Социальное развитие ребенка через бытовую деятельность
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего
дошкольного возраста в условиях детского сада
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.
Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, улучшается координация . Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.
Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.
Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», — говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».
Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.
Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки
( небрежность, неряшливость и т.д.).
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.
В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно
например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.
Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.
Источник
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности» Подготовила: Озерина Л.В., Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. В своей педагогической практике мы сталкиваемся с проблемой нежелания детей трудиться, помогать сверстникам ,незнанием дошкольниками профессий взрослых и с проявлениями неуважения к результатам труда товарищей и взрослых. Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки.
Важными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников в процессе трудовой деятельности являются: — помочь дошкольникам овладеть трудовыми умениями и навыками , — развивать трудовые навыки, постепенно увеличивая содержание трудовой деятельности; — развивать навыки самоорганизации работы; — формировать у детей представления о профессиях ; — развивать у детей положительные личностные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость; — воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников , стремление оказать помощь; -воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предлагать помощь . Работу по выполнению выше поставленных задач лучше начать с создания необходимых условий в группе: = составить картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кому что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию», «Угадайте, что я делаю» . = собрать альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии». = Создать картотеку пословиц и поговорок о труде, презентации «Вкусная профессия», «Кому, что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик» и другие. = Разнообразить предметно-развивающую среду настольно-печатными играми: «Кем быть», «Почтальоны», «Поликлиника» ;атрибутами для сюжетно-ролевых игр: наборы парикмахера, продавца, доктора, повара, плотника, муляжами овощей и фруктов. = Совместно с родителями сшить костюмы доктора, парикмахера, моряка, продавца, форму для дежурных . = Пополнить оборудование для ухода за растениями в группе и на улице: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки. Важнейшей составляющей трудового развития ребѐнка, формирования его личности , является воспитание у него трудолюбия. Трудолюбие проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в еѐ процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное. Организуя трудовую деятельность, необходимо обеспечивать всестороннее развитие детей, помогать им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Стараться так организовывать труд детей, чтобы он доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы: — самообслуживание, — хозяйственно-бытовой труд, — труд в природе, — ручной и художественный труд. Остановимся подробнее на каждом из них: 1. Самообслуживание. Дети учатся одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчики, оказывать друг другу посильную помощь, своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, после приема пищи полоскать рот. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Например: перед мытьём рук говорим, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Или же с применением потешек , например: «Водичка, водичка, умой моё личико». А во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является поощрение ребёнка. Позже у детей начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами. Напр: Даня помог застегнуть пуговицу Денису, и он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Саша, он помог Роме убрать конструктор» и т. д. Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае мы говорим: «Сейчас Дима уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».
Действующим приёмом является привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Ритой и Сашей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Лиза» и т. д. Ко всему этому мы стараемся дать детям больше самостоятельности.
Приучаем детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. 2. Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т.п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.
Так как дети не одинаково владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения можно давать как одному ребёнку так и небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок на полке с книгами («Ведь нельзя садиться обедать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убирают мы их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей; когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!». Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.
С младшего возраста мы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. К такому виду труда можно привлечь детей через сюжетно-ролевые игры, например «Угостим куклу чаем» и т. д. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо подежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно». Так же дети могут выполнять поручения, по уходу за растениями в центре природы. При этом мы объясняем последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вместе с детьми осматриваем центр природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям.
Очень важно, что — бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Особое уделяем внимание развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают воспитателю в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства становятся постоянными формами труда в группе и дети достигают определѐнных успехов. 3. Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки на клумбах. Вместе с детьми в марте мы сажаем семена цветов, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом, а в мае высаживаем их в клумбы. Дети видят непосредственный результат своего труда – радующие глаз цветочные клумбы. 4. Ручной и художественный труд несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда . Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять различным играм, в частности сюжетно-ролевым . Дети могут строить сюжет игры, опираясь на личный опыт. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещѐ именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
В своей работе с детьми можно использовать мультимедийное оборудование. При его помощи дидактические игры становятся более интересными и увлекательными, появляется атмосфера волшебства. Наиболее интересной становится беседа о каком-нибудь трудовом процессе, когда используется презентация, видеоролик или просматривается отрывок из мульт фильма. Неоценимую пользу в приобщении детей к труду играют также художественная литература, музыка, изобразительное искусство. В совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, можно использовать такой методический приѐм, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.п.)?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий. Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения возможно организовать экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, медицинский кабинет , наблюдения за работой помощника воспитателя. Сотрудники рассказывают о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду. На прогулках организовывать наблюдения за трудом дворника. Во время знакомства с профессией дворника дети вместе с ним убирают территорию сада: зимой расчищают дорожки от снега, в тѐплое время года убирают ветки, сухие листья. Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Всё это нужно не какому-то одному участнику труда, а всем вместе. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально – коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяем взаимодействию с родителями: обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают игровое оборудование, атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, веники, вёдра), оформляют участок; участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок. В процессе реализации проекта ребята знакомятся с разнообразием профессий взрослых, рассказывают сверстникам о труде своих родителей. Родители являются активными участниками данного проекта. Организовываются встречи, на которых мамы и папы рассказывают о том, какую профессию они выбрали, об еѐ особенностях, о том какими личностными качествами необходимо обладать и о том, какое значение она имеет для общества. В дальнейшем с детьми старшего возраста можно посетить разные организации города, чтобы увидеть важность и необходимость труда взрослых.
Источник