Самообразование сенсомоторное развитие ребенка
План самообразования
воспитателя 1 квалификационной категории
Мингазовой Галины Владимировны
2018- 2023 гг.
Личная карта
Ф.И.О. воспитателя: Мингазова Галина Владимировна
Дата рождения:10. 01. 1963 г.
Образование (когда и какое учебное заведение закончил): 1989год, Бугульминское педагогическое училище
Специальность по диплому: «Воспитатель в дошкольных учреждениях»
Место работы: МБДОУ «Детский сад №17 г. Лениногорска»
Занимаемая должность: воспитатель
Дата назначения на должность: 20 . 02. 1984 г.
Общий трудовой стаж: 36 года
Педагогический стаж: 34 года
Квалификационная категория, дата присвоения: первая, декабрь 2012 года
Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации, тема «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в объёме 72 часа, с «02» марта 2015г. по «13» марта 2015г. в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Тема самообразования:
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»
Цель:
Всестороннее развитие сенсомоторных способностей через занятия продуктивными видами деятельности .
Задачи:
1.Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
3.Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Участники :
Дети
Родители
Педагоги
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Актуальность:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развитие в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Работая много лет в детском саду я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме и поставила перед собой следующие задачи:
— создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
— формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Предполагаемый результат:
1. Увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей.
2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.
3. Умение анализировать поделку.
4. Разовьется поисковая свои работы.
5. Формирование положительного отношения к труду.
6. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов
7. Способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность;
8.развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
9.формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Система
мероприятий
Задачи
Способы реализации
Сроки
I этап– подготовительный
Подготовительные мероприятия
1.Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня развития сенсомоторных способностей детей 3-7 лет.
3.Разработка перспективного плана работы.
4.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Картотека методической литературы
Перспективный план на 2018-2019 учебный год.
Сообщение на ПС или МС.
Изготовление картотеки «Дидактические игр по сенсорному развитию».
Оформление конспектов ОД.
2018 – 2019 гг.
II этап – практический
1 блок – работа с детьми
Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.
Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.
Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.
Знакомство детей с «барельефом»
Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.
Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.
Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.
Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».
Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.
2019 -2020 уч.г.
блок – работа с родителями
1.Предварительная работа
2.Повышение педагогической культуры родителей
3.«Успехи детей»
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию сенсомоторных способностей детей через систему занятий продуктивными видами деятельности.
Показ достижений детей.
Анкетирование,
беседы
Консультации и беседы
«День открытых дверей»
В течение всего периода
2 раза в год
3 блок – работа с педагогами
1. Выступления на педагогическом совете
2.Выступления на МО
Повышение общей культуры педагогического коллектива
Обобщение опыта работы
Доклады,
презентации
Доклады, «Мастер-класс»
Консультации: «Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности»,
«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»
(Из опыта работы)
В течение всего периода
В течение всего периода
III этап – итоговый:
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов.
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития сенсомоторных способностей детей.
Семинары, взаимопосещения,
обмен опытом.
В конце каждого учебного года
Выводы:
Без развития сенсомоторных способностей через систему занятий продуктивными видами деятельности невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.
1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.
2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.
4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Список литературы:
1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.
2.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.
3.ИЗО деятельность в детском саду. И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир»,Москва,2017 г.
4.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов./ — Ярославль : «Академия развития», 1998.
5.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
6.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г
7.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.
8.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г
9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г
Источник
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период (2013-2018 годы)
воспитателя
Каримовой Раушании Нисбатовны
Структура плана
Тема по самообразованию: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»
1.Цели профессионального развития
2. Изучение психолого-педагогической литературы
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
5. Участие в системе методической работы детского сада
6. Обучение на курсах повышения квалификации
1.Цели профессионального развития
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; качества учебного и воспитательного процессов; обеспечение условий для развития сенсомоторных навыков дошкольников.
Задачи.
Изучить методическую литературу по данному направлению работы.
Создать методическое обеспечение для реализации поставленной цели.
Обогащать сенсомоторный опыт детей, стимулировать познавательную активность.
Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов.
Обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей и педагогов в вопросах сенсомоторного развития детей посредством практической деятельности:
— совместная практическая деятельность, наглядная агитация по вопросам сенсомоторного развития (стенды, памятки, газеты, выставки), посещение родителями занятий, обогащение литературы по сенсомоторному воспитанию детей, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом.
Проводить самоанализ и самооценку собственных занятий.
2. Изучение психолого-педагогической литературы
2013-2014
учебный год
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988 г.;
Журналы «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»
Аннотации к прочитанным книгам
2
2014-2015 учебный год
«Сенсомоторное развитие детей младшей группы»
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
Н. Н. Поддьяков «Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», 2001 г.
Аннотации к прочитанным книгам
3
2015-2016
учебный год
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» / Под ред. Л. А. Венгера, 2008; Сост. Т.В. Галанова;
«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития», 1998 г.
Аннотации к прочитанным книгам
4
2016-2017
учебный год
«Сенсорное воспитание детей через нетрадиционные техники рисования»
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Аннотации к прочитанным книгам
2017-2018 учебный год
Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Издательство: Просвещение, 1990 г.;
В.В.Воскобович, Л.С.Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича», ТЦ «Сфера», 2015 г.;
Е. Потапова. Радость познания . — Москва: «Просвещение», 1990 г.
Журналы «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»
Аннотации к прочитанным книгам
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Календарно – тематическое планирование
2013-2014 учебный год
2
«Сенсорное развитие детей младшей группы»
Реферат
1
«Предметно-развивающая среда как условие сенсорного развития детей младшего возраста»
Создание сенсомоторного уголка
Создание картотеки игр по сенсорному развитию
2014-2015 учебный год
2
«Сенсорный куб», «Сенсорные подушки», «Тактильная панель» и т.д.
Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий в рамках смотр-конкурса «Развивающая среда группы»
3
«Сенсорное воспитание детей младшего возраста»
Консультация для родителей
4
«Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Буклет для родителей
1
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Обновление дидактических игр в сенсомоторном уголке, создать картотеку дидактических игр по сенсомоторному развитию
2015-2016 учебный год
2
«Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»
Консультация для родителей
3
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Анкетирование родителей
5
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста 5при помощи игр с крупой»
Фоторепортаж
1
«Нетрадиционные техники рисования»
Картотека техник нетрадиционного рисования
2016-2017 учебный год
2
«Радуга красок»
Работа над авторской программой для кружка по нетрадиционному рисованию
3
«Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования»
Консультация для родителей
4
«Рисую вместе с мамой»
Мастер-класс для родителей
5
«Чудеса своими руками!»
Конкурс новогодних открыток в нетрадиционной технике
6
«Вот, какие наши мамы!»
Выставка детских рисунков
7
«Рисуем, творим, развиваемся!»
Фоторепортаж
1
«Сенсомоторное воспитание»
Картотека сенсорных игр для старших дошкольников
2017-2018 учебный год
2
«Умным детям — умные игрушки»
Памятка для родителей
3
«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактических игр своими руками
4
«Я познаю
мир сенсорики»
Оформление «Лэпбука»
4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
«Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 2 до 3 лет»
2014-2015 учебный год
Консультация для педагогов
3
«Мои пальцы всё расскажут, всё сумеют, всё 4покажут»
4
«Друзья для цыпленка»
Открытое НОД для педагогов
5
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
2015-2016 учебный год
Консультация для педагогов
6
«Подарки осени»
Открытое НОД для педагогов
«Познавательное развитие»
7
«Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования»
2016-2017 учебный год
Консультация для педагогов
8
«Чтобы каждый ребёнок испытывал радость от рисования»
Консультация для младших воспитателей
9
«Бумажная лаборатория»
Открытый показ ОД с детьми средней группы для педагогов ДОУ
10
«Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности (из опыта работы)
2017-2018 учебный год
Консультация для педагогов
11
«Я познаю мир сенсорики»
Презентация Лэпбука
5. Участие в системе методической работы детского сада
«Современные подходы к организации самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
региональный
Выступление на конференция педагогов ДО
3
«Современные подходы к организации самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
республиканский
Выступление на республиканском семинаре
4
«Лэпбук»
республиканский
Презентация авторской игры по валеологии на республиканском семинаре
6. Обучение на курсах повышения квалификации
Источник