Роль театральной деятельности в развитии ребенка

Ефремова Марина Владимировна,

воспитатель

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами

 для детей с нарушениями речи №12» г. Нижнекамск РТ

«Роль театрализованной  деятельности в развитии детей.»

Театр — это волшебный край, в котором ребёнок

                            радуется, играя, а в игре он познает мир.
                                                                                                С.И. Мерзлякова

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал В.М. Теплов.

Читайте также:  Речевое развитие 4 летнего ребенка

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны, и расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи (словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

     Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

     Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

      Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

     Для развития творческих способностей, коммуникативной, эмоциональной среды ребенка использую театрализованные игры. Под театрализованными играми необходимо понимать «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Театральные занятия и игры в детском саду»
  2. Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
  3. Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
  4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М., ГНОМиД, 2001.
  5. Чурилова Т. Кукольный театр своими руками. – М., Рольф, 2001.
  6. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»;

Источник

надежда юматова
Статья «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Юматова Н. И.

воспитатель МБДОУ «Водоватовский д/с №10»

Арзамасского района Нижегородской области

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, дети дошкольного возраста, игра, театр, творчество.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [7, с. 4].

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Читайте также:  Обследование речевого развития одного ребенка

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит,там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театрявляется традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.)

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [4, с. 5].

Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире, развиваются психические процессы, развивается речь, совершенствуется моторика, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, происходит развитие творческих способностей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.

Наш детский сад работает по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами — педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

Приобщение дошкольников к театру я начинаю с театра картинок. Это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий производимых ими. Прост и доступен восприятию малышей настольный театр. Дети третьего — четвертого года жизни очень увлекаются событиями, происходящими на «сцене» что даже не замечают рук педагога, глубоко сопереживают героям сказки.

Дальше происходит знакомство с перчаточной куклой. Дети очень любят занятия с этой куклой. Получается мини кукольный спектакль. Дети очень любят смотреть на ожившую куклу. Кукольный спектакль им близок, понятен и доступен.Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее.Дети быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Перчаточные куклы я использую в разных видах деятельности.

Так же я провожу с детьми беседы по ознакомлению с театром.Мы обсуждаем с ними вопросы: «Что делают в театре зрители, «Кто шьет для артистов костюмы?», «Кто участвует в спектакле?», «Как надо вести себя в театре, «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?», «Для чего нужен антракт?». После бесед на эти темы я стараюсь чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре.Например: дети выбирают «кассира», рисуют билеты. Стулья заранее расставляем как в зрительном зале и дети, купив билеты, заходят в «зрительный зал». «Зрители» просят помощи найти место, «билетер» помогает им находить свои места. «Зрители» благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т. д.

Читайте также:  Развитие физического воспитания ребенка в царской россии

Конечно не все получается. Дети скованны, речь их небрежна, не выразительна. Я работаю с ними над интонацией, жестами, мимикой. Выбираем сказку с детьми, читаем, обсуждаем, рисуем по сказке, лепим сказку, слушаем музыку. Процесс репетиций — это процесс творческого переживания и воплощения. Именно в этом процессе происходит развитие личности ребенка

В нашем детском саду в каждой группе созданы театрализованные зоны,где собран богатый дидактический материал: разные виды театра (конусный, кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр куклы-бибабо, театр «Забавная перчатка», театр «Вязанная игрушка» и др.) картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для лица и шеи, игры и упражнения на расширение диапазона голоса. Оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др. ;разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. Яркие маски к сказкам привлекают внимание детей.

В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители также помогают в изготовлении различных вязаных игрушек, шьют костюмы для кукол и выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованныхпредставлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность,в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

В заключении хочу сказать, что роль «Театра» в воспитании детей огромна. А для детей участие в театрализованных играх и в драматизациях сказок всегда праздник.

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. — 48 с.

3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. — 320 с.

4. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. — 128 с.

5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12, 2000. — 128 с.

6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 160 с.

7. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с.

Источник