Шпаргалка развитие речи ребенка

Татьяна Спиглазова
Шпаргалка для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи

По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

Развитие лексической стороны речи

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.

Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Формирование грамматического строя речи

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.

Развитие связной речи детей

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст.Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.

Это лучшая пора детства!

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —

НАДО ГОВОРИТЬ!

Источник

Развитие связной речи и речевого общения детей

Советы логопеда  

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.        

 Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

Читайте также:  Роль игры в развитии общения ребенка дошкольного возраста

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как

можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Укороченная подъязычная уздечка. Как быть?

Часто родители думают, что укороченная подъязычная уздечка влияет на развитие речи ребенка. Это не совсем так. Дефекты уздечки влияют на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь в целом. Словарный запас, грамматические структуры языка, понимание речи – все эти компоненты

речевой деятельности не зависят от этого дефекта. Короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения верхнеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л). В таких случаях рекомендуется подрезание уздечки. Как правило, необходимость в операции определяется стоматологом и чаще проводится у детей пятилетнего возраста. Однако, операция по подрезанию подъязычной уздечки не такая пустяковая, как принято считать. Делать ее стоит после того, как предприняты попытки растянуть ее логопедическими методами при помощи специальных упражнений, массажа и специальных инструментов. Если это не помогает, то тогда уздечку подрезают. Когда уздечка растет почти сразу от кончика языка, то, безусловно, ее следует подрезать. Однако и здесь не следует торопиться, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. А к 1, 5- 2 годам необходимо обратиться на консультацию к логопеду и стоматологу.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание — один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите

ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» — ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

.

Источник

  1. Методика развития речи как научная дисциплина, е. предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

Методика развития речи детей – 
это прикладная наука, изучающая 
закономерности пед деятельности, направленные
на формирование правильной речи и 
умение речевого общения у детей дош
возраста. Предметом МРР явл процесс овладения
детьми родной речью и навыками речевого
общения  в условиях целенаправленного
пед воздействия. Фундаментальная задача 
— разработать на научно-пед основе наиболее
эффективные ср-ва, методы и приемы развития
речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы
наиболее успешно развивать у детей речевые
умения и способности. Прикладные задачи
МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е.
содержание).  2. Как учить (условия, методы,
приемы, средства обучения развитию речи).
3. Почему так, а не иначе (теоретическое
обоснование).

Читайте также:  Рост и вес ребенка в год и 5 месяцев развитие вес рост

2. Научные основы МРР 
и ее связь с другими науками.

1. Методологическая основа (Лурия, 
Выготский, Рубенштейн) – положение 
материалистической философии
положение о языке, как продукте общественно-исторического
развития, положение о языке, как ср-ве
взаимодействия людей, положение связи
языка с мышлением. 2. Естественно-научная
основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных
системах н/д чела, формирование речи.
Физиологической основой речи служат
временные связи, образованные в коре
головного мозга, в результате воздействия
на чела предметов и явлений действительности
и слов, кот эти предметы и явления означают.
3. Психологическая основа – составляет
теория речи и речевой деятельности. Психологическая
природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским
речь занимает центральное место в процессе
психического развития . Развитие речи
внутренне связано с  развитием мышления
и сознания в целом.  Речь имеет полифункциональный
характер, слово имеет предметную отнесенность
и значение, т.е. явл носителем обобщения.
Процесс развития речи не есть процесс
количественных изменений, выраженных
в увеличении словаря, а есть процесс качественных
изменений, скачков.

Языковая способность – совокупность
речевых навыков и умений, сформированных
на основе врожденных предпосылок. Речевой
навык – это речевое действие достижения
степени совершенства. Речевое умение
– особая способность человека, кот становится
возможной в результате развития речевых
навыков. Психологическая основа ТМРР
базируется на концепции развивающего
обучения (Выготский, Эльконин, гольперин,
Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой
системе.

  1. Вопросы развития речи и обучение языку в западно-европейской педагогике.

Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое
внимание уделял правильному произношению,
а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип
последовательности лег а основу книг
Мир в картинка, Открытая дверь языков.

 Швейцарский педагог Иоанн 
Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные 
задачи обучения языку 1. обучение
звуку как ср-ву развития органов речи.
2. обучение слову или ср-вам  ознакомления
с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву
ясно выражаться о предметах.

Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название
детский сад (воспетки — садовницы).
Он считал, что надо создать условия
для развития и не мешать этому развитию.

Ж-Ж Руссо  большое внимание уделял
развитию голоса, для этого использовал 
пение, музыку, правильную речь окружающих.

Мария  Монтессори  (1870-1952). Она 
была стороннице свободного воспитания.
Методика развития речи вкл в себя 1. сенсорное
восприятие предметов и их признаков 2.
распознание предмета по названию. 3. запоминание
названия предметов. 3х ступенчатые занятия 
1ая ступень – педагог показывает предмет
и описывает его. 2ая ступень – педагог
просит ребенка подать ему кубик (пассивный
словарь). 3ья ступень – активный словарь
(Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори
распространены беседа в   кругу,
игры в кругу. Большое внимание она уделяля
гимнастике дыхания, зубов, языка. Также
разработала метод Письмо и Чтение.

4. Развитие методики 
в России…

Мысли о необходимости обучению
родному языку содержаться в 
работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова
(1708-1744), Ломаносова (1711-1765).

Ломоносов осуществил реформу русского
языка и выступал за национал общение
и воспитание на родном языке.

Л. Н. Толстой   (1828-1910гг)

Был ярким сторонником семейного 
воспитания. Обратил внимание на воспитание
детей по средствам бесед и 
чтения. Главный труд для дош-ов – 
«Азбука».

К. Д. Ушинский (1824-1870гг)

Говорил, что обучение детей должно
проходить на родном языке. Известные 
произведения: «Родное слово», «Детский
мир».

В основу своей системы Ушинский
положил принцип народности. Преподавание
отечественного языка имеет 3 цели:

1. развитие 
дара слова, т.е. умение выражать свои мысли 
в устной и посменной речи.

2. усвоение 
форм языка.

3. усвоение 
грамматики или логики языка.

Основ. теории
положения Ушинского:

  1. Язык- это результат воздействия на человека объективного мира отношения человека к нему.
  2. Язык- это не что-то прирожденное свойственное человеку изначально и это не дар, язык- это труд.
  3. Язык- отражает многовековой опыт жизни народа (духовной), которая передаётся по средствам языка последующим поколениям.
  4. Язык- это важный народный наставник.

Ушинский изменил метод первоначального 
обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)

Была ученицей Ушинского и детской 
писательницей. Разработала методику
воспитания в семье на родном языке 
и на родном творчестве. Известное 
произведение: «Умственное развитие
детей…».

5. Становление и развитие 
методики как отрасли педагогической 
науки…

Методика развития речи появилась 
в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё 
больше и больше гос детских садов,
в связи с  тем, что женщина пошла работать.
Именно в это время решили, что детский
сад нужно внести в образовательную систему.

Первый съезд по дошкольному 
воспитанию был в 1919 году.

Основные тенденции освещённые
на этом съезде:

  1. дошкольное уч-ие должно воспитывать граждан СССР.
  2. основным ДОУ сделать детский сад «Очаг».
  3. детский сад должен стать средством перевоспитания всей семьи
  4. обучение и воспитание в детском саду должно вестись на родном языке детей

Второй всероссийский съезд 
состоялся в 1921 году:

  1. социальный состав детей

Третий всероссийский съезд 
состоялся в 1924 году:

  1. принимают решение о изыскании средств на содержание детей в детском саду. Пришли к выводу, что пребывание детей в детском саду должно оплачиваться в первую очередь предприятием, а потом уже родителями.
  2. отменены новогодние праздники.
  3. отменены дни рождения
  4. запрещаются куклы Барби
  5. вводятся куклы крестьянка, кукла-пионер, рабочая кукла
  6. запрещаются сказки
  7. решение о педологических извращениях (запрещается педалогия)

В 1928г принимается решение о 
разработки программы для детского
сада.

Н. К. Крупская (1869-1936гг)

Она считала речь основой умственного 
воспитания. Предлагал больше читать
художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг)

Была последовательницей Ушинского 
и Толстого. Она создала свою систему 
развития речи детей дошкольного 
возраста в условиях общественного
дошкольного воспитания. Произведения:
«Родная речь и пути её развития», «Несколько
слов о развитии речи».

Читайте также:  Развитие ребенка от года алматы

В 1920 году Тихеева становиться профессором 
института им. Герцена в Санкт-Петербурге.
Она первая приняла теорию «Развития 
речи» к   дошкольному возрасту.

Теоретические основы:

  1. развитие речи осуществляется в единстве с умственном развитием.
  2. речь детей развивается в социальной среде.
  3. речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.
  4. руководство развития речи должно охватывать все периоды жизни
    ребёнка.
  5. обучение на спец занятиях явл важным средством речевого развития дошкольников
  6. развитие речи связано со всем пед процессом детского сада

Тихеева определила основные задачи
работы по развитию речи в детском 
саду:

  1. развитие аппарата речи у детей, его
    гибкости, чёткости.
  2. накопление содержания речи
  3. работа над формой речи

Система работы по развитию речи Тихеевой
состояла из 2-х разделов:

  1. развитие словаря
  2. развитие живого словаря (это такие знания, которые не требуют иллюстративного материала. Черпают содержание
    из готовых запасов представления детей:

а) разговоры с детьми

б) поручение

в) беседы

г) чтение

д) заучивание стихотворений

Е. А. Флёрина (1889-1925гг)

Эстетическое воспитание рассматривается 
ею как средство развития творческих
сил ребёнка, которое должно осуществляться  
на лучших образцах подлунного искусства:
художественное слово, художественная
картина, художественные игрушки.

В 40-е годы проводятся собственно-методические
исследования положившие начало накопления
экспериментальной базы исследования.
Дальнейшее её развитие связанно с изучением
проблем дидактики.

А. П. Усова 

Процесс обучения родному языку 
рассматривала в связи с ознакомлением 
с окружающим, с усвоением знаний
приобретаемых ребёнком в общении 
со взрослым.

Л. П. Пеньевская

Занималась содержанием обучения
родному языку, обучение рассказов.

Е. Е. Радина

Обучение детей правильному 
произношению звуков.

Р. И. Жуковская

Чтение, рассказывание и заучивание
наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется
и обсуждаются проблемы речевого развития
детей раннего возраста. Связанно это
с появлением учреждения ясли-сад.

6. Основные направления 
исследований в области МРР 
на современном этапе.

Ф. А. Сохин (1929-1992)
– руководитель НИИ дошкольного воспитания.
Он доказал, что развитие детской речи
имеет своё, самостоятельное значение
и не должно рассматриваться лишь как
аспект ознакомления с окружающим миром.

М. Конина (1913-1991гг)

Ученица Флёриной. Она уточнила задачи
по формированию грамматической стороны
речи. Работала в области художественного
чтения и рассказывания детей.

В. И. Логинова  ( 1932-1992гг)

Уточнила методику уточнения словаря 
на основе ознакомления детей с предметами
их признаками и качествами.

А. Н. Бородич (1926-….)

Обобщила все знания по развитию
речи.

Психолого-педагогические исследования
развития речи выполнено в 3-х направлениях:

  1. структурная: исследуются разные вопросы, формирование разных структурных уровней (фонетической, грамматической, лексики), системы языка (Гербова, Яшина, Струнина). Усвоению фонетической
    системы языка (Алексеева, Максакова и
    т.д.)
  2. функциональное направление. Исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (общение). Это направление представляет исследование условий формирование связной речи. (
    Тихеева, Флёрина, Виноградова, Сахин и
    др.).
  3. когнитивное (познавательное)  направление. Исследуется проблема
    формирования элементарного осознания
    явлений языка и речи. (Эльконин, Дурова,
    Журова, Невская)

 Многие фундаментальные и прикладные
задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы        
требуют дальнейшего рассмотрения.

7. Цель и задачи 
развития речи.

Основная цель работы по рр – формир-е 
устной речи и навыков речевого общения 
с окр на основе овладения литературным
языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к 
речи реб – правильность речи: правильность
произношения звуков, прав употреб 
слов по смыслу, умение прав изменять слова,
согласно грамматике русс языка. Со временем
треб-я к речи дош-ка расширяются.
Сегодня мы предполагаем развитие
хорошей речи: правильная речь+богатство,
точность и выразительность. Цель – формир-е
хорошей устной речи.

Задачи:

  1. развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом
    высказывания, с сит-ей, в которой происходит
    общение. Словарная работа в д/с проводится
    на основе ознакомления с окр жизнью.
  2. воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия
    звуков родной речи и признош, развитием
    речевого слуха, обучение правил произнош-ю,
    воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение
    ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой
    четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.
  3. формир-е грамматич строя речи предполагает
    формир-е морфологич стороны речи, синтаксич
    стороны и способов словообразования.
  4. развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та. Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать
    и понимать обращенную речь, вступать
    в разговор и его поддерживать, отвечать
    на вопросы и спрашивать самому, вести
    себя с учетом ситуации общения. Развитие
    монологич речи предполагает формир-е
    умения слушать и понимать связные тексты,
    пересказывать, строить самост высказывания
    разных типов речи.
  5. формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова –
    все это способствует формир-ю нового
    отношения к речи. Предметом осознания
    детей становится речь.
  6. ознакомление с худ лит-рой.

Ведущей задачей явл-ся развитие связной 
речи. В связной речи реализуется 
осн функция речи – общение.
В связной речи отражены все другие задачи
речевого развития.

8.методические принципы 
развития речи 
Под методическими приницпами понимается
общее исходное положение, руководствуясь
которым педагог выбирает средства обучения.

Источник