Социальное развитие ребенка через бытовую деятельность

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего

                  дошкольного возраста в условиях детского сада

     Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.

  Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий,  улучшается координация . Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.

Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», — говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».

Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки

 ( небрежность, неряшливость и т.д.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

    Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

   Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.

  В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно

 например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.

Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Читайте также:  Методические рекомендации физическое развитие ребенка

Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.

Источник

«Социально – коммуникативное развитие дошкольников в  процессе трудовой деятельности»                                                             Подготовила: Озерина Л.В.,                                                                                                                                Труд   – важнейшее  средство  воспитания,  начиная  с  дошкольного возраста.  В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.  Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в  ней  радость – необходимое  условие  для проявления творчества личности, ее талантов. Труд   всегда был основой для человеческой жизни и культуры.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.                   В  своей  педагогической  практике  мы  сталкиваемся  с  проблемой нежелания детей трудиться, помогать сверстникам ,незнанием дошкольниками профессий взрослых и с проявлениями  неуважения к результатам труда товарищей и взрослых. Проблема  формирования  трудолюбия  детей  дошкольного  возраста  является одной из актуальных для современной науки.

 Важными задачами  социально-коммуникативного развития дошкольников в  процессе трудовой деятельности являются:                                                                                                                                              — помочь дошкольникам овладеть трудовыми умениями и  навыками ,                                                      — развивать   трудовые навыки,   постепенно  увеличивая   содержание трудовой деятельности;                                                                                                                                   — развивать  навыки самоорганизации   работы;                                                                                                  — формировать у детей представления о профессиях ;                                                                                       — развивать  у детей положительные личностные  качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;                                                                                                   — воспитывать  уважительное  отношение  к  труду  взрослых  и сверстников ,  стремление оказать помощь;                                                                                                                                                                           -воспитывать  позитивные  взаимоотношения  в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предлагать  помощь .                               Работу по выполнению выше поставленных задач лучше начать с создания необходимых условий в группе:                                                                                                                                                                         = составить картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кому  что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию»,  «Угадайте, что я делаю» .                                                               = собрать альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии».                                             = Создать картотеку пословиц и поговорок о труде, презентации «Вкусная профессия», «Кому, что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик» и другие.                                                  = Разнообразить  предметно-развивающую  среду  настольно-печатными  играми: «Кем  быть»,  «Почтальоны»,  «Поликлиника» ;атрибутами  для сюжетно-ролевых  игр:  наборы  парикмахера, продавца, доктора,  повара, плотника,  муляжами  овощей  и  фруктов.                                                       =  Совместно  с  родителями  сшить костюмы доктора, парикмахера, моряка, продавца, форму для дежурных .                                                                                                                                                                         =  Пополнить  оборудование для ухода за растениями в группе и на улице: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки.                                                                                                Важнейшей составляющей трудового развития ребѐнка, формирования его  личности , является  воспитание  у  него  трудолюбия.  Трудолюбие проявляется  в  потребности  включиться  в  трудовую  деятельность,  в способности  испытывать  радость  в  еѐ  процессе,  в  умении  преодолевать трудности  и  достигать  цели.  Трудолюбие  формируется  только  в  труде. Хорошо выполненная  работа должна вызывать у  детей  ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное. Организуя трудовую деятельность, необходимо обеспечивать  всестороннее развитие детей, помогать им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.  Стараться    так  организовывать  труд  детей,  чтобы  он доставлял радость, позволял ощущать себя  значимыми  и компетентными.                                                                                                                            По  своему  содержанию  труд  детей  дошкольного  возраста  можно разделить  на                        четыре  группы:                                                                                                                                                                       —  самообслуживание,                                                                                                                                                   — хозяйственно-бытовой труд,                                                                                                                                   — труд  в  природе,                                                                                                                                                         — ручной  и  художественный  труд.                                                                                                          Остановимся подробнее на каждом из них:                                                                                                        1.    Самообслуживание. Дети  учатся одеваться, раздеваться, аккуратно  складывать  одежду  в  шкафчики, оказывать друг другу посильную  помощь,   своевременно  и  самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно мыть руки перед  едой и по мере загрязнения, после приема пищи полоскать рот. Мы в свою очередь   поддерживаем интерес к этому виду труда используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе в исламе

Например: перед мытьём рук говорим, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Или же с применением  потешек ,  например: «Водичка, водичка, умой моё личико». А во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является поощрение ребёнка. Позже у детей начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами.  Напр: Даня помог застегнуть пуговицу Денису, и он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Саша, он помог Роме убрать конструктор» и т. д. Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае мы говорим: «Сейчас Дима уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующим  приёмом является привлечение детей к анализу результатов труда.  Например: «Сейчас мы с Ритой и Сашей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Лиза» и т. д. Ко всему этому мы стараемся дать детям больше самостоятельности.

Приучаем детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.                                                                                      2.     Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим:  приготовить рабочее место, убрать  всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить  игрушки  спортивный инвентарь,  протереть полки с игрушками.  Приучая  детей к   хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к вещам,  умение  замечать  малейший  беспорядок  и  по  собственной инициативе  включаться  в  его  восстановление:  дети  с  большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т.п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги.  Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети не одинаково владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения можно давать как одному ребёнку так и небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок на полке с книгами («Ведь нельзя садиться обедать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убирают мы их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей; когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!». Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

С  младшего возраста мы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка.                                                                                                    К такому виду труда можно привлечь детей через сюжетно-ролевые игры, например «Угостим куклу чаем» и т. д. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо подежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно». Так же дети  могут выполнять поручения, по уходу  за растениями в центре природы. При этом мы объясняем последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вместе  с  детьми осматриваем центр природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям.

Очень важно, что — бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой  деятельности:  инициатива,  товарищеская  взаимопомощь, хорошее  и  качественное  выполнение  трудовых  процессов. Особое уделяем внимание развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой  деятельности. В  группе  имеется уголок  дежурства.  Дети  помогают  помощнику воспитателя  накрывать  и  убирать  со  столов,  помогают  воспитателю  в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства становятся постоянными формами труда в группе  и дети достигают определѐнных успехов.                                                                                                                        3.    Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе  трудовой  деятельности в природе  у  ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд  в  природе  особенно  ответственен,  потому  что небрежность и  забывчивость  могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом  заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают,  поливают, удаляют сорняки   на клумбах. Вместе с детьми в марте мы сажаем семена цветов, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом, а в мае высаживаем их в клумбы. Дети  видят  непосредственный  результат  своего  труда – радующие глаз цветочные  клумбы.                                                                                                                     4.   Ручной  и художественный  труд несет  практическую,  в  известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество,  на  отношение  каждого  ребенка  к  процессу  и  результату труда . Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны,  открытки  к  праздникам). Этот  труд  развивает  фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.                                           Детский труд своеобразен: он прост по содержанию,  доступен по характеру выполняемых действий,  связан с игрой. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять различным играм,  в частности сюжетно-ролевым .  Дети могут строить сюжет игры, опираясь на личный опыт.  В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещѐ именно игра, а не труд. Так на участке организовываем  в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

Читайте также:  Таблица развития ребенка дауна

В  своей  работе  с  детьми  можно  использовать  мультимедийное  оборудование. При его помощи дидактические игры становятся более интересными и увлекательными, появляется атмосфера волшебства. Наиболее интересной становится беседа о  каком-нибудь  трудовом  процессе, когда  используется   презентация, видеоролик  или просматривается отрывок из мульт фильма. Неоценимую  пользу  в  приобщении  детей  к  труду  играют  также  художественная  литература,  музыка, изобразительное искусство.                                                                                             В совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, можно использовать такой методический  приѐм, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.п.)?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения.  Тем  самым  мы  приходим  к  выводу  о  необходимости  и важности  труда людей разных профессий.                                                                  Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения  возможно организовать экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок,  медицинский кабинет ,  наблюдения  за  работой  помощника  воспитателя. Сотрудники  рассказывают о своем труде, о том какую пользу приносит труд  для  детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду. На прогулках организовывать наблюдения за трудом  дворника. Во время  знакомства  с  профессией  дворника дети вместе  с  ним  убирают  территорию сада: зимой расчищают  дорожки от снега, в тѐплое время года убирают  ветки, сухие листья. Общий  труд  детей  способствует  решению  задач  нравственного воспитания. Всё  это нужно не какому-то одному  участнику  труда, а всем вместе.                                                                                                                                           Трудовая  деятельность  является  ведущим  средством  трудового воспитания.  Дети  обучаются  в  ней  конкретным  трудовым  умениям  и навыкам.  Добиваются  результата,  удовлетворяют  свою  потребность  в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.                                                                                                                            В социально – коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело  хорошо,  т.  е.  добросовестность,  дисциплинированность, самостоятельность,  инициативность.                                                                                                 Трудолюбие – одно  из  важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Трудовое  воспитание  детей  в  дошкольном  учреждении  не  должно осуществляться  в  отрыве  от  семейного  воспитания.  В  семье  имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.                                                                                                                                                                    В совместной со старшими членами семьи трудовой  деятельности  ребенок,  подражая  старшим,  быстрее  овладевает трудовыми  навыками,  перенимает  рациональные  приемы  работы.  Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому  особое  внимание  в  вопросах  трудового  воспитания  детей   уделяем  взаимодействию  с  родителями: обмениваемся  рекомендациями, советами,  мнениями  по  созданию  условий  для  организации  трудовой  и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания,  консультации,  беседы,  информационные  стенды,  папки-передвижки, буклеты, анкетирование). Родители  принимают  активное  участие  в  педагогическом  процессе: изготавливают игровое оборудование, атрибуты, костюмы для  сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, веники, вёдра),   оформляют участок; участвуют с детьми в  совместных творческих выставках рисунков и поделок. В  процессе  реализации  проекта  ребята   знакомятся  с разнообразием  профессий  взрослых,  рассказывают сверстникам  о  труде своих  родителей. Родители  являются  активными  участниками  данного проекта. Организовываются встречи, на которых мамы и папы рассказывают о том, какую профессию они выбрали,  об еѐ особенностях, о том какими личностными качествами необходимо обладать и о  том, какое значение она имеет  для  общества. В  дальнейшем  с детьми старшего возраста можно посетить  разные организации города,  чтобы увидеть  важность  и  необходимость  труда взрослых.

Источник