Педагогическая направленность на целостное развитие ребенка

Педагогическая направленность на целостное развитие ребенка thumbnail

По мере вхождения в культуру ребенок осознает себя как личность – общественное существо.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Человека как личность характеризуют следующие признаки:

  • 1. Определенные сформированные социальные качества: такие, как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
  • 2. Уровень психического развития, который позволяет личности управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них считается существенным и главным признаком личности.
  • 3. Противоречивость, выражающаяся в том, что во внутреннем мире личности неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития (А. И. Кочетов).

Кроме того, каждая личность имеет свой опыт социализации и переживания социальных эмоций и чувств, обладает определенными способностями и темпераментом, характером и волевыми качествами, мотивацией и социальными установками. Стержневым компонентом, объединяющим вокруг себя все вышеперечисленные признаки личности, выступает образ себя. Его можно охарактеризовать через представления о том, что ребенок из себя представляет («Я есть» и «Я имею»), умеет («Я могу!») и желает («Я хочу!»), уровень самооценки и самолюбия, притязаний и, наконец, внутреннюю позицию личности к концу старшего дошкольного возраста. Каждая из составляющих Образа себя – результат психологических новообразований на этапе младенческого, раннего и дошкольного возраста, развития личности ребенка. Это результат сто адаптации, социализации и самоутверждения – результат не просто вхождения в социум, а присвоения традиционной для него культуры.

Анализируя данный процесс, необходимо дифференцировать понятия «развитие личности» и «формирование личности».

Под развитием личности понимается процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации и вхождения в человеческую культуру. При этом социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер, но не представляет собой пассивного отражения общественных отношений.

Такое понимание во многом определилось благодаря появлению культурно-исторической теории развития личности. Ее основоположник – Л. С. Выготский – в развитии ребенка наблюдал две переплетенных линии: первая следует путем естественного созревания; вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. При этом вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе исторического развития, выступают системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). В процессе овладения данными вспомогательными средствами у личности происходит становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Личность становится целостной психической системой, которая выполняет определенные функции (и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции): творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Поэтому личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Другой особенностью личности является то, что она формируется с раннего детства в общественных микро- и макроотношениях. Так, В. Н. Мясищев в своей теории личности указал на биосоциопсихологическую природу личности и создал концепцию психологии отношений личности, которая описывала и решала проблемы взаимодействия, общения и взаимоотношений личности в микросоциуме – группе, коллективе. Так, выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через активные действия в социальной среде, преобразование окружающей среды и самой себя в процессе целенаправленной деятельности. Благодаря этому пересекаются линии физического развития и физического воспитания, познавательно-речевого развития и умственного воспитания, художественно-эстетического развития и эстетического воспитания, социально-личностного развития и социально-нравственного воспитания. При этом оказывается, что данный процесс, несмотря на его кажущуюся разрозненность, является целостным, так как движущей силой развития выступают противоречия внутри социальной ситуации развития: между требованиями и ожиданиями общества и потребностями или возможностями самого ребенка. Это противоречие обеспечивает целостность развития личности. В частности, здесь под целостностью развития ученые понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности.

В связи с этим формирование личности отечественные ученые определяют как процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды. По А. Н. Леонтьеву, формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий. Так, на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, ее знаниями и усвоенными нормами поведения. В дальнейшем оно определяется тем, что личность становится не только объектом, по и субъектом воспитания, что особенно ярко наблюдается после проявления кризиса «Я сам» (3 года). Для объяснения данного феномена сегодня используются теории социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и деятельностно-личностного подхода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и др.). Вместе они образуют педагогическую концепцию целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности.

Согласно данной концепции сущность развития и формирования личности заключается в следующем:

  • 1) развитие познавательной сферы;
  • 2) формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, что позволяет ему действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
  • 3) возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, способствующих становлению образа себя и формированию характера;
  • 4) развитие общественной направленности (Л. И. Божович).

Другой особенностью данной педагогической концепции, описывающей возможности педагогического взаимодействия в процессе целостного развития и формирования личности ребенка, выступает концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности, разработанная М. В. Крулехт. Ее диссертационное исследование (1996) посвящено изучению целостного развития дошкольника как субъекта элементарной трудовой деятельности. С точки зрения ученого, целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в деятельности. При этом позиция субъекта рассматривается как «личностное образование, способность применять освоенный социальный опыт для постепенного вхождения в современный мир, приобщения его к ценностям, через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми».

Затем в ряде исследований эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом Н. Ф. Радионовой было выявлено, что развивающий эффект взаимодействия, реализация потенциальных возможностей развития зависит от индивидуально-личностных характеристик взрослого, вступающего в контакт с ребенком, и модели педагогического взаимодействия. Он должен уметь осуществлять развитие познавательной, социально-нравственной, эмоционально-эстетической сфер, двигательной и гигиенической культуры дошкольника в системе самостоятельной деятельности и направленного педагогического влияния. Тогда развитие ребенка можно рассматривать как процесс, включающий увеличение ресурсных возможностей и появление новообразований, связанных с повышением уровня целостности, т.е. с возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир – более структурированным, интегрированным и содержательным (Л. И. Анцыферова, А. С. Арсентьев, Б. С. Братусь и др.). Это возможно только во взаимодействии с педагогом, который позволяет ребенку проявить «надситуативную активность», выйти, как говорит В. А. Петровский, «за пределы себя». При этом «субъект, действуя в направлении реализации исходных отношений его деятельности, выходит за рамки этих отношений, и, в конечном счете, преобразует их». Такая трансформация в развитии теории целостного развития ребенка с личностно-ориентированного образования на личностно-ценностное образование является феноменом современной дошкольной педагогики. Это означает, что данную концепцию, согласно И. Лакатосу, можно отнести к разряду научно-исследовательских программ, способных изменять ход развития науки.

Читайте также:  Диагностика эмоционального развития ребенка тесты

Для того чтобы понять сущность данной концепции в современной интерпретации, остановимся на терминах «личностно-ориентированное образование» и «личностно-ценностное образование» подробнее.

По мнению И. С. Якиманской, у ребенка дошкольного возраста личностно-ориентированное образование должно обеспечивать создание разнообразной по форме и содержанию образовательной среды. Кроме того, необходимым условием она считает развитие индивидуальных способностей ребенка, признание его основной ценностью всего образовательного процесса.

А. В. Петровский полагает главной особенностью концепции выращивание уникального опыта ребенка, заключающегося в индивидуальном видении, чувствовании окружающего мира и формирования активной сопричастности другому человеку. Большое значение приобретает позиция взаимодействия взрослого и ребенка («над», «рядом» или «иод»). Развивая эту идею, в исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой представлена ориентация взрослого на ценности и нормы самих детей, что придает детству статус самооценки, обосновывает пласт «значимостей» с опорой на детскую субкультуру, неизвестную взрослым.

Е. В. Бондаревская тоже считает, что личностно-ориентированная модель образования должна обеспечить развитие личности, поддержку ее индивидуальности. Важной чертой этой модели образования автор считает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение ее самобытности, понимание того, что ребенок имеет собственную жизненную историю, собственное «Я», свой внутренний мир. Поэтому в личностно-ориентированном образовании, по мнению автора, должны находить отражение: природные свойства человека – его здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать, его социальные свойства быть гражданином, семьянином, тружеником, а также его свойства личности, такие как гуманность, духовность. При этом, но мнению Е. В. Бондаревской, основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования является творчество, а развитие этих свойств в единстве и составляет результат личностно-ориентированного образования.

В таком взгляде на процесс воспитания и обучения ребенка, взаимодействия с его семьей находит отражение пересечение философско-педагогического и психологического подходов. В частности, остановимся подробнее на концепции В. А. Ядова. Его идея заключается в том, что ребенок как человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: потребности, ситуации, диспозиционного образования. Все вместе они характеризуют систему ценностных ориентаций ребенка, человека – но лишь тогда, когда они начинают контролировать его поведение и деятельность в условиях личностно значимой ситуации.

На ситуации такого взаимодействия указывают авторы современных общеобразовательных программ: «Успех», «Примерная общеобразовательная программа развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста» и т.д. При этом Л. А. Парамонова, П. М. Якобсон обращают внимание на воспитательные и развивающие потенциалы педагогической ситуации в формировании динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. В. В. Сериков, в свою очередь, в своей концепции акцентирует внимание педагогов на создании условий для проявления личностных качеств и личностных способностей, осознание самоценности познавательной деятельности как процесса саморазвития. При этом основной ценностью личностно-ориентированного образования, по В. В. Серикову, является потребность ребенка быть личностью, выработка личностного знания, собственного мнения, стиля поведения.

Так или иначе на сегодняшний день практически все личностно-ориентированные концепции сходятся во мнении, что этап дошкольного детства обладает собственной ценностью для развития личности ребенка и что субкультура дошкольного детства уникальна. Это способствовало трансформации данных концепции в концепции личностно-ценностного образования.

Личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) связан с ценностями, характеризующими вхождение ребенка в социум и культуру. В связи с этим считается, что ценностные отношения в педагогическом процессе образуют четырехуровневую систему:

  • – на первом уровне дети младшего дошкольного возраста воспринимают семейно-бытовые традиции как элементарные установки отношения к этническим ценностям, осознание в этом плане переходит на втором уровне;
  • – второй уровень включает три основных компонента: когнитивный (рассудочный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий;
  • – третий уровень представлен ценностными отношениями к этническим традициям как ценности культуры;
  • – четвертый уровень характеризуется направленностью интересов личности ребенка, которая вместе с ценностными ориентациями регулирует ее поведение в поликультурной среде (В. А. Ядов).

Выбор соответствующего им содержания личностно-ценностного образования во многом зависит от родителей и воспитателя – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. Так, согласно В. В. Серикову стиль семейного воспитания необходимо учитывать при организации взаимодействия семьи и детского сада в связи с тем, что он имеет огромное влияние на развитие ребенка и формирование его как личности.

Связанные с этим требования к педагогу можно сформулировать следующим образом:

  • – у него сформировано ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • – он проявляет гуманную педагогическую позицию;
  • – заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • – умеет создавать и постоянно обогащает культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • – умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
  • – владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность;
  • – проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Читайте также:  Проверить развитие ребенка в 4 месяца

Это означает, что реализация личностно-ценностного подхода на практике вызывает большие трудности: это связано с отсутствием у дошкольных работников навыков партнерского общения, с сильным влиянием стереотипов авторитарной педагогики, складывавшихся годами. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия на занятиях не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества и личностно-ценностного образования. В частности, личностно-ценностный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы (с учетом аксиологического аспекта), обеспечивающей развитие личности, поддержку ее индивидуальности, ценностное отношение к каждой детской личности, уважение ее самобытности, понимание того, что ребенок является субъектом собственной жизни. Последнее особенно сложно для педагогов ДОУ, требует от них овладения технологиями личностно-ориентированного сотрудничества. В частности, личностно-ценностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в ребенке, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.

Источник

Существует достаточно внушительный список тех качеств личности, которые, как считают разные исследователи, должен иметь в своем арсенале учитель. Все они представляют собой педагогическую направленность. Это понятие достаточно объемно характеризует идеалы, смыслы и ценностные ориентации учителя. При этом оно определяет сущность деятельности педагога. Оно указывает на то, ради чего он трудится, какие ставит перед собой задачи и какие способы выбирает для решения поставленных задач.

Определение понятия

Что мы понимаем под педагогической направленностью учителя? Это та мотивация к профессии, главным направлением которой является развитие личности учащегося. Существует также и такое понятие, как устойчивая педагогическая направленность. Оно указывает на стремление стать учителем, быть и оставаться профессионалом своего дела. Устойчивая педагогическая направленность помогает учителю преодолевать трудности и препятствия, возникающие в работе. При этом, выступая характеристикой его личности, она проявляется на протяжении всей его профессиональной деятельности. В определенный педагогических ситуациях такая направленность определяет не только логику и восприятие специалиста. Она является выражением облика учителя как человека.

учительница с классными журналами

Развитие педагогической направленности происходит при сдвиге мотивации. Это происходит, когда учитель перестает концентрировать свое внимание на предметной стороне своего труда и проявляет интерес к психологической сфере образовательного процесса и к личности учащегося.

Развитие профессионализма

Педагогическая направленность личности учителя проходит определенные этапы становления. Достижение самого высокого уровня специалистом, как правило, происходит при развитии тех профессионально-ценностных направлений, которые определяют его потребность в овладении мастерством.

К тому же педагогическая направленность – это то, что побуждает личность учителя к творчеству и к добросовестному отношению к делу. На начальных этапах становления специалиста она способна компенсировать его пока еще недостаточно развитые навыки и умения. При этом отсутствие положительной педагогической направленности – это то, что может привести к профессиональному краху. Порой подобное явление становится причиной потери уже имеющегося уровня мастерства.

Развитие профессионально-педагогической направленности происходит путем перемещения общеспециального в индивидуальное. Необходимые учителю качества являются транзитивными. В процессе трудовой деятельности они перемещаются из одной стадии развития профессионализма на другую.

Самый хороший и действенный способ развития педагогической направленности — программы самообразования. С их помощью учитель расширяет знания, полученные им в вузе. Это помогает педагогу творчески осваивать свою профессиональную роль, что в дальнейшем положительно скажется на ее адекватном исполнении.

учительница улыбается ученицам

Педагогическая направленность педагога проходит следующие этапы своего становления:

  1. Мотивационный. В этот период происходит выбор будущей профессии и формирование трудовых намерений.
  2. Концептуальный. На данном этапе направленности педагогической деятельности раскрывается смысл и содержание выбранной специальности. Подобные процессы идут параллельно с разработкой проекта программ профессионального самосовершенствования. Их содержание основывается на диагностике имеющегося уровня развития личности.
  3. Реализация проекта. Данный этап включает в себя практическую деятельность по самосовершенствованию.
  4. Рефлексивно-диагностический. На данном этапе осуществляется промежуточная, а также итоговая диагностика, производится анализ результатов и при необходимости корректируется программа самосовершенствования. Все это позволяет учителю достигнуть высшего уровня педагогического мастерства.

Прохождение каждого из этих этапов обеспечивает существенные качественные изменения профессионального развития личности.

Психологические аспекты

Работа педагога требует от него постоянной готовности к творческой активности, а также поиска оптимальных и в то же время нетривиальных решений, которые могут разрешить нестандартные профессиональные ситуации. Учитель взаимодействует с детьми, каждый из которых обладает уникальными индивидуальными особенностями. Именно поэтому важнейшим залогом его успешной деятельности явится высокий и в то же время постоянно развивающийся потенциал личности.

Психолого-педагогическая направленность, по мнению большинства исследователей, представляет собой определенные качества человека. Они определяют психологический склад характера, который раскрывается в следующем:

  • динамической тенденции;
  • смыслообразующих мотивах;
  • основной жизненной направленности;
  • динамической организации «сущностных сил» человека.

Рассмотрим данные концепции подробнее.

Динамические тенденции

С.Л. Рубинштейн высказал свое понимание направленности личности педагога. Под этим понятием он подразумевал определенные динамические тенденции, которые служат мотивами для человеческой деятельности и определяют ее цели и задачи. В этом случае направленность состоит из двух взаимосвязанных моментов:

  • предметного содержания;
  • источника направленности.

Смыслообразующие мотивы

А.Н. Леонтьев полагал, что ядром личности служит система иерархизированных и относительно устойчивых направлений. Именно они и являются основными побудителями деятельности человека. Одни из таких мотивов выступают смыслообразующими. Они побуждают профессионала к деятельности, придавая ей определенную направленность. Другие мотивы решают задачу побудительных факторов. Распределение функций побуждения и смыслообразования позволяет понять основной критерий, направляющий человека к его деятельности. При этом становится возможным увидеть существующую иерархию мотивов.

Жизненная направленность

По мнению Л.И. Божович, у каждого человека существует определенная система доминирующих мотивов. Именно они и являются основными критериями целостной структуры личности. С учетом данного подхода человек организует свое поведение исходя из нескольких мотивов. Прежде всего он выбирает цель своей деятельности После этого он регулирует свое поведение, подавляя нежелательные, пусть и более сильные мотивы. Структура педагогической направленности, согласно данной концепции, включает в себя три группы таких мотивов. Среди них гуманистические, а также личностные и деловые.

Читайте также:  Пошаговое развитие ребенка в утробе матери по неделям

Динамическая организация деятельности

Дать полную характеристику педагогической направленности невозможно используя только мотивационные образования. Они являются лишь одной из сторон сущности данного понятия. Помимо этого, подобная система позволяет определить направление деятельности и поведения человека. Она ориентирует его и определяет самые важные тенденции развития личности. В этом и состоит динамическая организация деятельности учителя.

Стремление к самоактуализации

Понятие педагогической направленности рассматривалось и в работах Л.М. Митиной. Она выделяла ее как одну из интегральных характеристик труда учителя.

дети с учительницей рассматривают картинки

По мнению Л.М. Митиной, показателем педагогической направленности учителя является его стремление к самоактуализации в сфере профессиональной деятельности. Оно выражается в желании специалиста развиваться и повышать свой уровень. В значительной степени эта интегральная характеристика педагогического труда становится прекрасной мотивацией для самых «эффективных» учителей. В этом случае разговор идет о той самоактуализации, в определение которой входит содействие развитию учеников, а не только своего внутреннего мира.

Мотивы личностного роста

Л.М. Митина полагает, что направленность любого человека на себя не столь однозначна. В ней существует как и эгоистический, так и эгоцентрический контекст. При этом направленность является выражением самореализации, а стало быть, саморазвития и самосовершенствования в интересах окружающих людей.

дети слушают учителя

В основных мотивах направленности Л.М. Митина выделяет два направления:

  • узкопрофессиональное, которое связано с текущими проблемами деятельности педагога;
  • широкое совершенствование, направленное на общее развитие учащихся и не связанное с конкретными задачами.

Основная цель педагогической направленности специалиста на ребенка при этом преследует собой выработку мотивации у школьников к познанию самого себя, людей и окружающего мира.

Иерархическая структура

Педагогическую направленность можно рассматривать в узких рамках и в более широком понимании. В первом случае она является профессионально-значимым качеством, занимающим главенствующее место в структуре личности специалиста. При этом педагогическая направленность обуславливает индивидуальное своеобразие учителя.

учительница занимается с ученицей

В более широком понимании личностные качества специалиста рассматриваются в виде системы эмоционально-целостных отношений, которые задают иерархическую структуру основных мотивов личности. Благодаря им учитель стремится утвердить такие отношения в общении и в своей профессиональной деятельности.

Иерархическая структура в направленности педагогического процесса представлена:

  1. Направленностью на ученика. Она связана с любовью и интересом, а также с заботой и содействием в развитии его личности. При этом профессионал прилагает все усилия для максимальной самоактуализации индивидуальности своего воспитанника.
  2. Направленность на себя. Данная мотивация связана с потребностью человека в самореализации и самосовершенствовании в области педагогического труда.
  3. Направленность педагога на предметную сторону своей профессии. Данное направление относится к содержанию учебного предмета.

В указанной выше структуре педагогической направленности главенствующими факторами служат удельный вес и место доминирующих мотивов.

Типы личностной направленности

Классификация педагогической мотивации группирует данные понятия и по главной стратегии деятельности. Исходя из этого различают следующие типы направленности:

  • истинно педагогическая;
  • формально-педагогическая;
  • ложно-педагогическая.

Только первый из этих трех вариантов позволяет учителю добиться самых высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Основной мотив истинно педагогической направленности состоит в интересе к содержанию учебного процесса.

П. Фестингер предлагает классификацию учителей, основанную на их заключениях о результативности учеников, а именно:

  1. Заключения, сравнивающие результаты воспитанника с его прежними достижениями. То есть в этом случае педагог устанавливает индивидуальную относительную норму ученика.
  2. Заключения, сделанные на основе сравнения результата школьника с результатами других людей. В этом случае учитель применяет социальную относительную норму.

В первом случае педагог производит сравнение в некоторой временной перспективе, рассматривая развитие человека. То есть здесь срабатывает принцип ориентации на развитие. Во втором случае рассматривается результативность по отношению к другим людям. На нее учитель и ориентируется в своих выводах.

Доказано, что педагоги, делающие свое заключение исходя из принципа «на развитие», гораздо чаще обращают свое внимание на перемену факторов учебных достижений. Для них первостепенное значение приобретает старательность и прилежание школьника.

дети сидят на уроке

Для учителей, которые ориентируются на результативность, большее значение имеют задатки и особенности школьников. Именно поэтому такие педагоги считают, что они могут составить длительный прогноз успеваемости ученика и его будущей профессиональной карьеры. Другими словами, учителя, принадлежащие к тому и к другому типу, совершенно по-разному подкрепляют успехи своих воспитанников. Первые из них более озабочены тем, как установить и поддержать хорошие отношения в классе или в учебной группе, а вторые предпочитают заниматься планированием собственной профессиональной карьеры.

Педагоги, ориентированные на результативность, хвалят школьников при превышении ими средних показателей. Причем это происходит даже в том случае, если успеваемость ребенка начинает снижаться. Те же учителя, которые ориентируются на развитие, хвалят своих воспитанников даже при самых еле заметных успехах. Любое снижение баллов такими профессионалами порицается.

Согласно теории Д. Рейса, такие педагоги обозначены типами Х и У. Первый из них стремится к тому, чтобы, прежде всего, развить личность ученика. При этом такой педагог опирается на социальные и эмоциональные факторы. Учитель типа Х проводит образовательный процесс по гибкой программе. Он не замыкается только на одном содержании предмета. Для такого профессионала характерна непринужденная манера ведения урока, дружеский и искренний тон общения, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

учительница ругает ученика

Педагог, относящийся к типу У, заинтересован лишь в умственном развитии детей. Он никогда не отходит от содержания учебной программы и работает, предъявляя к учащимся высокие требования. Держится такой педагог отчуждения, и его подход к детям можно охарактеризовать как сугубо профессиональный.

Источник