Соматотип и гармоничность развития ребенка

Соматотип и гармоничность развития ребенка thumbnail

Определяются
центильным методом. И по шкалам регрессии.

Соматотип
определяется согласно схеме Дорохова
Р.Н. и Бахраха Н.И. По данной схеме у
здоровых детей выделяется три соматотипа:
микро-, мезо- и макросоматический. Если
суммы номеров коридоров составляет до
10 — ребёнок относится к микросоматическсму
типу, при сумме от II до 15 — к мезосоматическому,
от 16 до 21 к макросоматическому типу.

Гармоничность
физического развития определяется
следующим образом: если разность номеров
коридоров между любыми их трёх параметров
(роста, массы, окруж­ности грудной
клетки) составляет не больше единицы —
то развитие гармоничное, если разность
хотя бы между двумя параметрами
сос­тавляет 2 — развитие дисгармоничное,
если 3 и более, резко дисгармоничное.

Оценку
гармоничности физического развития
можно проводить только по соотношению
длины и массы тела. Из-за наличия высо­кой
корреляционной связи между массой тела
и окружностью груд­ной клетки, последний
параметр можно исключить.

По
одномерным центильным шкалам используя
только данные по длине и массе тела,
можно оценивать гармоничность развития
большинства детей и подростков. Исключение
составляют дети, длина и масса тела
которых попа­дают в крайние 1,2,7,8
центильные коридоры. Недостатком
одномер­ных центильных шкал как и
метода сигмальных отклонений, явля­ется
то, что в них масса тела представлена
как независимый от длины тела признак.

Вариант
7

1.
Понятие здоровье. Группы здоровья.

Здоровье
— такое состояние человека, которому
свойственно не только отсутствие
болезней или физических дефектов, но
полное физическое, душевное и социальное
благополучие (ВОЗ)

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 групп :

1)
Здоровые. Не имеют хронических заболеваний
и гармонично развиты (в настоящее время
это доли процента)

2)
Практически здоровые. Это дети, не
страдающие хроническими заболеваниями,
но все-таки имеющие отклонения
(плоскостопие, сутулость), часто болеющие
дети (больше 4 раз в год), длительно
болеющие (одно заболевание длилось
более 25 дней), а также дети со слабой
близорукостью.

3)
Больные дети в стадии компенсации
(ревматизм в стадии ремиссии, гастрит,
холецистит в компенсированной форме,
хронический тонзиллит).

4)
Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

5)
Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации.
Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %,
в обычные школы не ходят.

2.
Гигиенические требования к этажности
в общеобразовательных учреждениях и
размещению помещений по этажам.

СанПин.

Этажность
здания не должна превышать 3 этажей.
Допускается в условиях плотной
застройки городов строительство школ
высотой 4 этажа.

Учебные
классы не должны находиться вблизи
помещений, являющихся источниками шума
и запахов (мастерских, спортивных и
актовых залов, пищеблока)

Учебные
кабинеты и лаборатории допускается
размещать в любых этажах здания, кроме
подвальных и цокольных. Спортивный
зал следует размещать на 1-м этаже
в пристройке.

На
каждом этаже должны размещаться
санитарные узлы для мальчиков и
девочек, оборудованные кабинами с
дверями без запоров.

Медицинский
пункт общеобразовательного учреждения
должен включать следующие помещения:
кабинет врача длиной не менее 7 м и
площадью не менее 14 кв.м.

В
помещениях начальных классов,
лабораториях, учебных кабинетах,
мастерских, помещениях медицинского
назначения, учительской, комнате
технического персонала обязательно
устанавливаются умывальники.

При
школьных буфетах и столовых
обязательно должен быть предусмотрен
обеденный зал площадью из расчета 0,7
кв.м на одно место в зале, исходя из
посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При
столовых должны быть установлены
умывальники из расчета 1 кран на 20
посадочных мест. Умывальники размещают
в расширенных проходах, коридорах,
ведущих в обеденный зал, или в
отдельном помещении рядом с обеденным
залом.

3.
Понятие акселерация, основные теории
возникновения. Децелерация. Вековая
тенденция.

Акселерация.

Сущность
акселерации заключается в раннем
достижении определенных этапов развития
организма:

1)
Ранняя смена зубов

2)
Раннее половое созревание

3)
Раннее окостенение скелета и завершение
роста

Акселерация
проявляется в том, что в настоящее время
к одному и тому же возрасту ребенок
достигает более высоких показателей
роста и развития чем в прошлом. Например,
сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем
100 лет назад.

Акселерацию
не следует путать с так называемой
вековой тенденцией. Это — тенденция к
постепенному изменению с течением
времени биоморфизма человека, которое
заключается в увеличении продолжительности
жизни и более позднем наступлении
климакса.

Акселерация
— часть вековой тенденции, охватывающая
только период созревания.

Причины
акселерации : Существует несколько
теорий, объясняющих причины акселерации.

1)
Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно
ей ультрафиолет вызывает синтез активной
формы витамина D и ускорение роста. Эта
теория не выдерживает критики так как
акселерация наблюдается не только в
солнечных регионах, но и в северных
районах, где мало солнечной радиации.

2)
Алиментарная теория. Говорит, что
современные дети больше едят белков,
жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное
потребление пищи и витаминов характерно
только для последних 40 лет, а акселерация
наблюдалась и раньше.

3)
Радио волновая теория. Она говорит, что
в связи с развитием техники появилось
большое количество радиоволн, которые
действуя на гипофиз, вызывают увеличение
синтеза и секреции гормона роста, а
следовательно ускорение роста.

4)
Урабанизационная теория. Согласно ей
жизнь в больших городах всегда сопряжена
с шумом, нервными стрессами. Все стрессы
раздражают нервную систему, что
способствует ускорению роста и развития.
Однако, в тихих, спокойных регионах
акселерация также наблюдается.

Читайте также:  Индивидуальные карты развития ребенка по фгос доу

5)
Генетическая теория. Таким образом,
единой теории, объясняющей причины
акселерации в настоящее время не
существует.

4.
Двигательная активность, критерии
определения.

Двигательная
активность — это основа индивидуального
развития и жизнеобеспечения организма
ребенка. Теория индивидуального развития
ребенка основана на энергетическом
правиле двигательной активности.
Согласно этой теории, особенности
энергетики на уровне целостного организма
и его клеточных элементов находятся в
прямой зависимости от характера
функционирования скелетных мышц в
разные возрастные периоды. Двигательная
активность является фактором функциональной
индукции воспитательных процессов
(анаболизма).

Понятие
«двигательная активность» включает в
себя сумму движений, выполняемых
человеком в процессе своей жизнедеятельности
(Н.А. Берштейн, 1966).

В
детском и подростковом возрасте
двигательную активность можно условно
разделить на 3 основные части: активность
в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая
во время обучения; общественно-полезной
и трудовой деятельности; спонтанная
физическая активность в свободное
время. Эти составляющие тесно связаны
между собой и дополняют друг друга

Вариант
8.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Индекс Кеттле

Массо-ростовой индекс Вервека.

Определение соотношения роста сидя и стоя

Индекс Пирке ( Бедузи ).

(длина тела стоя – длина тела сидя, см) х 100

длина тела сидя, см.

Индекс характеризует изменение с возрастом соотношения нижнего и верхнего сегментов тела. В период детства изменяется от 55 – 60 до 90 – 95.

Рост сидя, см. х 100%

рост стоя, см.

Н о р м а л ь н ы е з н а ч е н и я: у новорожденных – 70%, 3 года – 57%, в 12 лет у

девочек и около 15 лет у мальчиков – 52%. Значения этого индекса увеличиваются при врожденных нарушениях роста (гипохондроплазия) и уменьшается у подростков с некоторыми формами гипогонадизма.

_______________________длина тела, см___________________

2 х массы тела, кг + окружность грудной клетки, см.

Этот показатель у здоровых детей с возрастом не меняется, составляя 0,85 – 1,25.

величины индекса свыше 1,35 свидетельствуют о выраженном вытягивании – высоком росте (долихоморфии). Величины, лежащие в интервале 1,35 – 1,25, характеризуют преобладание роста в длину ( умеренная долихоморфия ). Интервал0,85 – 1,25 отражает гармоничное развитие ребёнка (мезоморфия ). Величины 0,75 – 0,85 говорят об умеренном отставании в росте ( умеренная брахиморфия ), а значения, лежащие ниже 0,75, — о выраженной брахиморфии. Индекс Вервека мало зависит от возраста, приемлем для характеристики нормальных вариантов физического развития, но не может быть использован в случаях патологически низкого или высокого роста.

масса тела, кг.

(длина тела, м) 2

Широко используется у взрослых. Может быть применен и в педиатрии. У детей значения индекса в периоды «вытягивания» и «полноты» изменяются и сильно зависят от возраста. Тем не менее и у детей предпринимаются попытки нормирования этого индекса.

Тем более что именно этот индекс рекомендует использовать для оценки адекватности питания у старших школьников при длине тела выше 140 – 150 см. Считается, что при этом способе оценки питания детей, в отличие от других (в том числе «табличных» способов, меньше сказываются влияния особенностей телосложения. Хотя проводимые в этом направлении исследования свидетельствуют, что и величина этого индекса отличается от лиц одной длины тела, но разного типа соматической конституции, пола, достигнутого уровня полового развития.

Гармоничность развития на основании учета номеров коридоров в которых располагаются рост, масса тела, окружность груди (головы) в зависимости от возраста.

Разность номеров коридоров между любыми двумя из трёх показателей:

Не более 1 — гармоничное развитие

2 – 3 — дисгармоничное

более 3 — резко дисгармоничное

По схеме Р В.Дорохова и И.И.Бахраха выделяют 3 соматотипа:

микросоматотический, мезосоматотический, макросоматотический.

Сумма номеров коридоров для длины, массы тела и окружности грудной клетки в зависимости от возраста – используется для определения соматотипа.

Сумма балов:

— до 10 — микросоматотип

— 10 – 16 — мезосоматотип

— 16 – 21 — макросоматотип

Заключение о физическом развитии формулируется:

1). Соответствия длины и массы тела: (по центилям)

— нормальное

— дефицит массы тела I, II, III степени.

— избыток массы тела I, II, III степени

2). Гармоничность развития определяют по разности между коридорами центильных

таблиц после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности головы.

— гармоничное – 0 – 2 балла

— дисгармоничное — 3 балла

— резко дисгармоничное — 4 – 7 балла.

3). Соматотип определяется – по сумме номеров центильных коридоров после оценки

роста, массы ( по возрасту ) и окружности груди.

— микросоматотип 3 – 10 балла

— мезосоматотип 11 – 16 балла

— макросоматотип 17 – 24 балла.

Например:

1. физическое развитие нормальное, гармоничное,мезосоматотический тип.

2. физическое развитие с дефицитом массы тела I степени, дисгармоничное,

мезосоматотический тип.

3. физическое развитие с дефицитом массы тела II степени, гармоничное,

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка с нарушением интеллекта

микросоматотический тип.

Физическое развитие недоношенного ребёнка

Родившийся при сроке гестации от 28 до 38 недель, масса тела от 1000 до 2500 г.

В н. ор. В структуре перинатальной смертности учитываются плоды с массой тела от 500 г. Плод родившийся с массой тела менее 1000 г. и при сроке беременности ниже 28 недель –

считается выкидышем, а новорожденный с массой тела менее 1000 г. – плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7 дня жизни, после чего плод считается ребёнком.

Выделяют 4 степени недоношенности: I по массе и сроку гестации:

1 стадия — масса тела от 2000 до 2500 г. I 35 – 37 недель

II стадия — масса тела от 1500 до 2000 г. I 32 – 34 недели

III стадия — масса тела от 1000 до 1500г. I 29 31 недели

IV стадия — масса тела до 1000г. I до 28 недель

I

Следует иметь в виду, что для недоношенного ребёнка, во всяком случае на первом году жизни, характерны несколько иные, чем для доношенного, закономерности физического развития.

Допустимая физиологическая убыль массы тела после рождения у недоношенных детей следующая: для д

етей с массой тела при рождении более 1500 г – 7-9%, для недоношенных с массой тела от 1500 до 1000 г. – 10-12% и, наконец, у экстремально маловесных новорожденных первоначальная убыль массы тела может достигать 14-15%.

Дальнейшее нарастание у недоношенного ребёнка массы тела после физиологической убыли зависит от течения постнатального периода. Если ребёнок здоров и ему обеспечены адекватный уход и питание, то удвоение массы тела происходит в возрасте от 2,5 до 3,5 месяцев, в случае заболеваний – позже. Месячные прибавки у здоровых недоношенных детей на первом году жизни зависят от степени недоношенности. Если в первый месяц жизни они ниже, чем у доношенных детей, то затем их интенсивность значительно возрастает.

Источник

Соматотип обозначает тип телосложения человека и программу его физического развития. Только у 25 % людей чистый соматотип, у остальных он смешанный.

Если на протяжении жизни телосложение человека может меняться в результате физических нагрузок, питания, перенесенных болезней, то соматотип обусловлен гинетически и постоянен от рождения до смерти.
На западе различают три основных типа телосложения: эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный. Эти названия они получили от наименований трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, из которого формируется нервная система, покровные ткани (кожа) и железы; мезодермы, из которого формируются костно-мышечная и сердечно-сосудистая система; внутреннего — эндодермы, из которого формируется пищеварительный тракт.

На западе различают три основных типа телосложения:
эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный.

От соматотипа зависят:

  • Уровень и особенности обмена веществ, развитие мышечной, жировой и костной тканей
  • Склонность к определенным заболеваниям
  • Предросположенность к видам спорта
  • Психофизиологические отличия — соотношение работы мозга и психики, роль биологических факторов, свойств нервной системы

Определить свой соматотип можно по Индексу Соловьева.
Для этого измерьте самое тонкое место запястья и угол между рёбрами.

В чистом виде типы телосложений встречаются редко — реальные люди чаще всего являются смесью различных соматотипов.

Эктоморф (Астеник)
Запястье у мужчин <18 см, у женщин <15 см, рёберный угол <90 градусов.

Эктоморфы или астеники — люди с худощавым телосложением с длинными, тонкими руками и ногами, с узкой грудной клеткой и плечами. Нервная система с повышенной активностью. У этих людей врожденный быстрый метаболизмом, уровень подкожного жира низкий, поэтому мужчины этого типа не расположены к занятиям бодибилдингом. Каждый килограмм мускулатуры набирается эктоморфами с большим трудом, а добытые титаническими усилиями результаты быстро исчезают при прекращении тренировок даже на короткий срок. Если другие люди легко набирают вес при неправильном питании, то до возраста 40 лет эктоморф может есть пиццу, пить сладкие газировки и не набирать ни грамма жира.

Мезоморф (Нормостеник)
Запястье у мужчин 18-20 см, у женщин 15-17 см, рёберный угол 90 градусов.

Этот соматический тип природа наделила хорошо развитой мускулатурой, средним жироотложением, выпуклыми лицевыми костями и правильным соотношением роста и веса. Несмотря на хороший метаболизм, мезоморфы (их еще называют нормостениками) без каких-либо физических нагрузок и при неправильном, калорийном питании легко набирают лишний подкожный жир.
Если типичный эндоморф заплывает жиром при малейшем превышении калорийности питания, а эктоморф для набора веса должен усиленно питаться каждые 3 часа — то мезоморфу не свойственны такие крайности. Их обмен веществ от природы «настроен» на отправку энергии именно в мышцы.
В чистом виде типы телосложений встречаются редко — реальные люди чаще всего являются смесью различных соматотипов. Не слишком спортивный мезоморф может ошибочно причислить себя к эктоморфам, а перекормленный сладостями и набравший лишний вес в детстве — к эндомофрам. Чтобы проявить свою мезоморфную составляющую, потребуются месяцы (или даже годы) регулярных физических нагрузок и правильного питания.

Эндоморф (Гиперстеник)
Запястье у мужчин >20 см, у женщин >17 см, рёберный угол >90 градусов.

Читайте также:  Уровни развития памяти ребенка

Тело классических эндоморфов отличается массивной костной структурой, широкой талией и избыточным жироотложением. Метаболизм у эндоморфов замедленный, силовые показатели низкие. Считается, что эндоморф — самый распространенный тип телосложения среди европейских наций.
Фигура эндоморфа часто имеет шарообразную или грушевидную форму, поскольку их таз шире, чем плечи. Конечности при этом могут быть относительно короткими или, что встречается реже, длинными. Голова крупная. Подобным людям свойственна природная нелюбовь к спорту и любым видам активностей.
Положительным качеством этого типа телосложения является крупная костная структура — при силовых тренировках это позволяет достаточно быстро набирать мышечную массу. Однако вместе с мышцами эндоморфы набирают жир (особенно на животе и бедрах), избавиться от которого им сложно.

Если у вас есть сомнения по поводу своего соматотипа — присмотритесь к вашим родителям. Тип телосложения чаще всего передается по наследству.

Хочется придерживаться здорового образа жизни без больших вложений, правильно питаться и знать принципы влияния еды на организм? Подписывайся на канал и присоединяйся в Телеграмм

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник