляется заведующим или старшим воспитателем 1 раз в квартал, согласно план — графика контроля МАДОУ «Детский сад №35».

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

— результативность работы кружка, по уровням развития ребенка;

— участие в конкурсах и выставках творческих работ.

Методическое обеспечение

1. Наличие утвержденной программы дополнительного образования.

2. Перспективное планирование.

3. Наглядные пособия, образцы изделий.

4. Расходные материалы (Цветная бумага, краски, масса для лепки, пластилин  и т.п.)

5. Специальная литература (журналы, книги, методические пособия, справочная литература).

6. Диагностический инструментарий.

   Педагоги пользуются учебным материалом методических пособий указанным  в программе дополнительного образования.  Учебный год начинается с 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Комплектование групп первого года обучения проводится с 1 по 31 августа. Занятия в группах первого года обучения начинаются 1 сентября. Занятия  проводятся 2 раза в неделю, в основном, во второй половине дня. Длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: младший возраст  -15 минут, средний возраст лет  — 20 минут, старший возраст 5-6 лет  25 минут, старший возраст 6-7 лет – 30 минут.       Основная форма организации образовательного процесса – занятия. На занятиях активно используется игровая деятельность.  В работе используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для детей.

Формы занятий:

Занятия (групповые, индивидуальные):

— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

— игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);

— итоговые.

Педагоги применяют на занятиях следующие методы обучения: — словесный — наглядный — практической работы — исследовательский — наблюдение и др.

  1.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Помещения:

Музыкальный зал

Методический кабинет

Групповые помещения

Физкультурный зал

Технические средства обучения:

Мультимедиа

Ноутбук

Музыкальный центр

  1.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Наименование

программы

Дополнительного образования

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Всего занятий

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Веселый английский

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Юный исследователь

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Ритмическая мозаика

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Средняя группа

Средняя группа

Средняя группа

Фантазия

2/40 мин

8/160 мин

72/1440 мин

  1.  ЛИТЕРАТУРА.
  1.  «Английский язык для самых маленьких» под редакцией  Н.А. Бонк, И.А. Шишковой, М.Е. Вербовской, Москва : Росмэн-пресс, -2016
  2. «Английский до школы» Р.П. Мильруд, М., -Просвещение, 2017 г.
  3.  «200 экспериментов» Дженни Ван Клив Уайли, Москва 1995 г.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб, 2000. — 220 с.
  5. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  6. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
  7. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  8. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  9. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. — Ярославль: Академия развития, 2000. — 112 с.
  10. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
  11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. — 272 с.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду
  13. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О
  14. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  15. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»
  16. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
  17. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С.  
  18. Книга Екатерина Румянцева «Пластилиновые фантазии»

Источник

Рабочие программы педагогов  — материалы данного раздела. Методические разработки содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы:

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ
Читайте также:  Развитие ребенка первый прикорм

Рабочие программы

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки

Включает в себя разделы:

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 6711.
Все разделы
| Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Новое

Рабочая программа театральной студии «Затейники»
Рабочая программа Театральной студии на 2019-2020гг Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории: Губайдулина Л.В. Дивногорск 2019г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Правильное детство» по духовно-нравственному…

Программа кружка «Грамотейка» 5–6 лет
Рабочая программа кружка «Грамотейка» для детей 5 — 6 лет Пояснительная записка Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет. Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование». Количество занятий: 1 занятие в…

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования — Программа по дополнительному образованию по формированию финансовой грамотности «Школа Гнома Эконома»

Публикация «Программа по дополнительному образованию по формированию финансовой…»
Содержание 1 Актуальность . с .3 2 Новизна программы. с. 3-4 3. Паспорт программы:. с. 5-7 Цели программы Задачи программы Основные принципы работы Целевые ориентиры Формы контроля Содержание программы Возраст детей Методы Структура занятия Формы проведения занятий Участники…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей 4–6 лет
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет «Занимательная математика» Пояснительная записка Целевой раздел Программы Данная программа дополнительного образования составлена на основе программ основной…

Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп
1.1 Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, для детей с тяжелыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения…

Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской по лепке «Удивительное рядом»
Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Удивительное рядом» Направленность: художественно-эстетическое развитие — лепка Возраст детей: 2-3 года Срок реализации: 1 учебный год Автор: воспитатель А.А. Голудина Введение Лепка имеет большое значение для…

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования — Программа по здоровьесберегающим технологиям ДОУ «Вырастим здоровыми»

Статья «Программа по здоровьесберегающим технологиям ДОУ «Вырастим…» Программа по здоровьесберегающим технологиям ДОУ «Вырастим здоровыми»
Программа по здоровье сберегающим технологиям ДОУ «Вырастим здоровыми». Воспитатель Арутюнян Л.А. МБДОУ №14 В своих книгах «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» и др. В.А. Сухомлинский немаловажное значение придавал вопросу о здоровье детей. «Я не боюсь еще и еще раз…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышам о звездах и планетах»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышам о звездах и планетах» естественнонаучная направленность Для детей от 5-7 лет Срок реализации: 2 года Слайд1. Проект программы дополнительного образования «Малышам о звёздах и планетах» Слайд2.На протяжении…

Программа для старших школьников, посвящённая Дню здоровья Программа для старших школьников, посвящённая Дню здоровья
1 спортсмен День здоровья праздник Все Большой 2 спортсмен Береги здоровье всё будет Все Хорошо 3 спортсмен В здоровом теле здоровый Все Дух 4 спортсмен Эти слова не простой Все Звук 1 спортсмен Закаляйся каждый день 2 спортсмен Делай физзарядку 3 спортсмен Распланируй весь…

Коррекционная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Пояснительная записка Стремительное развитие науки и техники, происходящее в последние десятилетия, привело к глобальным изменениям во всех областях жизни человека, в том числе, в образовательной сфере. Но, не смотря на внедрение современных технологий, хорошее техническое…

Образовательные программы ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу, служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание,  перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Источник