Щелованова развитие и воспитание ребенка

Прочитала очень интересную книгу(пособие), очень много информации, буду с вами делиться, посвящается

основоположнику педагогики раннего детства Нине Михайловне Аксариной. Книга написана ее учениками.

«Надо понимать движения детского сердца» В.А. Сухомлинский.

Под ее руководством в течение многих лет разрабатывались основы педагогики раннего детства. Авторский коллектив использовал ставшие уже классическими исследования Н.М. Щелованова, Н.Ф. Ладыгиной, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, К.Д. Губерт, а также многочисленные современные разработки. Создавая этот труд, авторы стремились передать читателям свои глубокие знания и бесценный опыт.

Авторы убеждают своих учителей – каждый малыш должен быть здоров. И в книге очень много места отводится описанию особенностей развития детей и основных технологий их оздоровления. Каждый дошкольник должен получить от взрослых все – ласку, внимание, заботу; мы обязаны воспитать его хорошим и трудолюбивым, умным и знающим.

В последние годы выходит много книг, посвященных сохранению и укреплению здоровья ребенка, основам его психологии, обучению и воспитанию малышей. Среди этих изданий неизменно выделяется переводная литература, однако в ней редко учитываются особенности работы детских дошкольных учреждений, их уклад и многолетний опыт. Все это, к сожалению, ограничивает использование ряда весьма интересных рекомендаций либо налагает серьезные ограничения на их практическое применение.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

В чем они заключаются?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)

Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

Читайте также:  Этапы развития познавательной деятельности ребенка

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или иной функции.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Н.М. Щелованов установил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Выявлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.

3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются и не всегда постоянны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, в беседе с родителями, в общении с ребенком еще до его прихода в дошкольное учреждение. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Например, ребенок привык дома спать с пустышкой, и на первых порах отучать его не следует. Но воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно готовить малыша к отвыканию: рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.

Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны. В одном случае у ребенка не формируются умения и навыки, необходимые для жизни, в другом малыш бывает вынужден себя специально сдерживать, что для него составляет большой труд. Как же поступать в общении с детьми раннего возраста? Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т. п. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.

Читайте также:  Комплексная диагностика физического развития ребенка

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – ребенок охотно подчиняется.

В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности: когда не удовлетворяется двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении могут происходить и в результате того, что своевременно не удовлетворены органические потребности, – неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, отправления гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения. Продолжение следует…»

Источник

В России педагогическая мысль как самостоятельная область начала развиваться в XX веке в связи с влиянием общества на государственность, осознанием культурных ценностей, ставя при этом определенные задачи и цели. История становления педагогики раннего детства неразрывно связана с развитием семейного и общественного воспитания детей, с историческими процессами, культурой, наследием, сложившимся в структуре образования. Российское обучение имело много сходства с обучением в других странах, сохраняя свои традиции.

Проблеме воспитания и развития ребенка в раннем возрасте все чаще отводилось все больше внимания в семьях в системе образования, ставя в приоритет дошкольный возраст как основной этап образования, благодаря чему открылись первые дошкольные образовательные учреждения. Заметное влияние на систему, воспитания и развития раннего детства оказали научные труды и работы таких отечественных выдающихся педагогов, философов как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С Макаренко, В.А Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова и др.

К предпосылкам становления педагогики раннего детства можно отнести развитие взглядов на воспитание детей раннего возраста в дореволюционной России. Они были представлены с XVI века в виде различных поучениях и наставлениях, которые ориентировались на православное христианство. В качестве примера одного из таких наставлений хочется выделить анонимный сводный рукописный литературный памятник, в котором были изложены правила о воспитания детей в «страхе божием», применяя наказания за провинности. В Домострое было четкое разделение по иерархии между членами семьи. Глава семьи должен был заботиться о детях, воспитывать их в строгости и учить относится ко взрослым с уважением и почтением. Древнерусское воспитание гласило о том, что родители должны были учить ребенка трудолюбию и труду, бережному отношению к предметам быта, проявлять аккуратность и найсточивость.

Появление гуманистических идей во вкладах отечественных педагогов и просветителей появились во второй половине XVII веке, которые отразились в труде Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». В книге изложены мысли о важности и необходимости религиозно воспитания, гуманного отношения к детям, правила поведения детей в обществе и важность игровой деятельности детей для развития ловкости, ума, нравственных качеств и силы.

Влияние западноевропейских мыслей в российском образовании и жизни появилось в XVIII веке. В документе «Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества», написанное И.И. Бецким, была изложена программа по воспитанию детей в зависимости от их возрастной группы. Так, в документе указывались задачи по режиму дня, которые включали в себя время сна, питание, закаливание, развитие движений, проведение игр и занятий. Хотелось бы отметить, что Бецкой являлся одним из сторонников гуманного отношения к детям, призывая уважать личность ребенка и воспитывать даже тех, кого бросили родители.

К идеям гуманного отношения к детям можно отнести труды В.Ф. Одоевского, который придавал важное значение к организации воспитательной работы с детьми и личным качествам воспитателей, которые работали в детских приютах с маленькими детьми. Он считал, что при выборе воспитателя следует проводить тщательный отбор, обращая внимание на душевные качества, отношение к детям.

Читайте также:  Понятие умственное развитие ребенка

В XIX веке в педагогике раннего детства появились ряд общественных деятелей и педагогов, которые внесли свой вклад в ее развитие. Одним из таких основоположников был К.Д. Ушинский. Он выделял, что важнейшим фактором различия в процессе и структуре воспитания детей в разных странах является исторический процесс и становление культуры.

В научной статье «О народности в общественном воспитании» Константин Дмитриевич анализирует воспитание в народном духе и пишет о тех чертах, которые под влиянием истории сложились у различных народов. Ушинский доказал, что система воспитания, которая построена в соответствии с народом, развивает в детях ценные психологические, нравственные и моральные качества, к которым относятся любовь к родине, культуре, труду. Важность изучения родного языка и элементы родной культуры, произведений устного народного творчеств, по мнению Ушинского, являлось в приоритете воспитания и обучения детей.

Родной язык, как отмечал Ушинский, является не только летописью всей многовековой народной жизни, но и наставником, который помогает усваивать обществу плоды предшествовавших поколений. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».

К. Д. Ушинский считал, что становление речи у ребенка возникает именно в период раннего возраста, благодаря которому мозг развивается интенсивнее и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Идеи Ушинского об особенно­стях психического развития детей, о роли активности и дея­тельности в раннем возрасте легли в основу всех последую­щих отечественных педагогических концепций.

Аделаида Семеновна Симонович была русским педагогом и основательницей первого детского сада в России, которое было открыто вместе с ее мужем в Санкт-Петербурге в 1866 году. Сама же она называла себя «садовницей». В течение долго времени, наблюдая за тем, как играют дети в детском саду, Симонович сделала вывод: дошкольное учреждение должно иметь достаточно разных игрушек, материалов и вещей для детской деятельности, приучая ребенка с раннего возраста к дружелюбию, уступчивости и взаимопомощи.

По мнению педагога дети раннего возраста должны были получать воспитание в семье, где с ними занимаются родители и активно принимают участие в его развитии.

Значительный вклад в развитие педагогики раннего возраста внесла Е. И. Тихеева. Она считала, что развитие ребенка в первые годы его жизни должно происходить с помощью расширения его представлений о мире. В своей книге

«Развитие речи дошкольника» Тихеева выделяла важность роли семьи речевого воспитания ребенка. Она считала, что важной ролью для развития речи детей раннего возраста играет правильная речь взрослых и их пример.

Первые частные дошкольные учреждения – ясли, предназначенные для воспитания детей от двух месяцев до трех лет, были организованы в 1872 году в городе Туле матерью русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева. В 1913 году в России насчитывалось 19 постоянных яслей. После революции 1917 годы в России организация детских яслей стала общегосударственной задачей.

Продолжением в развитии и становлении педагогики раннего детства в XX веке становится собрание Совета народных комиссаров в октябре 1917 года, который издает декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В самом первом документе по дошкольному образованию было отмечено, что «общественное воспитание должно начинаться с первого дня рождения». В декабре 1917 г. был создан Отдел охраны материнства и младенчества.

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитания, который открылся 1 декабря 1928 года обсуждались вопросы о воспитании детей дошкольного возраста, задачи и цели в сфере дошкольной работы, способы составления программы с целью взаимосвязи дошкольных образовательных учреждений и школы, место и роль игровой деятельности и трудовой в дошкольных учреждениях. Помимо этого рассматривался вопрос об обучении детей с первого года жизни из-за разных мнений педагогов. Так, одни педагоги придерживались теории саморазвития, по которой педагоги должны были начать заниматься с детьми только после двух лет. Другие считали, что в занятия следует включать дозирования времени игры и количество игрушек.

В 20-40х годах XX века началось глубокое изучение психического развития детей раннего возраста. Лев Семенович Выготский является основоположником русской специальной психологии, которую он связал в с педагогикой. Он считал, что для ребенка раннего возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начало ситуации разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого. Восприятие, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим новообразованием раннего детства.

Выготский отмечал особенности обучения ребенка в возрасте до трех лет, обуславливая это тем, что в возрасте 1,5 и 3 года ребенок учится речи по своей программе. На каждой стадии длительность этапа является разной в связи с окружающей его средой и носителями. Он называл этот принцип обучения спонтанным. Таким образом, Выготский отметил сроки обучения, при котором процесс будет являться максимально оптимальным и благоприятным.

Л.С. Выготский описал симптомы характеристик кризиса 3-х лет и назвал их кризисом отношений.

В 1938 году комиссией во главе с Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были опубликованы «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца». Этот документ стал первым в педагогической практике, который был направлен на создание единой системы общественного воспитания детей раннего возраста.

В 1939 году был издан учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях» под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. Под их же руководством была разработана теория педагогики раннего детства. В последующие годы постепенно осуществлялись принципы всестороннего развития детей, их обучение и воспитания в раннем возраст – то есть до трех лет в яслях и домах ребенка.

Источник