Папка передвижка для родителей сенсорное развитие ребенка

Папка передвижка для родителей сенсорное развитие ребенка thumbnail

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

— является основой для интеллектуального развития
— развивает наблюдательность;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Абаки

«Абак» в переводе с арабского означает «счетный столик». Современные счетные столики — это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему — закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

Вкладыши

Вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в основание.

Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. 

Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек.

Пирамиды

Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.

Игры-тренажеры

Данное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Тренажеры сенсорно-двигательные 

развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами — дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-«лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам — цвету, форме, размеру.

2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Бусы и шнуровки

Этот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях — традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках — один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

Читайте также:  Методики обследования сенсорного развития ребенка

Блоки и конструкторы

Блоки и конструкторы строительные — один из основных видов игр данного типа — ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.       

 

                   

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это «Квадраты», «Дроби» и «Сложи узор» Никитина, «Радужное лукошко» Даниловой, «Складушки» Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических — это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.

Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств — важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) — основные в этом виде блоков.

Источник

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

— является основой для интеллектуального развития
— развивает наблюдательность;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

hello_html_78d90766.jpg

Абаки

«hello_html_m60aad27a.jpgАбак» в переводе с арабского означает «счетный столик». Современные счетные столики — это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему — закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

Вкладыши

Вhello_html_m3f76d7a9.jpgкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вhello_html_m2477fa27.jpgкладыши в основание.

Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой.

Эhello_html_m1af0d551.jpgто и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек.

Пирамиды

Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.

Игры-тренажеры

Дhello_html_7bf6a41c.jpgанное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Тренажеры сенсорно-двигательные 

Читайте также:  Все о развитие ребенка с 1года до 2лет

развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами — дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-«лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам — цвету, форме, размеру.

2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Бусы и шнуровки

Эhello_html_m506117d8.jpgтот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях — традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках — один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

Блоки и конструкторы

Бhello_html_2a2aebdd.jpgлоки и конструкторы строительные — один из основных видов игр данного типа — ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.

hello_html_m11c0a3f0.jpg

hello_html_m5f7bc660.jpghello_html_6542e891.jpg

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это «Квадраты», «Дроби» и «Сложи узор» Никитина, «Радужное лукошко» Даниловой, «Складушки» Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических — это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.

Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств — важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) — основные в этом виде блоков.

Источник

Папка-передвижка на тему:

«Сенсорное развитие детей 3 — 4 лет»

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы.

«Сенсорное развитие детей 3 — 4 лет»

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.  

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями – искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Читайте также:  Двигательная активность здоровье и развитие ребенка консультация для родителей

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Форма, цвет, величина имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимы для успешного усвоения многих предметов в школе. От него зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На  третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать.

Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). Важно, чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разный». Названия отдельных цветов употребляются педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

Все виды заданий даются подгруппам в 5 — 8 человек. Они выполняют следующие действия: раскладывают карандаши, втыкают грибочки в отверстия, собирают цветные пирамидки и т. Д. (это предметная деятельность). Выкладывают мозаику, рисуют красками (это элементарная продуктивная деятельность).

В процессе выполнения этих заданий дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают вплотную друг к другу для определения сходства или различия), с тем, чтобы в дальнейшем перейти к определению цвета на глаз.

Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.д.)

Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а за тем и о многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим фигурам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.              Дети 3-х летнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. В результате таких упражнений у детей развивается глазомер.

В процессе ознакомления с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывая контуры кончиками пальцев. В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых предметов друг к другу и постепенный переход к зрительному сравнению. Поэтому, обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.

Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей 3–4 лет

1. Какие цвета знает Ваш ребенок?

2. Какой цвет путает (с  каким)?

3. Обращаете ли Вы внимание на предметы розового, серого, голубого цвета? Называете ли эти оттенки ребенку?

4. Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник?

5. Во время совместных строительных  игр  с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что  материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине?

6. Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой) определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч)?

7. Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко?

Источник