Методы развития навыков общения ребенка

Трудно представить современную жизнь без межличностного взаимодействия. Успех коммуникации с окружающими зависит от навыка общения, культуры поведения и, безусловно, личностных качеств. Для детей подражание взрослым – базовый способ овладения речевым общением. Прежде всего семья формирует социально-коммуникативную компетентность ребенка. 

  • Понятие «коммуникативная компетентность ребенка» в психологии. 
  • Как развивать коммуникативную компетентность ребенка. 
  • Коммуникативная компетентность в семье.
  • Игровая деятельность для развития коммуникативных навыков.

Понятие «коммуникативная компетентность ребенка» в психологии

Коммуникативная компетентность подразумевает желание и умение социального общения, обмена информацией, вербального и невербального выражения эмоций по принципам взаимной вежливости, тактичности, гуманности. Развитие коммуникативных навыков ребенка начинается с первого дня жизни. Едва появившись на свет, малыш контактирует с окружающими, созерцает и познает мир. В возрасте с 3 до 7 лет в сознании оседают установки норм поведения, ребенок способен оценить собственные речевые навыки. Низкая коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка чувства отчужденности, замкнутости, ненужности. Совершенствование опыта общения неотделимо от психологического взросления человека. Развитые коммуникативные навыки и толерантное отношение к социуму обеспечивают внутреннюю уверенность, способность самостоятельно найти решение в любой жизненной ситуации, максимально комфортное для себя и без ущерба для окружающих.   

Развитие коммуникативных навыков в семье 

Сызмальства усвоение коммуникативного опыта происходит посредством живого общения, просмотра фильмов, чтения книг, наблюдения за природой, окружающими людьми и событиями. По мнению культового детского психолога Людмилы Петрановской, формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста происходит в общении со «своими» взрослыми. «Чем больше времени они проводят с ребенком, чем более открыты и искренни с ним, чем чаще говорят о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится, и почему; чем сложнее, тоньше, разнообразнее та обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития».   

Профессор, доктор психологических наук Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» утверждает: «Современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются». Стресс, постоянный страх собственных родителей, недостаток внимания – причины агрессивного поведения, истерик, неспособности выражать мысли и чувства.  

В широком смысле «коммуникативная компетентность» – это не только личностная коммуникабельность, знание речевого этикета, норм поведения, но также проявление эмпатии к собеседнику, социальный опыт взаимодействия, умение организовать общение, решать конфликтные ситуации, свободно выражать мнение, чувства. 

Как развивать

Опыт и знания – постулаты успешного межличностного взаимодействия. По сути, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста происходит ежедневно. Важно, чтобы практика положительно влияла на малыша, раскрывала его творческий потенциал, пополняла словарный запас, культивировала гуманное отношение к миру. Это напрямую зависит от атмосферы и культуры общения. 

Посредством коммуникации в быту родители обучают детей построению диалога, знакомят с необходимой для жизнедеятельности лексикой, прививают культуру речевого поведения. Коммуникация на природе, в городской среде, во время совместной трудовой деятельности или путешествия значительно обогащает детские представления о родном языке. Важно позволять ребенку созерцать окружающий мир, терпеливо и доступно объяснять происходящее, находить ответы на его вопросы. Отсутствие стресса, крика, проявление уважения и безусловная любовь – базовые условия для развития коммуникативных навыков детей. 

Игровая деятельность для развития коммуникативных навыков 

Игра – популярный педагогический метод обучения межличностному общению. Творческая игровая активность вызывает у детей интерес к художественному слову, раскрывает индивидуальное восприятие мира ребенком, совершенствует способность к самовыражению. Дидактические и настольные игры помогают формулировать высказывания, составлять новые слова, развивают объяснительную речь, пополняют вокабуляр дошкольника. 

Благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков ребенка общение со старшими детьми. Совместные игры, чтение книг, выполнение творческих заданий улучшают речевые возможности, эмоциональную сферу, учат кооперации и уважению. Любая игра обладает терапевтическим воздействием, если проходит по установленным правилам и под руководством взрослого. 

Социоигровая методика подразумевает совместное занятие детей с педагогом. Обучающий способ направлен на индивидуальное развитие и раскрытие творческих задатков. Правила социоигрового стиля просты: участники игры воплощаются во все, что захотят, разыгрывают сценарий и отгадывают роли друг друга. 

Говоря о коммуникативной компетентности, важно помнить о невербальных приемах выражения эмоций. Жесты, мимика, пантомимические движения помогают объяснять и выражать эмоции. Как и речь или поведение, ребенок копирует их у родителей.  

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в нижнем новгороде

Коммуникативная компетентность определяет умение общаться и гарантирует социальное, интеллектуальное, духовное развитие ребенка. 

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов — угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами. Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей — выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Источник

Овкаджиева Данара
Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем

для развития у детей младшего возраста навыков общения.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. Посредством речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.

Читайте также:  Картинки для умственного развития ребенка

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

В своей работе воспитатель использует различные формы, методы и средства для развития у детей навыков общения.

Методы, используемые воспитателем для развития у детей навыков общения.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средств, такие как показ репродукций картин и фотографий, мультфильмов и презентаций. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра — универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи — рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывание из двух-трех предложений. Также для развития речи воспитатель активно использует работу над активным и быстрым развитием словаря,в который входят: названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении; названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.);названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (младший воспитатель налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.);имена близких людей.

Грамматическая правильность речи.

-Освоение структуры простого предложения;-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; -использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик, -енок, -онок, -ищ) .

Читайте также:  Здоровье и развитие ребенка fb2

Звуковая культура речи.

Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции).Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.

Средства развития речи.

Задачи развития речи реализуются в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой) .Поскольку воспитание в осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого,могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Воспитателемнакоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

Также для развития у детей навыков общения воспитатель использует следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:

Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)

Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом и звукоподражанием)

Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.

Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений воспитатель в своей практике использует мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Работа по развитию связной речи детейведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование наглядного моделирования дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

На мой взгляд, те формы, средства и методов, которые воспитатель использует в своей практике, в целом полностью соответствуют целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего возраста.

Источник