Сопровождение развития ребенка с овз

  Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья: сущность и принципы

Идея сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья впервые прозвучала в конце 20 века в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга.Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно».

Предметом социально-педагогического сопровождения является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории социально-педагогического сопровождения – проблема ребенка.

Основными принципами обеспечения социально-педагогического сопровождения могут быть следующие:

— согласие ребенка на помощь;

— опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности;

— ориентация на способности детей самостоятельно преодолевать трудности;

— совместность, сотрудничество, содействие;

— конфиденциальность (анонимность);

— доброжелательность и безоценочность;

— безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

— реализация принципа «не навреди»;

— рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности специалиста инклюзивной группы в условиях интернатного учреждения предполагает интеграцию профессионалов различной направленности:

— воспитателя;

-учителя;

-социального педагога;

-психолога;

— логопеда;

-инструктора по физической культуре;

— музыкального руководителя;

-медицинской сестры и врача-педиатра.

Психолого-педагогического сопровождение деятельности специалиста по социальной работе инклюзивной группы проходит ряд этапов:

Вхождение специалиста в инклюзивное образовательное пространство.

На этом этапе проводится разработка пакета документов специалиста по социальной работе: договор с родителями, положения, изменения в уставе, составление индивидуально – адаптированных программ для детей с ОВЗ, разрабатывается функционал обязанностей специалистов сопровождения.

Преобразование и поиск наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения.

Сопровождение воспитателей со стороны социального педагога состоит в корректировке индивидуальных адаптированных программ, подготовке к занятиям, организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организации игровой деятельности, проведении мастер-классов более опытных психологов, педагогов, имеющих опыт работы с такими детьми. Проведение семинаров-практикумов по проблемам обучения и воспитания в инклюзивной группе, разработке плана самообразования.

Сопровождение со стороны логопеда заключается в консультировании воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно – дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.

Сопровождение со стороны завуча заключается в обеспечении группы необходимой материально технической базой, внесение дополнения в положение о распределении стимулирующего фонда.

Как система профессиональной деятельности социально-психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения в данной ситуации

В качестве основных задач социально-психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи выделяют следующие:

— поддержка функционального гомеостаза семейной системы;

— помощь в преодолении кризисных ситуаций;

— помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— коррекция нарушений поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— нивелирование воздействий проблем здоровья ребенка на семью.

Служба индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, т. е. совокупность последовательных действий, позволяющих создать условия для оптимального развития, социальной адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В деятельности специалисты Службы сопровождения руководствуются принципами:

— рекомендательного характера советов сопровождающего, что позволяет проявлять самостоятельность ребенку в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком и его родителями;

— приоритета интересов сопровождаемого (на стороне ребенка), который ориентирует взрослых на включение в решение проблемных ситуаций знаний из области педагогики и психологии, собственного опыта и понимания, что у ребенка таких знаний нет. Специалист службы сопровождения должен стремиться каждую проблемную ситуацию решить с пользой для ребенка, помочь родителям грамотно и мудро найти выход из нее;

— непрерывности сопровождения, что гарантирует непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы, в процессе личностного становления ребенка с ограниченными возможностями здоровья до появления навыков самостоятельной жизни;

— мультидисциплинарности сопровождения, который реализуется через согласованную командную деятельность специалистов;

— индивидуальности сопровождения через создание системы успешной социальной реабилитации, адаптивного образования и психолого-социального благополучия детей.

Об эффективности работы службы сопровождения можно судить:

— по успешности социальной реабилитации и психолого-социального благополучия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— по востребованности услуг Службы со стороны родителей, воспитанников интерната, педагогов образовательных учреждений и т. д.;

— по выраженности роста удачно решенных проблем в сравнении с проблемами, решить которые не удалось.

Социально-психологическое сопровождение включает три основных составляющих: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя три направления деятельности социального работника (педагога): обучение родителей, помощь в воспитании детей и просветительская деятельность (лектории, семинары-практикумы и т. п.).

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии комаровский

Психологическая составляющая сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье и специальном образовательном учреждении в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

Основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения в оказании помощи в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе, личностных проблем развития ребенка и проблем здоровья; формирования здорового образа жизни. В первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех проблем развития:

— оказание помощи родителям (законным представителям) и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

— изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;

— помощь ребенку, изменившему образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в специальных образовательных учреждениях].

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации дошкольного или школьного учреждения.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов: составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Пятый этап – решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы социализации, формами проявления которой являются стойкие затруднения детей в усвоении дошкольной и школьной программ, нарушения дисциплины, отказ посещать образовательные учреждения. Причины могут быть различные [18,65]:

— нарушения физического развития (дети с ограниченными возможностями здоровья),

— психологические (жертвы насилия, участники военных событий, техногенных катастроф и т.д.),

— социальные (малоимущие семьи, дети-сироты, дети-переселенцы и т.д.).

При любом варианте неблагоприятного развития детей у них наблюдается недоразвитие функций, соответствующих данному или предыдущему возрастным периодам, неадекватная потребность во внимании, проявляющаяся в демонстративном поведении или отрыве от действительности, слабая мотивация обучения и развития, трудности в выражении чувств и отсутствие навыков адекватного общения.

Основными принципами сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях жизнедеятельности в специальном образовательном учреждении, по мнению Л.М. Щипицыной, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»; – непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; стремление к автономизации [91,89].

Рассмотрим эти принципы подробнее.

1) Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости развития самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа, от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить рекомендательный характер. Ответственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности дружеского окружения младшего школьника), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; близкое окружение. На разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.

2) «На стороне ребенка». Принцип отражает базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

3) Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна. Этот принцип означает так же и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок – сирота и т. д.) будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

4) Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

5) Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства школы или педагогов нате или иные рекомендации центра.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в младшем школьном возрасте

Основополагающими организационными принципами сопровождения являются:

— комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

— равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

— гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

— специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права.

Там же выделены основные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:

— укрепление здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;

— преодоление затруднений в учебе;

— выбор образовательного и профессионального пути;

— решение социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;

— досуговая самореализации.

Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования для  детей с ОВЗ.

Источник

Юлия Енжиевская
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой

Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой в нашем дошкольном учреждении.

Прежде чем начать хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ОВЗ.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).

Наш детский сад посещают 52 ребенка с ОВЗ, прошедшие ПМПК комиссию. Из них 4 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ЗПР, 3 ребенка с ТНР большая часть дети с ОНР 3 уровня. В данный момент 5 детей готовятся к прохождению ПМПК комиссии.

Что такое Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе,которое включает в себя:

* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития

* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения

* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ

Задачи психолого-педагогического сопровождения

* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей соответствии с рекомендациями ПМПК).

* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно — педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

— Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

— Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

— Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в театральной деятельности

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает :разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Эта система психолого-педагогического сопровождения детейс ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Я немного расскажу о психолого-педагогическом консилиуме и о том,как проходит он в нашем детском саду:

• ПМПк

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 27.03.2000 № 27/901-6

Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012

Ст. 55 п. 3

• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.

Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения.

При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.

• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.

Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами (в том числе и психологом) является скрининговая диагностика.

Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и адаптированной образовательной программе, следует начинать когда ребенок полностью адаптировался к условиям ДОУ

Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.

Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:

• Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания);

• Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);

• Особенности речевого развития;

• Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;

• Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект);

• Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);

• Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.

ПЕДАГОГ

• Поведение;

• Темповые характеристики деятельности;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Овладение программным материалом;

• Игра и общение с сверстниками;

• Эмоциональные особенности;

• Моторное развитие.

В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы

описываются конкретные проявления этих нарушений.

Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении асоциальных проявлениях и др.

По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.

• Второй этап консилиумной деятельности — коллегиальное обсуждение полученных результатов.

• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.

• Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ, о чем имеется соответствующий гриф на титульном листе документа.

Адаптированная образовательная программа (ИОП, ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом АОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.

• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы.

• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на год, в январе при необходимости в него вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

В заключении хотелось бы показать, каким мы видим ребенка, успешно освоившего АОП

Спасибо за внимание!

Источник