Методы исследования нравственного развития ребенка

Методы исследования нравственного развития ребенка thumbnail

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном периоде

Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

Источник

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Читайте также:  Что такое диагностика познавательного развития ребенка

Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Методы исследования духовно-нравственного воспитания дошкольников

Подготовила Петровская И.Б. Практический психолог ГБОУ ЛНР «Лутугинский УВК Ш...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовила Петровская И.Б. Практический психолог ГБОУ ЛНР «Лутугинский УВК Ш

Описание слайда:

Подготовила Петровская И.Б. Практический психолог ГБОУ ЛНР «Лутугинский УВК ШДС «Журавлик»

2 слайд

«Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе н

Описание слайда:

«Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует» Ш.А.Амонашвили

3 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

4 слайд

Дошкольный возраст - самая лучшая почва для формирования нравственных качест

Описание слайда:

Дошкольный возраст — самая лучшая почва для формирования нравственных качеств. закладываются: нравственное поведение нравственное сознание и нравственное переживание которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. ,

5 слайд

Разработка модели педагогического обеспечения формирования нравственных каче

Описание слайда:

Разработка модели педагогического обеспечения формирования нравственных качеств дошкольников Определение путей и средств накопления нравственного опыта детьми дошкольного возраста Обоснование и проверка эффективности путей и условий формирования нравственных качеств Цель: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности дошкольника Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

6 слайд

методы диагностики наблюдение беседа тестирование анкетирование социометрия р

Описание слайда:

методы диагностики наблюдение беседа тестирование анкетирование социометрия рисуночный тест ситуация выбора

7 слайд

Диагностика компонентов нравственного развития изучение осознания детьми нрав

Описание слайда:

Диагностика компонентов нравственного развития изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование когнитивного компонента Исследование эмоционального компонента Исследование поведенческого компонента

8 слайд

Изучения когнитивного компонента нравственного развития 1. Методика «Закончи

Описание слайда:

Изучения когнитивного компонента нравственного развития 1. Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина. Цель: изучения осознания детьми нравственных норм. 2.Методика «Подарок» Г.Ф. Гаврилычева Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка. 3.Метод «Беседа»  Цель: изучение представлений детей о нравственных качествах   4. Тест «Лесенка» В.Г.Щур Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет. 5.Методика «Какой Я?» Немов Р.С Цель:определение самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. 6. Рисунок «Плохой и хороший ребенок» Модификация А.М.Прихожан Цель: изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

9 слайд

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития 1. Методика «Сю

Описание слайда:

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития 1. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. Цель: изучения эмоционального отношения к нравственным нормам 2. Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.) Цель: изучение стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений. 3.Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) модифицированный Р.Р.Калининой. Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучения содержания каждой нормы, ее содержания. .

Читайте также:  Рекомендации для родителей по развитию ребенка 1 года

10 слайд

Исследование поведенческого компонента нравственного развития. 1.Методика «Сд

Описание слайда:

Исследование поведенческого компонента нравственного развития. 1.Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина Цель: оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. 2.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С. Цель: оценивание коммуникативных качеств личности дошкольника, межличностных отношений 3.Методика «Тропинка» Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с. Цель: изучить проявления сорадования в поведении детей и их причины. 4.Методика «Круг» Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с. Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

11 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

12 слайд

95% семей поддерживают традиции православной веры 100% празднуют Пасху и Рожд

Описание слайда:

95% семей поддерживают традиции православной веры 100% празднуют Пасху и Рождество Христово 65% родителей пожелали проводить работу по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, начиная с д дошкольного возраста.

13 слайд

Какие цели должны быть реализованы в 					ДОУ? Знакомство с национальными обр

Описание слайда:

Какие цели должны быть реализованы в ДОУ? Знакомство с национальными обрядовыми праздниками — 54%, Знание народных обычаев и примет – 87% Формирование нравственных качеств – 92%.

14 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

15 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

16 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

17 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

18 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

19 слайд

Цель исследования духовно-нравственного воспитания: определение эффективност

Описание слайда:

Цель исследования духовно-нравственного воспитания: определение эффективности процесса духовно-нравственного воспитания и формирования личности дошкольника Задачи исследования: 1.Изучение уровня сформированности нравственных качеств дошкольников. 2. Определение путей и средств накопления нравственного опыта детьми дошкольного возраста 3. Выявление уровня духовно-нравственного развития дошкольников

20 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

21 слайд

Изучения осознания детьми нравственных норм

Описание слайда:

Изучения осознания детьми нравственных норм

22 слайд

Определения самооценки 	Самооценка наличия у него 	 некоторых качеств			 	лич

Описание слайда:

Определения самооценки Самооценка наличия у него некоторых качеств личности Протокол к методике «Какой Я?» Оцениваемые качества личности: 1. Хороший 2. Добрый 3. Умный 4. Аккуратный 5. Послушный 6. Внимательный 7. Вежливый 8. Умелый (способный) 9. Честный 10. Смелый Оценить по вербальной шкале: да, нет, иногда, незнаю

23 слайд

Рисунок «Плохой и хороший ребенок» А.М.Прихожан, З. Василяукайте Определение

Описание слайда:

Рисунок «Плохой и хороший ребенок» А.М.Прихожан, З. Василяукайте Определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

24 слайд

Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик Изучение 	 эм

Описание слайда:

Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам

25 слайд

оценка уровня развития нравственной направленности 	 личности ребенка, проявл

Описание слайда:

оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со сверстниками

26 слайд

Оценка уровня развития нравственной направленности 	 	 личности ребенка, проя

Описание слайда:

Оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со сверстниками

27 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

28 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

29 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

30 слайд

Временный государственный стандарт дошкольного образования Луганской Народной

Описание слайда:

Временный государственный стандарт дошкольного образования Луганской Народной Республики

31 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

32 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

33 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

34 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

35 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

36 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

37 слайд

Дошкольный возраст - самая лучшая почва для формирования нравственных качест

Описание слайда:

Дошкольный возраст — самая лучшая почва для формирования нравственных качеств. закладываются: нравственное поведение нравственное сознание и нравственное переживание которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. ,

38 слайд

Методы исследования нравственного развития ребенка

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Методы исследования нравственного развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Методы исследования нравственного развития ребенка

Курс повышения квалификации

Методы исследования нравственного развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1549122

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник