Социальные и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка

Социальные и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка thumbnail

Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности младшего школьника

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального: изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, т.е. с обществом. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов: социализации и индивидуализации

Социализация и индивидуализация – процессы имеющие тесную связь, оказывающие значительное влияние на развитие личности. Социализация и индивидуализация длятся всю жизнь человека и поэтому эти процессы актуальны для всех возрастных групп.

В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности?

Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

Индивидуализация – это процесс становления личности путем информации, получаемой индивидом из окружающей среды, производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора, к примеру, книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п. Социализация осуществляется в основном посредством принуждения, например, обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр. Социализация – это долг личности, а индивидуализация – ее право.

Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план, что связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей.

В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в  это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

В процессе социализации формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром – через природу и средства массовой информации. Составляющим компонентом такого социального опыта является сформированность у учащихся готовности: к цивилизованным человеческим отношениям; к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Конечной целью любой образовательной деятельности является обучение, воспитание и развитие личности. Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста –многоуровневое единство познавательного, аксиологиче­ского, коммуникативного и поведенчес­кого компонентов его жизнедеятельнос­ти. Иными словами, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Социальный опыт младшего школьника в определен­ной степени влияет и на объективные ус­ловия воспитания.

В психологии давно установлено, что только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не про­сто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. В буднях своей школьной жизни дети должны привыкать естествен­но решать: какое выбрать задание из нескольких, предложенных учителем, какие стихи выучить для конкурса, когда сдать творческую работу по природоведению, с кем вместе дежурить, по каким правилам играть на спортивном часе в известную игру.

Исторически сложилось, что факторы социализации и индивидуализации, имея очень важное значение для становления личности, происходят в тесной связи. Безусловно, оба эти процессы важны и не являются альтернативой друг друга для полноценного, гармонического развития личности. Но при всех взаимосвязях, социализация и индивидуализация коренным образом отличаются по своим содержаниям. Взаимоотношения между социализацией и индивидуализацией строятся не по принципу поглощения, дополнительности, но по принципу взаимодействия, взаимовлияния и представляют собой последовательную, поэтапную интеграцию данных процессов.

Читайте также:  Ребенок развитие мозга какие витамины

Источник

Инна Драчёва
Социализация и Индивидуализация в Детском возрасте в Процессе перехода на ФГОС ДО в Дошкольной организации

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Социализация — от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное,происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; — создание коммуникативной компетентности ребёнка; – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Целесообразно в детском саду создать следующие источники для успешной социализации детей:

• Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка при беременности

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детскомсаду могут служить следующие умения ребенка:

умение ребенка войти в детское общество:

умение ребенка действовать совместно с другими;

умение следовать и уступать общественным нормам;

умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотраприоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212 с.

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с

3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Источник

«Индивидуализация РППС в ДОУ,

как эффективное условие
полноценного развития личности ребенка»

Стандарт ориентирует работников
дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей,
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей,
способностей и возможностей каждого ребенка.

       
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в
специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на
собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и
обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность
проявить индивидуальность и творчество.

Только так возможно воспитание
самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при
организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей,
которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает
и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и
т.д.

         
Индивидуализация образования
 основана на поддержке
детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей
самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание
педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном
процессе.

        Реализация
принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:

  • Изменение форм взаимодействия
    педагога и ребенка.
  • Изменение содержания образовательной
    деятельности.
  • Организация предметно —
    пространственной среды.
  • Взаимодействие детского сада с
    семьей.    

За
счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Индивидуализация
достигается за счет учета наличного уровня развития каждого
ребенка 
и планирования соответствующих видов деятельности, которые
гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого
требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных
особенностях.

В
чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Возникает
проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как
достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая
всех по-разному?!

       
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми
—   создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность
детей.

          
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на
личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых
важных является задача индивидуализации образования.

Пространство дошкольного учреждения — это
единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную
траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен
быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять
каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою
индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики
— тенденции дошкольников» заражаться» текущими интересами сверстников и
присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный
путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство
организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и
чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для
проявления и — что важно – для развития и реализации разнообразных идей.

Читайте также:  Оценка развития ребенка по номограммам

Индивидуализация развивающей предметно —
пространственной среды обеспечивает:

  • Развитие общения
  • Развитие любознательности
  • Развитие инициативности
  • Развитие самостоятельности
  • Развитие творчества

   Каждая группа индивидуальна и
своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные
особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы
придерживаемся,  по оформлению игровых, спальных, приемных  помещений
состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо
отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и
временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже
познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить
социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего
мира и адаптироваться в социальном мире.

Основные задачи построения ППРС по
принципу индивидуализации:

  • Создание единой предметно –
    пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого
    ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество,
    ответственность, фантазию, изобретательность.
  • Эстетизация и модернизация
    пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна
    и компетентностей педагогов ДОУ.     

Принципы построения предметно­-пространственной
среды

  • Принцип эмоциогенности среды,
    индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников
    образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для
    игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка.
    Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет
    дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
  • Принцип эстетической организации
    среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус,
    побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
  • Принцип активности, творчества
    реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в
    создании окружающей среды.
  • Принцип комплексирования и гибкого
    зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер
    активности (зон, центров детской активности)  и дает возможность
    каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая
    другим.
  • Предоставление девочкам и мальчикам
    возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе
    нормами реализует принцип «половых и возрастных» различий.
  • Принцип индивидуальности и
    неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ.
    При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого
    стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и
    детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств,
    познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
  • Принцип безопасности реализуется в
    соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и
    инструкций по охране жизни и здоровья детей.
  • Принцип рациональности и
    целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость
    каждого компонента, эстетичность.

         
Помещение наших групп разделены на Центры активности (небольшие
субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество
различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют
индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности.  
Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс,
исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно
распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами
Центры активности  выделены и обозначены «Значками», где изображена
подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог
справиться с этой задачей.

      
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами»,
«Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для
конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и
развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но
оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно
мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены
трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут
использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё»
личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от
общего пространства, создавая свой собственный мирок.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе
занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным
образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства
жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными,
ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

С
целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской
субкультуры (стенды, информационные папки):

1.»Здравствуйте, я пришел»

Размещая утром свою фотографию, ребенок
начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

2. «Наш день», «Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, недели,
информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и
вывешенные на всеобщее обозрение

3.Стена (ширма) «Наша жизнь, наши
успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в
городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих
кружки, значимого для ребенка события.

5. Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и
родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и
персональных фотовыставок.

13.Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений
ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении
дошкольной жизни

14.Взаимодействие с семьей

— стенгазеты

— знакомство с темой недели, дня, проекта

— выставки совместного творчества

— семейные альбом

      
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности
ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу
необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически
преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение
индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать
особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого
воспитанника.

Источник