Периоды послеутробного развития ребенка

Периоды послеутробного развития ребенка thumbnail

Период развития до 14 недель

Внутриутробное развитие ребенка

Период внутриутробного развития – особый невероятно значимый период, как для мамы, так и для ее малыша, который пока неотделим от матери. Христианский психолог А. Гармаев называл этот период внутриутробного развития периодом в котором происходит душевное становление ребенка, неотделимо связанным с материнской душевной организацией. И по его словам мать в период беременности должна быть наполнена душеным спокойствием.

Если говорить о развитии ребенка на данном начальном пути его становления, то стоит отметить следующие особенности:

В первый триместр: происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 неделя – закладывается центральная и периферическая нервные системы ;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

c 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки и появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 неделя – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр: период развития чувствительности (сенсорный период):

В этот период женщине лучше как можно больше радоваться и переживать положительных эмоций и впечатлений. Задача мамы – не выключаться из внешней жизни, но быть внимательной к тому, что происходит внутри нее.

С 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимой речевое подкрепление и стимулирование ребенка родителями;

К 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система;

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук, дотрагивается и закрывает лицо руками;

С 20 недель можно начинать обучать ребенка и обеспечивать ему полный словесный контакт;

26 – 28 недель – ребенок мимически начинает выражать основные эмоции.

Третий триместр: чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей, способностей и интеллекта ребенка. Для мамы главными задачами становятся – стабильное реагирование на шевеление ребенка, постоянное речевое обращение к нему и ограничение самой себя от раздражающих внешних факторов. Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи. Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Период развития до 40 недель

Периоды развития беременности

Возможность выносить и родить ребенка — это удивительный дар, которым обладает женщина. Ведь в этот период жизни она становится чудесным сосудом, в котором из микроскопических клеток зарождается и развивается новая жизнь.

В среднем продолжительность беременности составляет 280 дней, что равно 10 акушерским (28 дней) или 9 календарным месяцам, считая от первого дня последней менструации. За это время из невидной вооруженным глазом яйцеклетки в матке разовьется зрелый плод — маленький человечек, организм которого будет готов к внеутробной жизни.

Периоды развития беременности по месяцам

1 месяц (1-4 неделя беременности)

С момента оплодотворения яйцеклетки в маточной трубе запускается механизм деления клеток. Он происходит настолько быстро, что можно буквально сказать «твой ребенок растет не по дням, а по часам». Уже на третий день после зачатия ребенок начинает вырабатывать гормон ХЧГ, благодаря которому в организме женщины происходит ряд изменений.

Первые три недели зигота яйцеклетки превращается в эмбрион. У ребенка закладываются все органы.

К концу четвертой недели внутри эмбриона начинает циркулировать кровь, формируется пуповина, как связь с будущей плацентой. Происходит имплантация эмбриона в матку.

К концу первого месяца у него есть глазные впадины, зачатки ножек и ручек.

К концу 4 недели развития эмбрион внешне напоминает ушную раковину и имеет размер песчинки — около 1 мм.

2 месяц (5-8 неделя беременности)

После того, как эмбрион со всеми оболочками прикрепляется к внутренней стенке матки, он начинает питаться не от плодного яйца, как раньше, а от мамы. В связи с этим ребенок начинает стремительно расти.

На первом месяце развития ребенок состоял из двух слоев — эндодермы и мезодермы, на 5-й неделе появляется 3-й слой — эктодерма, который станет нервной системой, кожей, волосами, зубной эмалью. На задней части эмбриона образуется желобок, который постепенно сворачивается. Он станет нервной трубкой, которая затем станет хордой, центральной и периферийной системой. В груди образуется примитивное сердце-трубка.

На 6 неделе у вашего малыша начинается активный органогенез, то есть формирование всех самых важных внешних и внутренних структур: руки, ноги, голова.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по дням

На 7 неделе начинает быстро расти голова из-за развития головного мозга. Она округляется, и уже видно глазницы. Появляются зачатки носа, начинает формироваться рот. В будущей дыхательной системе уже видны две ветки бронхиальных ветвей. Сердце начинает разделяться на камеры с артериями. Появляются вены, а также такие органы, как печень, селезенка и желчный пузырь, правда, последние свои функции пока не выполняют.

На 8 неделе УЗИ показывает, что ребенок начинает совершать первые неосознанные движения. Уже хорошо различимы руки и пальчики на них, а вот ножки развиваются дольше. Уже видны верхняя губа, нос и ушные раковины. Рост ребенка на 2 месяце развития составляет 13 мм от макушки до основания попки.

3 месяц развития (9-12 неделя беременности)

В период третьего месяца развития беременности твой ребенок пройдет стадию эмбриона и станет, так называемым в акушерстве, плодом. На 9-й неделе происходят изменения, связанные со скелетом ребенка. Хрящи в руках начинают превращаться в кости, руки и ноги начинают сгибаться, сформировалась шея. Помимо этого появляются веки, но пока они спаяны между собой.

10 неделя — окончание периода эмбрионального развития плода. Пальцы рук и ног разъединились, перепонки между ними исчезли. Наружные гениталии плода не различимы, однако у мальчиков уже начинает вырабатываться тестостерон.

На 11 неделе уже полностью исчезает хвостик. Ребенок становится похож на маленького человека, правда пропорции его тела пока сильно отличаются от тех, с которыми он родится. На этом сроке развития 10% веса плода принадлежит печени. У малыша уже начали работать почки, они производят мочу, которая пополняет объем околоплодных вод.

На 12 неделе полностью завершился органогенез. Все системы организма полностью сформированы и в последующие периоды развития плода они будут только развиваться.

К концу третьего месяца беременности рост плода составляет примерно 61 мм, а его вес — 14 г.

4 месяц (13 — 16 недели беременности)

На 14 неделе все хрящи, которые составляли скелет ребенка, превращаются в кости. Гениталии уже можно характеризовать по половому признаку, но на УЗИ их все еще не видно.

На 15 неделе начинает появляться волосяной покров на голове и брови на лице. На этом сроке развития начинает функционировать желчный пузырь.

На 16 неделе глаза и уши ребенка занимают свое окончательное положение. Заметно удлинились ноги — они стали пропорциональны телу. На этом сроке у ребенка сформировались ногти.

Вес малыша на четвертом месяце внутриутробного развития составляет 130 г, а его рост — 12 см.

5 месяц (17- 20 неделя беременности)

Окончательно сформировались бороздки на ладонях и пятках, которые составят основу для будущих отпечатков. Размеры ребенка и плаценты сравнялись.

На 18 неделе ребенок начинает слышать внешние звуки и может реагировать на них.

На 19 неделе стремительный рост малыша замедляется и начинается образование подкожного жира. В легких начинается формирование бронхиол, и через несколько недель они уже будут готовы функционировать. Ребенок уже реагирует на свет.

К 20 неделе у девочек уже полностью сформирована матка, а вот влагалища еще нет.

К концу 5 месяца рост ребенка составляет 16 см, а его вес — 320 г.

6 месяц (21-24 неделя беременности)

Нервная система ребенка развилась настолько, что он уже может глотать околоплодные воды.

На УЗИ в деснах видны зачатки молочных и постоянных зубов.

На голове продолжают расти волосы, но они пока не имеют цвета, поскольку пигмент меланин появится позже.

На 23 неделе на УЗИ можно зафиксировать быстрые движения глаз, когда ребенок спит, что говорит о развитии мозга.

24 неделя — начало жизнеспособности ребенка. В легких на концах капилляров образовались так называемые терминальные мешочки, которые отделены от альвеол тонкой пленкой. В легких началась выработка сурфактанта — поверхностного вещества, не позволяющего капиллярным мешочкам смыкаться под воздействием дыхания.

В конце шестого месяца беременности рост плода составляет уже 21 см, а его вес — 630 г.

7 месяц (25 — 28 неделя беременности)

Продолжается процесс активного образования подкожного жира, но малыш все еще выглядит худым. Кожа у него все еще красная и сморщенная. На языке сформировались вкусовые сосочки.

Все органы малыша уже функционируют, но еще продолжают развиваться.

В последние три месяца внутриутробного развития у ребенка стремительно растет головной мозг.

На 28 неделе ребенок открывает глаза. У мальчиков на этом сроке развития яички начинают опускаться в мошонку.

Читайте также:  Особенности речевого развития ребенка с нарушением зрения

Рост ребенка на 6 месяце внутриутробного развития составляет 35 см, а весит он 1 кг.

8 месяц (29 — 32 неделя беременности)

Продолжается образование белого подкожного жира — важного источника энергии.

Начинает работать иммунная система, хотя в кровь малыша поступают антитела и от мамы.

На зубах в деснах появилась эмаль. Находясь в матке, малыш готовится к самостоятельной жизни: он вдыхает околоплодные воды (дыхательная зарядка, позволяющая увеличить объем легких), сосет кулачок или палец (развивает сосательный рефлекс). Он стал уже пухленьким, под кожей больше не просвечиваются сосуды.

Рост плода в конце этого периода развития беременности составляет около 40-41 см, а его вес — 1600 г.

9 месяц (33 — 36 неделя беременности)  37 — 40 недель беременности

Ребенок становится все активней, но с каждым днем границы его водной комнаты становятся все тесней. Белый подкожный жир уже составляет 8% от его веса. В легких ребенка полным ходом идет выработка суфрактанта.

К концу 9 месяца рост ребенка составляет примерно 45 см, а его вес 2500 г.

У ребенка выпадает лануго — волосы, покрывающие его голову и тельце. Количество первородной смазки уменьшается. Ребенок занимает позу, в которой рождается (колени крепко прижаты к подбородку). Он полностью готов к жизни вне мамы.

В среднем доношенный ребенок имеет рост 51 см, а его вес — 3400 г.

Завершающий период развития беременности подходит к концу, впереди нелегкое испытание — роды, после которых ты наконец-то обнимешь свое долгожданное сокровище.

Источник

Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).

Таблица 2. Возрастные периоды развития человека

Периоды послеутробного развития ребенка
В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.

Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Периоды послеутробного развития ребенкаРис. 126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.

Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.

Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.

С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.

Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.

Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.

Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.

Читайте также:  Развитие интелекта у ребенка

К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре. Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.

1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.

Источник



Стр. 193. Проверь себя

1. Какие вы знаете периоды послеутробного развития организма ребенка?

В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды.

Возрастные периоды развития человека:

Какие вы знаете периоды послеутробного развития организма ребенка?

В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.

2. Что такое рост и развитие?

С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания.

3. Как протекают рост и развитие организма?

До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела. У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8.

4. Что такие акселерация и каковы ее причины?

Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.

5. Какова роль социальных условий для развития ребенка?

Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким-либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.

Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально. С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.

6.Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.

Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам. Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.

Физиологическая особенность сердечно-сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно-сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.

Источник