Русские сказки и развитие ребенка

Русские сказки и развитие ребенка thumbnail

Волшебный мир сказок. Чудесные воспоминания из детства. Голос папы или мамы, читающих нам сказки перед сном. Что может быть приятней?

А ведь мы выросли такими, какие мы есть, во многом благодаря сказкам, которые мы слышали в детстве. Сюжеты многих из них мы помним до сих пор так ярко, как будто их прочитали нам только вчера.

Насколько важны сказки в развитии ребенка?

Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.

Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире:

сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.

Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.

При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.

Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

Когда читать сказки

Обычно родители читают сказки детям вечером, перед сном. Но четких рекомендаций на этот счет нет. Читать можно в любое удобное для этого время. Не отказывайте ребенку, если он просит прочитать сказку, которую вы уже читали десятки раз. Значит, это очень важно для ребенка. Значит, еще не закончены переживания и размышления над сюжетом и судьбой главных героев.

Слушая сказки перед сном, слыша голос близкого человека, ребенок перемещается в мир сказочных фантазий, успокаивается и засыпает. Это благотворно сказывается на его нервной системе.

Как читать сказки

Сказки нужно читать не торопясь, с выражением. Голосом и интонацией подчеркивать моменты, требующие внимания. Менять тембр и высоту голоса для различных персонажей. Выдерживать паузы.

Слова необходимо произносить четко, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.

Сказки можно рассказывать. Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения. Небольшое изменение сюжета развивает фантазию и изобретательность. Можно поощрять ребенка помогать вам в этом, делая вид, что вы забыли продолжение сказки.

Не следует изменять народные сказки. Их сюжеты прошли испытание временем и в них заложен определенный воспитательный и развивающий смысл.

Читать рекомендуется только одну сказку за вечер.

Если ребенок не просит, не следует разъяснять ему смысл сказки. Возможно, он попросит прочитать ее еще раз и попробует сам разобраться в сюжете. Терпеливо отвечайте на все вопросы и объясняйте смысл незнакомых слов.

Чтение сказок — прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют.

Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.

Источник

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

Читайте также:  Развитие восприятия цвета у ребенка 4 лет

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной миссией передать знания детям, которые как губка впитывает буквально всё что видят, с чем соприкасаются.

Поэтому так важно показать и рассказать о мироустройстве, о важности добра и зла. Сказки успешно справляется со своей задачей и уже с малых лет человек приучается различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.

Виды сказок

Сказочные произведения можно разделить на три вида. Повествующее о животных, показывающие быт людей, демонстрирующие волшебство.

Сказки о животных самые старые их корни уходят в глубину Древней Руси. Здесь очень ярко представлены образы колобка, репки лисы зайчика. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла.

Читайте также:  Дисгармония в развитие ребенка

Сказки рассказывающие про быт людей очень близки к современным реалиям, в них всегда есть чему поучиться.

Волшебные сказки это целый мир в котором добро и зло выражается через проявление волшебства магии колдовства. В таких историях персонаж в лице харизматичного героя берет на себя обязательства по спасению людей, а иногда даже целого мира.

Герои действует не один, как правило, ему помогают добросердечная люди. Читая, ребёнок видит как важно прийти на помощь, чтобы в едином стремление победить зло.

Народные сказки их роль в общем и речевом развитии

Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу

Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.

Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.

В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

Роль сказки в развитии речи дошкольников

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.

Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.

К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей

Благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Важную роль в развитии речи играет звуко-буквенный анализ, с которым дети сталкиваются в сказках колобок и репка. Герои в этих сказках возникают последовательно, с развитием сюжета то это последовательность повторяется, так малыши участвует в освоении звуко-буквенного анализа.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи , улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Роль сказки в развитии устной речи

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.

Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.

Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова

Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.

Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.

Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.

Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми. Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия.

Читайте также:  Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка

Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории. Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Практические методы развития Связной речи:

Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.

Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.

Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.

Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.

Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи

Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.

Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.

Пересказ

Занятия по пересказу начинается уже в детсадовском возрасте, делая это устно, воспринимая сказку в собственной речи, ребёнок усиливает свое речевое развитие. Необходимо осмысленно, эмоционально, воспринимать собственный пересказ, именно в эти моменты проявляется творческая активность!

Процесс пересказа делает понимание художественного слова наиболее глубоким, а образы предстают близкими и понятными. Истории для устного рассказа должны вызывать живой отклик быть короткими и выразительными.

Лучшим материалом являются легенды о животных у них присутствуют динамичный сюжет, чёткая характеристика героев.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:

  • ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
  • Как можно полнее передавать художественный текст, избегать нарушение логики рассказа;
  • использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
  • использование правильных синонимов;
  • использовать правильный ритм;
  • длительных полов;
  • соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку, эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст, соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

Сочинение сказочных историй

В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.

Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.

Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.

В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.

Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю . Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания.

Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории.

Речевые игры по сказкам для детей

Речевые игры дошколятам помогают формированию контекстной речи. Полезно проводить игры на основе народных сказок «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и других. Дети 4-5 лет могут принимать в участие в театральных постановках.

Чтобы закрепить приобретенные навыки связной речи полученные через игру, необходимо создать специальные условия, главным из которых является устный рассказ.

Нужно дать задание передать свои мысли в форме рассказа . Взрослый помогает следить за ходом сюжета , соблюдением логической связи, поправляет в нужных моментах.

Хорошей тренировкой для формирования структуры синтаксиса детской речи служит диктовка своего сочинения. Взрослый записывает под диктовку ребенка, в результате речь замедляется и у ребенка появляются время для обдумывания предложений и построения грамотной красивой речи.

Существуют много игр для развитие речи. Рассмотрим на примере игру «Что для чего» целью которой сформировать навык применять в своей речи глаголы в неопределенной форме и конструкции сложноподчинённого предложения.

Итак, воспитатель представляет куклу и все вместе изучают картинки говоря что изображено. Теперь в игру вступает кукла, она показывает картинки по одной, дети не называя картинки отвечают для чего используется предмет на изображении.

К примеру гладить одежду, сушить белье, закалывать волосы . Далее ребенок , прикрыв глаза, ориентируясь на названую функцию, определяет сам предмет.

Источник