Социальный анамнез семьи социальная часть карты развития ребенка

Социальный анамнез семьи социальная часть карты развития ребенка thumbnail

Ирина Петрова
Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Уважаемые коллеги! В последние годы чаще стали появлятся семьи «группы риска». Дети из таких семей обычно отстают в интеллектуальном и личностном развитии от своих сверстников. Сегодня наше государство нацеливает образовательные учреждения на работу с семьёй, на оказание помощи родителям в вопросах воспитания, на профилактическую и коррекционную работу с семьями «группы риска». Педагоги знают состав семьи ребёнка, видят родителей, могут оценить ухоженность ребёнка по внешнему виду и т. п. Я предлагаю вашему вниманию параметры социального анамнеза и их оцеку. Оценив результаты по всем параметрам вы сможите выявить условия развития ребёнка, оценить степень благополучия или критичности их. Это позволит спланировать работу с семьёй, с целью профилактики появления неудовлетворительных условий развития ребёнка.

Социальный анамнез развития ребёнка в семье.

Параметры социального анамнеза и их оценка.

Параметры

1. Состав семьи

1.1. Взрослый состав(1балл — не менее 2х взрослых разного пола; 0баллов-один взрослый)

1.2. Детский состав(1б. — не менее2х детей в семье; 0б. -отсутствие братьев или сестёр).

2. Образование членов семьи(1б. — среднее специальное и высшее/неполное высшее/;0б. – нет среднего специального образования).

3. Место работы(1б. — имеет постоянную работу хотя бы один член семьи; 0б. — нет места работы у всех членов семьи).

4. Психологический микроклимат семьи(1б. – дружеские отношения, проявления любви и заботы о ближних;0б. – частые ссоры, нервозность, грубость).

4.1. Отношения между взрослыми членами семьи(1б. – редкие ссоры и разногласия решаются в отсутствие ребёнка; 0б. – выяснение отношений в присутствии ребёнка).

4.2. Отношение к ребёнку(1б. – отношение к ребёнку дружеское, проявление заботы, любви и уважения; 0б. – отчуждение, неприязнь, враждебность).

4.3. Требования к ребёнку(1б. – единые, оптимальные требования к ребёнку; 0б. – отсутствие единых требований к ребёнку, требования занижены или завышены).

4.4. Вредные привычки(1б. – нет алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании/члены семьи придерживаются здорового образа жизни/; 0б. – одна из вредных привычек имеет место).

5. Жилищно – бытовые условия(1б. – общепринятые государственные нормативы, ребёнок имеет свою комнату или уголок для занятий и игр;0б. – ниже нормативов).

6. Материальное обеспечение семьи (1б. — ребёнок имеет необходимое из вещей, игрушек, учебных принадлежностей, хорошо питается; 0б. – ребёнок питается неудовлетворительно).

7. Санитарно – гигиенические условия содержания предметов ухода и одежды ребёнка(1б. – одежда ребёнка, его вещи и внешний вид не вызывают нареканий;0б. – есть замечания к чистоте одежды, вещей и внешнего вида ребёнка).

Оценка результатов: каждый благоприятный фактор оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный фактор оценивается в 0 баллов.

10-11 баллов — хорошая характеристика социальных условий развития ребёнка, благополучный социальный анамнез;

7-10 баллов – удовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка;

3-6 баллов – неудовлетворительная характеристика социальных условий развития ребёнка, ребёнок группы риска;

0 – 2 балла – характеристика социальных условий развития ребёнка критическая, ребёнок группы риска, возможно, требуется вмешательство социальных органов.

Уважаемые коллеги! Внимательно отнеситесь к этим данным, информация о ребёнке должна быть конфиденциальной и не должна навредить ребёнку. Проявите такт и педагогическую компетентность

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ОБСЛЕДУЕМОГО РЕБЕНКА

1. Ф.И.О. ребенка___________________________________пол___________________

Дата рождения_____________ МДОУ №_________ группа__________________

2. Состав семьи

Сведения о родителях:

Ф.И.О.

Мать__________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________

Опекун________________________________________________________________________

Возраст(полных лет)_____________________________________________________________

Образование и профессия ______________________________________________________________

Место работы, учебы ___________________________________________________________________

Особенности характера _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби ____________________________________________________________

3. С кем проживает ребенок: ________________________________________________________________________________

(родители; приемные родители; бабушки; дедушки; опекун; мачеха; отчим и т.д.)

4.Если родители в разводе: сколько лет было ребенку, когда они развелись_______________

с кем из родителей остался ребенок________________________________________________

как ребенок отнесся к разводу_____________________________________________________

________________________________________________________________________________

поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения_________________________________________________________________

5. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни___

_______________________________________________________________________________

6. Другие дети в семье: Имя________________________Возраст____________________

(указать фамилию) (полных лет)

7. Приемные дети: Имя________________________Возраст____________________

(указать фамилию) (полных лет)

Читайте также:  Правильной последовательности развитие форм общения взрослого с ребенком

8. Культурный уровень родителей___________________________________________________

9. Жилищно-бытовые условия семьи________________________________________________

(отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие и т.п.)

________________________________________________________________________________

10. Условия жизни ребенка_________________________________________________________

( отдельная комната, уголок в общей комнате, свой стол)

_______________________________________________________________________________

(отдельное спальное место; общая кровать с кем-то из детей; не имеет своего места; наличие игровых уголков и т.п.)

11. Материальное положение семьи_________________________________________________

(указать доход семьи; крайне низкий; ниже среднего; средний достаток; высокий)

________________________________________________________________________________

12. Кто из членов семьи является основным источником доходов________________________

(мать; отец; бабушка; дедушка; другие члены семьи)

________________________________________________________________________________

13. Характер взаимоотношений между родителями____________________________________

(взаимопонимание; конфликты, ссоры, драки; напряженные отношения; неприязнь; пренебрежение)

________________________________________________________________________________

14. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком_________________________

(отец; мать; сестры; братья; бабушки; дедушки; соседи; другие родственники)

_______________________________________________________________________________

15. Кто из взрослых: помогает делать домашние задания_______________________________

сидит с ребенком в случае болезни_________________________________________________

провожает и встречает после школы/мдоу__________________________________________

гуляет с ребенком________________________________________________________________

разбирает конфликты____________________________________________________________

другое_________________________________________________________________________

16. Поведение ребенка в домашней обстановке_______________________________________

(подвижен; хаотичен; легко возбудим; агрессивен; вялый; угрюмый)

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

17. Особенности взаимоотношений ребенка с другими детьми в семье____________________

( дружные; равнодушны друг к другу; конфликтные; враждебные; недоброжелательные; доверительные)

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

18. Характер воспитания в семье___________________________________________________

(строгое, с применением физических воздействий; строгое, без применения физич.воздействий; не допуская

самостоятельности; мягкое изнеженное; жестокое со злостью; контролируемое)

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

19. Применение поощрений и наказаний____________________________________________

(ласка; задабривание; физическое наказание; оскорбление)

_______________________________________________________________________________

20.Режим ребенка_______________________________________________________________

(встает утром; ложится спать)

21.Как проводит ребенок свободное время___________________________________________

(гуляет на улице; смотрит телевизор; читает; рисует; играет; посещает музеи, театры, выставки; кружки и секции; ничем не занимается)

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

22.Какое участие ребенок принимает в домашнем труде_______________________________

(перечислить обязанности по дому)

_____________________________________________________________________________________

23.Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые Вы можетесообщить_______

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Социальная часть карты заполнялась со слов_________________________________________

(одного из родителей; педагога и т.д.)

Рекомендации:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Дата заполнения ____________________ Подпись специалиста ________________

(специальность)

Источник

Социальная карта на ребёнка:

  1. Сведения о ребенке:

Ф.И.О ребенка: Карначев Кирилл Алексеевич

Дата рождения: 04.02.2010_____

Адрес фактического проживания: ул, Речная 6

Сведения о родителях (законных представителях):

Мать: (Ф.И.О, возраст) Карначева Надежда Алексеевна

Образование: _____среднее_неполное___

Место работы___ Тогучинское ПСО

Должность____санитарка___

Отец: (Ф.И.О, возраст)__ нет

Образование:_нет

Место работы:___не работает__________________________________________________________________

Должность:____________________________________________________________________________

Контактные телефоны: 89538051766

Характеристика семьи: _____неполная, малообеспеченная_

(многодетная, малообеспеченная, неполная, замещающая (приемная, опекаемая), с какого времени в замещающей семье; двуязычная, беженцы, мигранты, другое)

  1. Статус ребенка социальный:

_______________________ученик_______________________

(социальный сирота, сирота, опекаемый, с какого времени в замещающей семье; воспитанник учреждения общественного воспитания)

Статус: ________________________________________________________________________________

(обучающийся с ОВЗ, ребенок-инвалид, дата установления статуса)

  1. История обучения ребенка (в хронологической последовательности по учебным годам):

Дошкольное образование

Учебный год

Образовательная организация, группа*

Программа**

Не посещал

Школьное обучение*, класс

2017-2018

МБОУ Тогучинского района

«Тогучинская СОШ №3»

ООП НОО

Социально-педагогическое обследование

Важные факты о развитии ребёнка по результатам беседы с родителями и педагогами:

Ребёнок проживает с мамой .

Активность, ответственность родителей (законных представителей) и педагогов в решении задач социального развития ребенка: мама интересуется успехами ребенка, слишком опекает ребёнка.

Особенности взаимоотношений в семье, включая отношения с другими детьми в семье и вне ее, характер воспитания, игры ребенка в домашних условиях (любимые игры и интересы):

Отношения между матерью и ребенком нормальные .Дома иногда капризнячает, ссориться с старшим братом .Мама мягко относится к воспитаниию ребенка. Кирилл помогает по дому, больше всего любит проводит время на улице с друзьями, увлечений нет, иногда играет в лего, футбол.

Специфика поведения ребенка в группе/в школе, во время прогулок, особенностях его работоспособности, отношении к занятиям, отношениям со сверстниками и педагогами отношений (конфликтность или излишняя комфортность, ведомость или явные лидерские тенденции):

Кирилл быстро утомляется, часто конфликтует со сверстниками любит быть первым, частенько вход пускает кулаки, на перемене любит бегать, играть в подвижные игры или просто баловаться. ,

Уровень социальной активности ребенка (участие в мероприятиях, посещение кружков, секций):

Читайте также:  Центр развития ребенка искра

Кружки не посещает , в мероприятиях не участвует.

Знание и выполнение норм и правил: Знает ,но не выполняет правила поведения в школе и на уроке

Сформированность навыков коллективного поведения, коллективной деятельности (умение включаться и осуществлять совместную деятельность, умение принимать общие цели, умение договариваться):

Не понимает правила работы в группе, не умеет договариваться

Уровень развития социальных качеств личности (уважение, честность, бережливость, трудолюбие, самоконтроль и др): Кирилл, не всегда бывает честен, не бережлив, не всегда любит трудиться, навык самоконтроля снижен.

Уровень сформированности социальных компетенций (коммуникативная и вербальная компетентность, разнообразие форм общения, поведения): малообщителен, часто не может выразить свои мысли, речь не всегда понятная, говорит тихо.

Сформированность санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, трудовых навыков:

Навыки самообслуживания развиты: за собой убирает посуду в столовой , свое рабочее место после уроков изо и технологии, самостоятельно готовиться к следующему уроку

Заключение: (уровень социального развития ребенка):

Ниже возрастной группы

Классный руководитель Столяренко.Л.Н.

Директор школы Боруто. А.В.

Источник

    Содержание

  • Сбор социального анамнеза
  • Что такое социальный анамнез семьи методы его сбора и оценка возможных результатов
  • Все параметры оценивания социального анамнеза в семье

Что такое социальный анамнез — это часть анамнеза жизни, дающая представление об условиях проживания, окружения, питания и социальной жизни человека или семьи в целом. Любой рассказ пациента о своей жизни и окружении может стать источником для сбора социального анамнеза. И в некоторых отдельных случаях сведения об условиях жизни и возможных контактах с другими людьми может помочь выяснить причину и возможный прогноз развития заболевания.Таблица сбора анамнеза

Этот вид анамнеза в некоторых случаях можно объединить с другими видами — пищевым, профессиональным и другими. Для установления правильного диагноза необходимо выяснить все возможные причины и источники заражения. Особенное значение при развитии инфекционных и вирусных заболеваний имеет контакт с источником инфекции, которым может стать больной член семьи или общества, в котором человек проводит большую часть времени.

Сбор социального анамнеза

Это важно! Условия быта и окружение человека нередко играют важную роль в развитии и распространении инфекционных заболеваний. Для того, чтобы объективно определить все причины, способствующие появлению и развитию определенного заболевания необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Условия быта — стоит обратить внимание на то, в каком помещении живет пациент, на влажность и наличие грибковых поражений на стенах, возможность проветривания и соблюдение гигиенических норм проживания.
  2. Общество, в котором пациент проводит много времени — есть ли в тесном окружении люди, страдающие от различных инфекционных заболеваний.
  3. Материальное положение семьи — во многих семьях, по различным причинам живущих за чертой бедности, уровень развития заболеваний по статистике намного выше среднего по стране.
  4. Возможность полноценного питания — несбалансированный рацион, содержащий большое количество жирных, копченых, соленых блюди недостаточный по витаминам минералам и клетчатки может привести к развитию проблем пищеварительного тракта и ожирению.
  5. Профессиональные данные — некоторые виды деятельности плотно связаны с химическими, физическими и биологическими опасностями, которые могут стать причиной различных хронических заболеваний и даже бесплодия.
  6. Наличие вредных привычек — к ним относятся табакокурение, употребление алкогольных напитков, прием наркотических веществ. Если выяснится наличие одной или нескольких вредных привычек необходимо выяснить, сколько именно человек выкуривает сигарет или какой объем алкогольного напитка он может употребить и как часто.
  7. При диагнозе бесплодие в понятие социальный анамнез могут быть включены сведения о количестве и качестве половых актов, использовании специальных смазок и гелей.
  8. Оценивание образа жизни — активный или пассивный отдых предпочитает человек, занимается ли он спортом.

Что такое социальный анамнез семьи методы его сбора и оценка возможных результатов

В последнее время увеличилось количество детей из так называемой группы риска, то есть из семей, которые  живут за чертой бедности, или нормальных семей, в которых проявляется насилие или полное невнимание к детям. Такие дети зачастую отстают в развитии (интеллектуальном, физическом , личностном), им тяжело социализироваться в детских коллективах, и адекватно общаться с педагогами и медицинским персоналом.Оценивание образа жизни

Для определения социального анамнеза в семьях таких деток разработана специальная  методика выяснения психологического, физического и морального климата их проживания. Заключается она в оценке семьи по определенным параметрам и последующем оценивании результатов.

Читайте также:  Центр развития ребенка филиппок

Все параметры оценивания социального анамнеза в семье

  1. Первым оценивается состав семьи
    • Если ребенок растет в полной семье (хорошо если взрослых членов семьи более двух, включая бабушек и дедушек) — 1 балл, если только с мамой или папой −0 баллов.
    • При наличии в семье более одного ребенка — 1 балл, отсутствие сестры или брата оценивается в 0 баллов.
  2. 1 балл прибавляется если родители (или хотя бы один из них) имеют высшее, среднее специальное или неполное высшее образование, 0 баллов при отсутствии.
  3. Если члены семьи имею постоянное рабочее место — 1 балл, неработающие родители — 0 баллов.
  4. Достаточно сложно оценить психологический комфорт ребенка — если общение в семье построено на дружеских отношениях, заботе и любви — 1 балл, грубость, крики и нервозность заслуживают 0 баллов.
    • В дополнительный балл оценивается дружеские отношения с малышом.
    • Еще балл можно получить при отсутствии вредных привычек у родителей.
    • Плюс балл если мама и папа проявляют единодушие в воспитании детей, при этом требования к ним оптимальны.
  5. Бытовые и жилищные условия оцениваются в один балл при соблюдении общепринятых санитарных норм (у ребенка есть своя комната или хотя бы уголок для занятий и спальное место).
  6. Если ребенок получает достаточное питание, имеет свои игрушки и необходимые вещи это еще балл.
  7. Если чистота одежды и самого ребенка соответствует гигиеническим нормам — 1 балл.

Как можно заметить любой фактор, обеспечивающий благоприятный для ребенка фон, оценивается в один балл. После чего баллы суммируются и результаты определяются по количеству набранных баллов:

  • 11−10 — хороший социальный анамнез семьи.
  • 9−7 — удовлетворительные условия проживания.
  • 6−3 — неудовлетворительная оценка социального статуса семьи
  • 2−0 — критический социальный анамнез, требующий вмешательства ответственных служб.

Как можно увидеть, социальный анамнез дает наиболее полное представление о образе жизни человека и семьи.

Оцените статью:

 Loading …

Источник

Приложение N 8
к Положению
о психолого-медико-педагогической службе
Сладковского муниципального района

Социальная часть карты развития ребенка

1. Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
ОУ ______________________________________________________________________
класс (группа) __________________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________________
2. Состав семьи (перечислите всех членов семьи) _________________________
3. Ф.И.О. матери ________________________________________________________
Возраст матери ______________
Образование ________________________
Профессия _______________________________________________________________
Род занятий в настоящее время ___________________________________________
4. Ф.И.О. отца __________________________________________________________
Возраст _____________________
Образование ________________________
Профессия _______________________________________________________________
Род занятий в настоящее время ___________________________________________
5. С кем проживает ребенок ______________________________________________
_________________________________________________________________________
(родители, приемные родители, опекуны, бабушки, дедушки)
6. Жилищные условия семьи:
_________________________________________________________________________
(отдельная квартира, общежитие, частный дом.)
_________________________________________________________________________
7. Условия жизни ребенка:
_________________________________________________________________________
(отдельная комната, угол в общей комнате, письменный стол, отдельное
_________________________________________________________________________
спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
8. Если родители в разводе:
сколько лет было ребенку, когда родители развелись ______________________
с кем из родителей остался ребенок ______________________________________
как ребенок отнесся к разводу ___________________________________________
_________________________________________________________________________
поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после
развода, каковы эти отношения ___________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ______________
_________________________________________________________________________
(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, родственники, соседи …)
10. Кто из взрослых:
помогает делать домашние задания ________________________________________
сидит с ребенком в случае болезни _______________________________________
гуляет с ребенком _______________________________________________________
что-либо другое _________________________________________________________
11. Материальное положение семьи ________________________________________
_________________________________________________________________________
(крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т.д.).
12. Взаимоотношения в семье _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами)
13. Дополнительные сведения о ребенке или его семье, которые вы можете
сообщить: _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(какими льготами пользуется семья, положенными ей по закону,
какая еще необходима помощь, состоит ли семья, (ребенок)
на различных видах учета)

Социальная часть карты заполнялась со слов
_________________________________________________________________________
(одного из родителей, одного из прародителей, педагога и т.п.)

Дата заполнения ____________ Подпись специалиста _________________

М.П.

Источник