Развитие ребенка без телевизора

Развитие ребенка без телевизора thumbnail

Прежде чем отвечать, я бы хотела заметить, что больше всего этот вопрос беспокоит тех родителей, для которых телевизор или компьютер – одно из основных времяпрепровождений, и родителей, считающих, что дети развиваются только тогда, когда их стимулируют к этому извне.

Если телевизор ваш постоянный спутник…

Если ваш образ жизни построен таким образом, что телевидение стало фоном всех домашних дел, то для того, чтобы изолировать от него детей, – особенно если вы живёте не в самой просторной квартире, – вам придётся довольно существенно изменить свои бытовые привычки. Это непростой шаг. В этом случае вам необходимо разработать и воплотить план новой организации жизни. Вы не просто выдворяете телевизор из комнаты ребёнка, если он там был. Вы исключаете телевизор из пространства или времени совместного пребывания взрослых с детьми и детей подле занятых другим делом взрослых. Очень может быть, окажется, что время, отводимое на совместную трапезу и рутинные домашние дела, станет заполнено как бы не полностью. Ощутив эту пустоту, и вы, и дети потянетесь к телефонам и планшетам, как только погаснет экран, – и лучше бы вам в этот момент обнаружить, что вы сложили их заранее в отведённое им место, откуда лишний раз твёрдо решили не доставать. Образовавшаяся пустота может и должна быть заполнена не другими способами отвлечься, а наполниться общением и взаимной заботой. Для того, чтобы те моменты, которые вы разделяете друг с другом, были благоприятны для развития ваших близких отношений, стόит почитать качественные образцы психологической и педагогической литературы, посвящённые общению вообще и общению детей и родителей в частности. Я бы упомянула книги Ю. Гиппенрейтер, А. Фабер и Э. Мазлиш, А. Ю. Борисова, Н. Латты, В. Сатир, М. Монтессори, Г. Ньюфелда. Информация, которая есть в этих книгах, принесёт вам гораздо больше пользы, чем десятки новых способов завладеть вниманием ребёнка, если, например, вы обнаружите, насколько сильно и вы сами, и ребёнок привыкли к тому, что он соглашается есть только тогда, когда его что-то (и раньше это был мультфильм) развлекает. Пригодятся они и в том случае, если вы заметите, что на время уборки не привыкли привлекать ребёнка разделить с вами это занятие (от малышей мало толку в этом деле для других, но они обожают такие вещи потому, что «игры в реальное» многое дают им самим). Может быть, вы старались отвлечь и изолировать ребёнка от того, что делаете. Это никак не помогает ему ни увеличивать бытовую независимость, ни упрочить ваши с ним отношения. Хорошая литература также помогает распределять родительские силы рационально и рачительно, что крайне важно для всех работающих родителей, у которых «еле-еле сил хватает телевизор смотреть». Я призываю родителей к развитию коммуникативной и педагогической компетентности (умения эффективно общаться, взаимодействовать и воспитывать) ради ваших детей и вас самих. Вы – образец для подражания: дети учатся взаимодействовать с другими людьми, в первую очередь впитывая ваши модели поведения, общения, поведения в конфликтах, уважительности, вежливости… Используйте опасение повредить детям телевизором и планшетом как стимул стать лучше, чем вы уже есть, чтобы не только стать для них отличным примером, но и самим испытать пользу эффективных стратегий общения.

дети и телевизор

Что делать «деятельным родителям»?

Как уже было сказано, вопрос о том, чем занять ребёнка, если не планшетом и телевизором, особенно беспокоит также тех родителей, которые вменили себе в обязанность организовывать жизнь своего чада. Уже довольно давно культивируется образ деятельного родителя, который непрестанно совершает какие-то педагогические действия над ребёнком во имя лучшего развития и успешности. Многие хотят быть похожи на этот идеал. Когда таким родителям посулили, что телепередачи и мультфильмы, компьютерные программы и приложения будут развивать их детей, они с радостью начали их использовать, поскольку ежесекундно занимать своих детей чем-то полезным они не могли, но очень хотели бы, и, очевидно, при этом нужно ещё и успевать делать множество других дел. И вот только-только получив передышку, они узнают, что «пожиратели» детского внимания – экраны – вредны, и естественно ищут «хорошую» замену «плохому модерированию роста».

Но чему учит нас Монтессори-педагогика? «Помоги мне сделать это самому. Покажи и отойди. Позволь делать мне то, что мне подсказывает естество, которое не только даёт мне энергию на построение самого себя, но и озаряет интересом то, что лучше всего послужит моему развитию», – вот что именем ребёнка говорит теория Монтессори, основываясь на столетии наблюдения за детьми и открытиях психологии развития. Как ни парадоксально, ноша невмешательства – одна из тяжелейших для родителя. Мы со всей неистовой силой родительской любви хотим причинить нашим детям добро. При этом мы упускаем из виду, что ребёнок – это творец взрослого в самом себе. Что из опыта детства должен вырасти человек, который будет жить своей собственной жизнью, реализовывать собственные интересы, раскрывать собственный потенциал, добиваться всего собственными силами. И всё это не может начаться когда-то потом. Человек с рождения обладает жизнью, потенциалом, интересами, силами и желанием проявить себя в мире людей. Можно только помочь ему, но не сделать за него. Перетягивая полностью на себя ответственность за развитие ребёнка, родитель утаскивает на себя и всё остальное. Это подавляет в ребёнке волю, веру в себя, инициативность, энергичность, любознательность, креативность, умение прислушаться к себе, понять и реализовать себя.

Нельзя начать взрослую, активную, независимую и самостоятельную жизнь, став взрослым. Можно продолжить делать свою жизнь всё больше похожей на неё саму после того, как ты учился этому в течение всего детства. Это значит, что у детей должно быть достаточно времени на то, чтобы самим занять себя, проявить в действиях потребности развития (которые сможет заметить наблюдательный взрослый и предложить в окружающей ребёнка среде больше возможностей для того, к чему ребёнок проявил конкретно сейчас интерес). Это значит, что у детей должно быть достаточно времени и возможностей, чтобы экспериментировать, совершать и корректировать ошибки, изобретать для себя занятия, прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, желаниям. Им нужно время, чтобы повстречаться со скукой, растерянностью, гневом, обидой – и победить.

детство и телевизор

Чем меньше ответственности мы готовы предоставить детям за них самих, тем больше мы торопимся их успокоить, отвлечь, приструнить. Мы не даём им полноценно прожить даже собственные чувства, понять их и совладать с ними. Мы отказываем им в праве прислушиваться к себе: «доешь кашу, тогда пойдёшь играть» или «ты только что поел, хватит клянчить яблоко»; «хорошие дети не злятся», «ерунда, не плачь». Мы опутываем детей своими страхами: «не лезь на дерево – упадёшь», «не спускайся с этой горки – она высокая». Среда для игр должна быть не безопасной, а достаточно неопасной для получения собственного опыта. Родители тоддлеров на полном автопилоте подхватывают детей раньше, чем те успевают понять, что падают, ловят на лету обронённые игрушки, подсаживают там, где малыш мог забраться и сам. Они окружают ребёнка развивающими карточками, которые понравились им, а не ребёнку, и постоянно привлекают внимание малыша чем-то, тем самым мешая ему направить своё внимание самому. И именно такие родители-вертолёты охотно используют просмотр мультфильмов и передач, игры с гаджетами, чтобы обездвижить ребёнка ненадолго и успеть что-то ещё, кроме создания прочного кокона безопасности и обучения вокруг ребёнка. И вот они понимают, что видео – плохой способ «запереть» ребёнка, который, как они думают, не способен наедине с собой погрузиться в какую-то деятельность с той же пользой, что ожидается от развивающих мероприятий. Тогда у них возникает закономерный вопрос: «а что взамен?». Но если немного подождать, то ситуация станет достаточно невыносимой для родителя, чтобы он задал другой вопрос: «а не делаю ли я что-нибудь не так, заполоняя одним собой всё время жизни своего ребёнка? Ведь и у меня вся жизнь оказалась загружена одним этим занятием». Тогда, быть может, ему повезёт обратиться к трудам М. Монтессори, Б. Никитина, Я. Корчака и захотеть научиться отступать на второй план, позволяя ребёнку быть субъектом своего развития.

Читайте также:  Развитие ребенка на шестой недели жизни

Сказанное нисколько не значит, что все советы о том, как занять ребёнка лучше, чем телевизором, лишние, – напротив! Но мне думается, что они будут значительно более полезны малышу, если родитель, прежде чем выбирать и применять их, вместе с телевизором избавится и от не очень полезных воспитательных установок, о которых сказано выше и которые использование экрана могло маскировать. Если взрослый будет готов дать ребёнку достаточно близости и независимости, общения и самостоятельности, любви и уважения, то сможет воплотить каждую предложенную «взамен телевизора» активность именно в духе Монтессори. Внимательный взрослый выберет из предложенных занятий именно те, которые больше похожи на действия, вызывающие одобрение и интерес малыша. Что больше всего понравится ему сегодня? Переливание воды? Сортировка мелких предметов? Подметание? Рисование красками? Вы угадаете лучше, если умеете наблюдать за свободно действующим ребёнком, выделяя то, что важно для него именно сейчас.

Если телевизор занимал в жизни вашего маленького ребёнка значительное место – значит, он отгораживал не только его от него самого, но и вас от вас самих. Если вы настолько разумный и ответственный родитель, что разобрались в том, что экранные технологии вредны младшим детям, и твёрдо решили оградить их от телевизора и планшета, то не торопитесь, сделайте ещё один шаг. Образно говоря, в погасшем экране вы увидите собственное лицо, и это прекрасный шанс лучше понять, в чём вы как человек и как родитель можете научиться быть мудрее, чтобы в нужные моменты дарить детям роскошь человеческого общения и посильную свободу действий, тоньше чувствовать, когда вашим детям нужна забота, а когда – независимость. Тогда всё, что вы предложите детям взамен телевизора, станет для них отличной возможностью и самым подходящим именно для них опытом.

Читать по теме:

Свободное время ребёнка, или чем заменить телевизор

Опыт Монтессори-мамы: гаджеты и ТВ в жизни детей

Раннее детство без телевизора: создаём среду

Раннее детство без телевизора: сенсорный стол как спасение

Раннее детство без телевизора: участие в повседневных делах

Раннее детство без телевизора: идеи занятий по Монтессори

Источник

— И что, у вас нет телевизора?
— Нет
— А как вы живете???
— Да как-то… счастливо

Из разговора на детской площадке


В нашем доме действительно нет телевизора. И никогда не было. Я имею в виду ту семью, которую мы создали с мужем, поженившись и родив детей. Почему? Пожалуй, мы просто не можем себе его позволить.

Не материально, конечно же. «Зомбоящик» сейчас смело можно включать в прожиточный минимум даже самой прижимистой семьи.

Бесцельно просиживать жизнь у телевизора – вот что для нас непозволительно. Да, отсутствие в доме телевизора – это принципиальная позиция нашей семьи.

Можете попробовать убедить меня в обратном, но я считаю телевизор совершенно бесполезной тратой времени и денег.

Вы предпочитаете любить или смотреть, как это делают другие?

Когда-то, еще в мою бытность ученицей, были в моде школьные дневники с чьими-то мудрыми мыслями на каждой странице.

Одной из наиболее поразившей меня фразой была: «Главный враг человека — телевизор. Вместо того чтобы самим любить, страдать и наслаждаться, мы смотрим, как это за нас делают на экране»

Конечно, главный враг – это уж слишком, но под тем, что многим телевизор заменяет реальную жизнь, я подпишусь однозначно.

Думаю, что телевизор в доме могут позволить себе только сильные, волевые люди. Способные без особых колебаний выключить его, даже на самом интересном месте. Для остальных же (и для меня в том числе) телевизор – это зависимость, пустышка, эмоциональный пузырь.

Самое страшное в телевизоре то, что он учит лениться

Чтобы подпитаться эмоциями, не нужно ничего делать, выдумывать. Просто включил, нашел нужную волну – и наслаждайся.

Посмотрите вокруг — мы устаем гораздо быстрее наших родителей. А наши дети? Что выберут они между планшетом и ездой на велосипеде?

Конечно, телевизор меньшее из тех зол, которые засасывают современных детей в виртуальный мир, делают их зависимыми от лайков и рейтингов. Но все начинается с малого. И пока еще многое в наших руках.

Я не призываю вас выбросить телевизор. Я прошу вас прожить несколько дней без него

Попробуйте устроить недельный эксперимент, а потом честно проанализируйте, сблизило ли это вашу семью? Чувствовали ли вы себе в эту неделю менее отдохнувшей? Посещало ли вас чувство, что вы мало времени уделяете детям? Мужу? Себе?

Читайте также:  Таблица развитие ребенка по неделям беременности таблица норма

С удовольствием прочитаю ваши ответы, получив их на grin@rebenok.by. А пока расскажу, как обычно проходят вечера у нас.

Итак, вместо того, чтобы смотреть телевизор, можно:

  • Читать.

Вслух детям, с ними же — по ролям или лично для себя. Это полезно.

  • Играть.

В настольные игры. С детьми или друзьями. Обычные бродилки из журналов или яркие головоломки.
 


Многообразие настольных игр сейчас впечатляет. А если по какой-то причине вы не можете себе позволить покупку игр – сделайте их сами. Дети — отличные фантазеры. Это здОрово.

  • Мастерить.

В нормальном доме с юными крушителями всегда есть, что починить или усовершенствовать. Семейный подряд нашей семьи таков: папа с сыном делают полочку, мама с дочкой эту полочку декупажат. А еще мы делаем свечи.
 

Руководит свечным заводиком папа, но дети охотно участвуют в выборе формы, цвета и содержания. Свечи важная часть нашего дома, ведь мы обожаем…

  • Ужинать при свечах.

Устраивать маленькие праздники – наша регулярная семейная традиция. Поводов для них превеликое множество: ласковое солнышко, хорошая оценка в школе, удачный день на работе, первый дождь или просто «а давайте сделаем сегодня праздник».
 


Пусть приятным сопровождением трапезы будет не гул телевизора, а разговоры. Это важно.

  • Заниматься спортом.

Честно скажу, обычно наши совместные занятия спортом превращаются в дурку под названием «смерть соседям». Танцы. Музыка. Бешеные скачки. Но, вместе с тем, это время, которая вся семья проводит активно и вместе. Это здорОво.

  • Кататься на велосипедах.

Нам повезло жить возле леса, поэтому прогулка на велосипедах, как правило, совмещается со скромным ужином у маленького костра. Недавно в 10 км от дома мы нашли небольшую ферму с лошадьми, овцами, козами и прочими «ами».
 

Теперь регулярно мы ездим кормить лошадей. Они встречают нас уже издалека дружным ржанием. И это гораздо ценнее мелькающих картинок пусть даже познавательных передач. Это радует.

  • Разговаривать.

Обсуждать. Делиться впечатлениями. Слушать и слышать. Это бесценно.

  • Заниматься сексом.

Отправить детей на улицу, или усадить за игры дома (мультфильмы тоже допускаются) и не ждать ночи. Позволить себе неторопливый, качественный секс. Это кайф.

  • Смотреть кино или мультфильмы.

А почему нет? То, что выбрано на семейном совете, а не навязано эфиром. Без перерывов на рекламу. Без неожиданных сцен (если рядом дети). Это объединяет.

  • Делать уборку.

Если каждый день ставить перед собой маленькую «задачу чистоты», к концу недели вы получите свободные от быта выходные. Это практично.

  • Научиться танцевать.

Проверить уроки. Отобрать, наконец, фото для печати. Разгадать кроссворд. Ответить на вопросы «почемучек». Встретиться с друзьями. Сделать маску для волос. Испечь пирог. Прогуляться по улице. Позвонить родителям….


Да все, что угодно. Это и есть жизнь. Реальная. Наполненная действием, а не ленью. Состоящая из живых, лично ваших, а не чьих-то, эмоций. Настоящая.

Ну же, попробуйте ей на вкус! Уверена, вам понравится!

Екатерина Гринцевич
с пожеланием свободы от зависимостей


Уважаемые читатели! Какой вы представляете жизнь без телевизора? Нужен ли вообще телевизор в современном обществе, ведь сейчас все можно посмотреть в интернете? Телевизор для детей — вред или польза? Ждем ваши ответы в комментариях!

Источник

Сейчас практически у всех есть этот «зомби ящик», мы же не хотим что бы он был в нашем доме, не будет ли ребенок чувствовать себя не полноценно если у нас его нет, а у его сверстников есть?

Леноч­кин
[69.4K]

4 года назад

У вас устаревшая информация. Сейчас половина детей даже не знают, что такое телевизор, и зачем вообще нужны эти ящики, в которых нельзя выбрать, что смотреть, нельзя поставить трансляцию на паузу, и еще какая-то реклама постоянно мешает.

У меня дети выросли без телевизора. И даже когда в их комнате совершенно случайно оказался такой ящик, интереса он у них уже не вызвал. Включили пару раз, и забыли о нем.

У них есть планшеты, у каждого. И дети выбирают, что им смотреть, а мы, родители, имеем возможность контролировать это даже пассивным образом. И пока выбор детей нам нравится.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Kssen­ia691­3
[12.7K]

4 года назад

К сожалению, в моем окружении нет ни одной семьи, у кого нет телевизора в доме. Лично я стараюсь как можно реже включать телевизор, когда сынок не спит. Играем с ним (ему 7 месяцев). Он любит рассматривать игрушки, пробую знакомит его с книжками. В общем, думаю, что можно обойтись и без телевизора в воспитании малыша. Ребенку нужно живое общение, а не мультфильмы (и это в лучшем случае). Сейчас столько гадостей по телевидению показывают, а это может неблагоприятно отразиться на его психике.

Полностью исключить телевизор из нашей жизни пока не получится — муж смотрит, когда приходит с работы. Ну а я буду стараться минимизировать влияние «ящика» на моего ребенка.

Cappu­chink­a
[106K]

4 года назад

Я бы наверное ответила на этот вопрос Можно.Но, нужно ли. Конечно же мы в своё время росли практически без него. Всё что мы видели, это «Спокойной ночи малыши» перед сном или Мультфильмы Уолт Дисней по выходным. Но это было наше время, которое прошло.

Конечно же современное телевидение, точнее то что показывают по ящику, совсем не обязательно, да и не нужно видеть ребёнку, но можно выбирать. Что показывать, а что нет.

Конечно будет лучше, если вы будете заниматься и развивать малыша, давать ему ту информацию, которая необходима. Но, в современном обществе без того же телевизора не обойтись. Хоть и по нему показывают мало полезного.

Showt­ime
[148K]

4 года назад

Не делайте этого!

Я так понимаю интернета у него тоже не будет.

Он будет чувствовать себя полным аутсайдером,не сможет обсудить с друзьями последний клип Эминема или Ники Минаж,посмотреть сериал «Сверхъестественное» или еще чего-то там.

А потом возненавидит вас за это.

Или же будет пропадать пропадом у друзей,чтобы просто посмотреть телек или поиграть на планшете,когда вы не видите.

Или будет к бабушке телек смотреть бегать и оставаться у нее на ночь из-за этого.

Он вообще может стать чокнутым телеманом,несмотря на век компьютеров.

Вы понимаете хоть,что человеческая психика устроена таким образом,что чем больше запрещают,тем больше этого хочется.

Да и когда смотреть телек,если не в детстве?

Взрослым-то некогда,они только новости смотрят,в основном.

Меня поражает,когда родители сами,своими собственными руками,делают из своего чада заранее неполноправного члена общества,а потом удивляются,что у них вырос человек дождя.

Альте­ра
[160K]

4 года назад

Да, конечно, можно. Но это крайность, как мне кажется, либо от бессилия либо от нежелания иметь проблемы:т.е. нет телевизора-нет проблемы, хотя можно иметь телевизор, разрешать ребёнку его смотреть с определённого возраста и ограниченное время,и только то, что ребёнку подходит по возрасту либо по каким-то другим принципам. А не иметь телевизора вообще — это проще, но это потом всё равно придётся объяснять ребёнку: почему у других есть, а у вас-нет, почему вообще его нельзя смотреть и т.д.Вы готовы это объяснить, когда придёт время?

Если ножом можно порезаться, то давайте тогда не будем иметь в доме ножи и ломать хлеб руками…понимаете, о чём я?

Наличие телевизора дома в понятии «коробка с говорящими человечками» — не обязательно. Но тогда информационный/познавательный/развлекательный поток нужно провести еще откуда-то, например, из интернета. Если ребенок будет получать всю информацию, что и его (ее) сверстники, то будет все-равно, есть дома «зомбо-ящик» или нет. Он(а) всегда скажет, что смотрит это же на планшете, например. В таком случае, чувства неполноценности не будет.

Но в таком случае ребенок будет лишен трепетного ожидания какого-то мультфильма, который будет показан по определенному каналу в определенное время, ну или передача.

У нас есть и телевизор, и доступ к интернету, но ребенок просматривает разные вещи на телевизоре и планшете.

Попробуйте обойтись без него, если уж у Вас такой уклад жизни. Но следите за ребенком, и не пропустите сигналы, что телевизор понадобился — уж они-то сейчас не в дефиците.

Rusla­n M
[5.5K]

4 года назад

Скорее всего телевизор должен быть дома, и ребенок также как и все может просматривать передачи. Тут важно то, что именно ребенок будет смотреть и как понимать. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за тем, что просматривает ребенок, советовать «правильные» передачи (заинтересовывать ребенка такими передачами), и ограничивать от тех передач, которые могут отрицательно воздействовать (но не путем запрещения, а путем объяснений почему эти передачи не желательно смотреть).

В телевизионных передачах не все плохо, существует огромное количество познавательных и развивающих программ.

Главное уделять достаточно времени ребенку и «фильтровать» передачи.

Если нет в доме ни телевизора, ни компьютера, то ребенок в школьные годы будет чувствовать себя ущемленным, просто потому, что у него нет того, что есть у всех остальных. Можно без телевизора, но с интернетом. Включать хорошие развивающие мульты: фиксики, новаторы, пин код. Мой сын в 3 года с увлечением смотрит фильмы ВВС о динозаврах, нашей планете, и прочие. Это должно быть, и общаться с интернетом надо учить, просто дозировано и правильно, тогда все будет Ок. Иначе ребенок будет видеть в этом запретный плод и бегать к друзьям посмотреть телек, и там вы уже не сможете этого контролировать.

Iva-n
[18.5K]

4 года назад

В принципе можно, конечно. Но страдания ребенку (изнывания от жажды телевизора) обеспечены, когда он узнает что у всех есть, и только он один белая ворона. Рано или поздно он побывает у друзей и всё увидит, будет жаждеть еще. А потом, когда вырастит и ему никто не сможет запретить — купит себе телевизор и будет смотреть тупеть сутками, восполняя детские мечты.

И еще. А как же мультфильмы? Как без них, чем развлекать будете?

Чтобы не чувствовал себя неполноценно, нужно будет проявить очень много заботы и работы по поводу времяпровождения и других интересных занятий ребенка, чтобы он не скучал. Не всем это под силу. А некоторые, чтобы было проще, вообще загружают ребенка работой так, что на отдых не остается времени вообще ни одного часа. Ну, это думается даже гораздо хуже, чем телевизор. Воспитание раба труда, у которого нет личной жизни.

Чтобы найти какой то компромисс, и не впадать в крайности как с виду очень странные люди, я предлагаю такое решение. Исключить полностью телевидение, но не телевизор. Телевизор как монитор можно использовать, совместно с каким либо медиаплеером для показа в удобное вам время, хороших фильмов, мультиков и т.п. Это нужно. Правда нужно. Для психологического развития ребенка, ему важно смотреть какие либо фильмы, мультфильмы, где разыгрываются различные жизненные ситуации и их проживание. (В былое время сама жизнь учила, но сейчас в крупных городах это стало почти невозможно.) Но вы решаете сами, что увидит ребенок, и когда. Если есть изначально жесткое правило что не более одного фильма в неделю, значит так оно и будет. Крайности — это плохо. Истина всегда где-то посередине.

Я думаю не стоит этого делать. Надо поставить ограничения по времени просмотра телевизора. Когда ребенок подрастет, у Вас начнутся проблемы.

Когда моя дочка ходила в школу, ей было до 10 лет, мы не разрешали ей пользоваться интернетом. Она очень страдала из-за этого. Постоянно общаясь со сверстниками, она чувствовала себя ущемленной. Пришлось разрешить, на пару часов в день.

Это мое мнение, решение за Вами.

worke­r2312
[14K]

4 года назад

Можно, но зачем. Телевизор можно иметь дома. Это не значит, что он должен быть включенным 24 часа в сутки. Все хорошо в меру. В просмотре телевизора также есть плюсы. Ребенок будет чувствовать себя не очень радостно, если у вас нет телевизора.

Ester­ase
[6.9K]

4 года назад

Сейчас во многих семьях нет т телевизора. У нас тоже нет. Прекрасно ребёнок растет без него.

Знаете ответ?

Источник