Этапы развития познавательной деятельности ребенка

Этапы развития познавательной деятельности ребенка thumbnail

Ольга Булатова
Этапы познавательного развития

Вы говорите: дети меня утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаём, а от того,

что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть.

Януш Корчак

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей —способность к познанию.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательныхинтересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю«. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень — более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

— знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

— установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

— удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

— формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир — это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познанияи преобразования мира через освоение умений:

— постановка цепи и планирование;

— прогнозирование возможных эффектов действия;

— контроль за выполнением действий;

— оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

Читайте также:  Начальное развитие ребенка в утробе

Два основных фактора определяют познавательнуюдеятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы, отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывательные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Источник

10 февраля 2016г.

Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Проблема познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

Развитие личности  осуществляется как присвоение ребенком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познава- тельных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В своё время И.М. Сеченов говорил о «прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь» [1]. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок  знакомится с качествами предметов, уста- навливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

В настоящее время проблема формирования познавательной активности дошкольников недостаточно хорошо разработана. В связи с этим следует выделить противоречие между необходимостью внедрения инновационных методик, технологий формирования познавательной активности дошкольников в образовательный процесс ДОУ и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного воспитания.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [2].

Необходимо остановиться на более подробной характеристике этапов процесса познания детьми окружающей действительности.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности» [3]. Ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу [3].

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности [4].

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно- образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Читайте также:  Взаимосвязь развития мышления и речи ребенка

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности: используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей [5].

Следующий этап познания характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Как отмечает В.Т. Кудрявцев, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу [10].

Для эффективного формирования познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные, активные, оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности.

На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь с взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятии. На занятиях, в непосредственно образовательной деятельности уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Список литературы

1.     Тренкина, Е.А. ФГОС дошкольного образования в поисковой активности детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Тренкина // Начальная школа плюс до и после: науч. — метод. и психолого — пед. журн. — 2013. — № 12. — С. 56-59.

2.     Киселева, Г.М. Интеллектуально-познавательная деятельность дошкольников [Текст]: учеб. пособие для бакалавров педагогики / Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск : ШГПИ, 2012. — 114 с.

3.     Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев; под ред. Е.Е. Соколовой. – М.: Академия, 2000. – 509 с.

4.     Нефёдова, А.Н. К вопросу о познавательной активности дошкольника: понятийный аспект [Текст] / А.Н. Нефёдова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого- педагогического обеспечения становления личности: материалы междунар. науч.- практ. конф., 28 нояб. 2008 г. — Шадринск, 2008. — С. 204-208.

5.     Нисканен, Л.Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Л.Г. Нисканен // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения: журн. для занятий с детьми. — 2013. — № 4. — С. 11-18.

Источник

Познавательная деятельность дошкольников направлена на постижение всего, что еще остается неизведанным для них. Многое из того, что окружает людей, в детстве кажется непонятным и загадочным. Дети с высокой познавательной активностью не ждут, пока им все детально объяснят взрослые. Они предпринимают шаги, чтобы сделать собственные открытия и расширить представления о мире. 

Как проявляется познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Детский организм по своей природе стремится к активности и действиям. Уже в ранние годы проявляется ориентировочный рефлекс, который заключается в стремлении узнать «Что это такое?». Формируется потребность понять и «присвоить знание» (как формулирует психологическая наука).

Познаем мир

В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему миру. Дошкольника интересуют причинно-следственные связи. Появляются многочисленные вопросы о закономерностях природных явлений, об окружающих предметах, о технических устройствах, об отношениях людей.

Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие. Этот процесс становится осмысленным, интеллектуальным. Восприятие превращается в познавательную деятельность с конкретными целями и способами получения результата. Дошкольник хочет разобраться, как действует механическая игрушка. Его интересует, как из семечка появляется росток. Ребенок стремится самостоятельно проверить, сколько апельсинов требуется для одного стакана сока. Чтобы получить ответы на подобные вопросы, дети действуют.

Познавательно исследовательская деятельность развивает интеллектуальные чувства. Ребенок испытывает радость от того, что удалось разобраться в так озадачивающем его вопросе, удивление при узнавании нового, изумление от неожиданного открытия, азарт в стремлении решить задачу.

Методы и приемы познания

Тяга к познанию организует ребенка. Познавательный интерес, необходимость что-то узнать требуют поставить цель и подчинить ей свои действия. Нужно проявлять организованность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Деятельность, направленная на открытия и получение знаний, связана с произвольностью психических процессов.

Многое дает дошкольнику познавательное общение с взрослыми. Любознательные малыши сыплют вопросами. Это самый простой способ расширить свою осведомленность. В общении со взрослым решаются познавательные задачи, но этот прием получить готовые знания не дает того осознания, в котором нуждается ребенок. Поэтому дошкольники ищут другие методы почерпнуть информацию.

Читайте также:  Дошкольный возраст деятельность и ее роль в развитии ребенка

Экспериментирование

Эта форма познавательной активности направлена на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или явления. Идея в буквальном смысле «добыть» знания принадлежит самому ребенку. Он самостоятельно, без участия взрослого, ставит перед собой задачу и находит средства для ее решения.

Экспериментирование

Детское экспериментирование необычайно гибкое. Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы. Может ли плавать ботинок, получится ли есть суп вилкой, как рисует мамина помада – подобные вопросы не терпят сухих ответов. Дети предпочитают самостоятельно получать ответы на подобные вопросы с помощью эксперимента.

В экспериментировании неизбежны пробы. Не получилось так, нужно проверить иначе. Дошкольник в этом отношении поступает гораздо правильнее, чем взрослый. Он не боится делать ошибки, а повторяет свой эксперимент, сделав выводы и изменив условия. «Ботинок утонул, листочек плавает. А как тапки?».

При проведении самостоятельных экспериментов дети учатся высказывать предположения и оригинальные суждения, анализировать связь между причиной и следствием, развивают логическое мышление.

Поисково исследовательская деятельность

Когда вопрос становится средством самостоятельного познания, включается исследовательская активность дошкольников. Шестилетние дети, читая и рассматривая всевозможные детские энциклопедии или наблюдая за различными явлениями жизни, формулируют поисковые вопросы. И активно включаются в поиск ответов.

Поисково исследовательская деятельность хорошо структурирована и состоит из нескольких шагов:

  • Формулировка гипотезы
  • Выбор средств получения ответа
  • Собственно действия
  • Соотнесение результата с гипотетическим предположением
  • Заключительный вывод

Озадачившись вопросом, могли бы в настоящее время существовать динозавры, дошкольник начинает выяснять, в какое время они жили на нашей планете, чем питались, почему исчезли. Выдвигает свои гипотезы относительно существования в современных условиях, ищет аргументы за и против.

Игровые действия и технологии

Так как дошкольник большую часть времени проводит в игре, познавательная деятельность пронизывает игровые сюжеты и действия. Игра выступает как наглядная модель отношений в обществе и дает множество информации ребенку.

Этапы развития познавательной деятельности ребенка

С одной стороны, дошкольник усваивает важные знания, выполняя различные роли. Но с другой стороны, игры часто создаются как иллюстрация познавательного процесса.

Заинтересовало детей взвешивание при помощи гирек, они включают этот элемент в свой сюжет. Освоили действие циркуля – чертят круги для новой игры.

В настоящее время многие системы знаний, предназначенные для дошкольников, подаются в форме игровых технологий. Такая подача понятна и привычна ребенку, и зарекомендовала себя как эффективная учебно-познавательная деятельность дошкольников.

Этапы развития познавательно исследовательской деятельности дошкольников

Попытаемся выделить этапы формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Очевидно, что склонность к обследованиям и экспериментам ради приобретения знаний появляется не в одночасье, а развивается постепенно.

  1. Первые попытки целенаправленной исследовательской деятельности проявляются у 3-летних детей. К этому возрасту ребенку уже удается удерживать цель, а не просто манипулировать предметами. Например, не сыпать песок совочком в ведерко ради самого действия, а наполнить его доверху и высыпать в другом месте. Если действия по какой-то причине неуспешны, то малыш не отказывается от своей задумки и настойчиво повторяет.
  2. Следующий этап связан с формированием умения более тщательно обследовать объекты. Внимательное рассматривание, выделение составляющих деталей, внимание к форме и размерам дают возможность 3-4 летнему ребенку заметить что-то новое, открыть неожиданно для себя важные свойства и связи. Например, дошкольник видел раньше божью коровку только на картинке, а на прогулке заметил насекомое на траве. Малыш с интересом рассматривает яркую букашку, наблюдает, как она перемещается по листочку… Но тут божья коровка раскрывает крылышки и взлетает, чем невероятно удивляет юного исследователя. Состоялось настоящее открытие для малыша, и новые знания прочно укрепились в его сознании.
  3. В 4-5 лет познавательная деятельность не ограничивается простыми действиями, наблюдением и вопросами, а дополняется экспериментированием, которое предваряется простейшим анализом. Основной мотив заключается в получении новых знаний, а для этого нужно осознанно поставить цель, выполнить познавательную задачу, да еще и соотнести полученный результат с намерениями. Полученные в самостоятельном эксперименте сведения являются только предположительно истинными. Ребенок это чувствует, поэтому старается найти подтверждение в ответах взрослого.
  4. Высший уровень представлен собственно познавательно исследовательской деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Главные характеристики этого этапа: ребенок овладевает конкретной и точной постановкой вопроса, требующего прояснения, а также формулирует гипотезы, какой возможен ответ. Он способен предложить новые идеи для решения поставленной задачи.

Стимулирование потребности в познании у дошкольников

Все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в чутком сопровождении со стороны родителей и воспитателей. Особенно причастность взрослого наполнит содержанием и направит в безопасное русло познавательную активность детей. Организация познавательной деятельности дошкольников заключается и в том, чтобы пробуждать интерес к новым знаниям.

Вопросы у ребенка рождаются, когда появляется противоречие между тем, что он уже знает, и появлением неких особенных фактов. Скажите малышу, восхищенно разглядывающему бабочку, что это красивое насекомое образовалось из гусеницы, и этот вопрос будет подниматься ребенком несколько лет. До тех пор, пока сложная природная метаморфоза не уложится в детское сознание.

Также дошкольник обязательно обращается к взрослому, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода в отношении новых знаний. Многое еще недоступно пониманию ребенка, и он нуждается в помощи старших компетентных людей.

Источник