Сказка как развитие личности ребенка

Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить

критические воспринимать окружающее.

Д. Родари

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением. 

Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:

  • Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  • Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
  • Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
  • Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.

2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.

3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.

4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.

5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.

В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,

— знают определенные сказочные сюжеты;

— понимают сюжетную линию сказки;

— выделяют проблему, актуализированную в сказке;

Читайте также:  Соц ситуация и ведущая деятельность развития ребенка

— умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка — это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

Спасибо за внимание!

Источник

Карчушкина Юлия
Сказка, как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста»

Карчушкина Юлия.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста»

Цель сказки заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

«У кого в детстве не бывает сказки,

Тот вырастает сухим, колючим человеком,

И люди об него ушибаются,

Как о лежащий на дороге камень,

И укалываются как о лист осота»

И. Токмакова.

Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Ребенок играет и познает себя.

Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка. В моем опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1.Социальнокоммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.

2.Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.

3.Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.

4.Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.

5.Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а так же правила обращения с книгами

-центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое).

–центр «Строительства», где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;

– центр игр и аксессуаров, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

– центр театрализованной деятельности,в котором расположились: настольный театр, пальчиковый театр, картонный театр на магнитах.

Традиционный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

-Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Читайте также:  Основные периоды развития ребенка по пиаже

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

В ходе совместной деятельности знакомлю родителей с работой,которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь.

В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,

— знают определенные сказочные сюжеты;

— понимают сюжетную линию сказки;

— выделяют проблему, актуализированную в сказке;

— умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

— могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему;

Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

В нашей развивающей предметно-пространственной среде, появились герои сказок сделанные родителями, также обновились уголок ряженья, театральной деятельности (появились маски новых героев из сказок)

Проведена консультация для родителей на тему «Сказки на ночь», «Сказкотерапия».

В связи с чем, считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей. С огромным удовольствием составляют сказки и рассказы про своих детей, тем самым в нашей группе отдельное место занимает книга «Полезные сказки»В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка.Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка. Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

Спасибо за внимание!

Источник

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры,у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Читайте также:  Способы интеллектуального развития ребенка

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника,мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Источник