Обследование речевого развития одного ребенка

Обследование речевого развития одного ребенка thumbnail

Ольга Милованова
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной последующей коррекции выявленных нарушений чрезвычайно актуальны.

Развитиеличности ребенка определяется тремя факторами:

1)предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда, психолога и т. д.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она — приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развитияпотребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время современные психолингвистические,психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А. А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность,необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Диагностика речевого развития детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

Детская речь не является личной деятельностью ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого. В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитиииспользует следующие методы обследования:

• анкетирование (анкета для родителей (матери, опросники);

• беседу с родителями;

• наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

• изучение медицинской документации;

• беседу с воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

•собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

• умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

• то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

• ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

• эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации. В дальнейшем игровые задания целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале.

Анкета для родителей

Во время обследования ребенка маме малыша следует предложить для заполнения анкету для родителей, которая ориентирована на выявление наиболее типичных причин и характерных проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста. Объективная часть анкеты включает традиционный перечень вопросов, касающийся течения беременности и родов, особенностей периода новорожденности и т. п.

Однако в анкету включены и вопросы, направленные на определение предпосылок формирования полноценного речевого общения.Эти вопросы чередуются с традиционными: например, при сборе анкетных данных о ребенке необходимо отметить не только, какой по счету этот ребенок в семье, но и указать возраст родителей на момент рождения ребенка, полный перечень людей, непосредственно проживающих с ребенком, возраст братьев и сестер, наличие родственников-левшей. В беседе с родителями после заполнения ими анкеты следует уточнить, кто проводит больше всего времени с ребенком в течение дня, какой стиль общения с ребенком предпочтительно использует взрослый.

Заключение

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Важно проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, т. к. пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие. — М.: Мозаика – Синтез.

4. Нищева Н. В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

5. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А. В., Эльконкна Д. Б. — М., 1964.

6. Справочник логопеда. /М. А. Поваляева. — Изд. 5-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007.

Источник

(«Полное отсутствие общеупотребительных средств общения»)

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию: понимание речи; активный словарь ребенка; речевое подражание; потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении); звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие наблюдению: действия с игрушками; зрительные соотнесения предметов, одинаковых по форме, цвету, величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.

Материал обследования: игрушки, предметы, фигуры разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображения игрушек.

Общие рекомендации к проведению обследования

Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт с посторонними для них лицами. А поэтому, прежде всего необходимо создать эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком, а именно: разрешить брать игрушки, предметы или картинки, привлекшие внимание, и не сразу адресовать к ребенку свои вопросы, а дать сначала освоиться в новой обстановке. Особенно внимательно надо отнестись к спонтанным высказываниям ребенка, которые могут возникнуть в момент действия с игрушками или общения с родителями и в которых могут проявиться те особенности речевой деятельности, которые не раскрываются в искусственно созданных условиях.

В первую очередь мы советуем провести обследование невербальной деятельности, в ходе которого ребенка просят сложить разрезные картинки, опустить фигурки в «почтовый ящик» и т. п. Такие задания способствуют установлению тесного контакта с дошкольником.

Задание 1.Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов «Обследование понимания речи».

Задание 2.Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.

Примечание Объяснить родителям, что за слова принимаются все звуко-речевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, ощущения, предметы («тпруа» – гулять, «бо-бо» – больно, «ам» – собака, «пи» – пьет, вода и т п )

Задание 3.Установить точное количество словесных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей).

Задание 4.Выявить возможности речевого подражания .

Примерные приемы выявления: 1) попросить повторить за мамой (папой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется;

2) предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а (девочка плачет), у, и, о, а затем их сочетания иа(кричит ослик), ау, у а, аиу, оаи и т. п.;

3) предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова, состоящие из 1 –2 слогов.

Задание 5(для редких случаев использования отдельных слов, когда их количество не поддается учету) Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительные, глаголы, прилагательные и т. д.).

Задание 6.Отметить максимальное количество слогов (по числу слогообразующих гласных в воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.

Задание7. Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например:

«кука», но «дай кук-у» (называет и просит игрушку), или «ти», «ток» (собирает цветы, поливает цветок).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи первого уровня развития

1. Соотнести уровень понимания речи ребенком с уровнем развития его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий.

2. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам: а) правильно произносимые (мама, дай,на и т.п.); б) слова-звукоподражания («ав-ав», «би-би»и т.д.); в) слова-фрагменты или обрывки слов «ва»

(«за») – зайчик, «май», «яба»(яблоко), «ни» (книга) и т.п.; г) контурные слова, или абрисы слов, в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении их звукового состава, кроме гласных:

«титйтики» (кирпичики), «апата» (лопата), «иска» (мишка) и т.п.; в) отметить слова, даже отдаленно не напоминающие слова родного языка.

3. В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные «разряды» слов в количественном отношении (если лексикон ребенка можно учесть).

В заключение – соотнести материалы своего обследования с данными условного эталона нормы, помещенными в графе «Однословное предложение».

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ

РАЗВИТИЯ

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию: понимание речи; объем предложений и их грамматизация; возможности словоизменения (недоступно, частично доступно); слоговая структура слов; звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительно обследуется невербальная деятельность.

Материал обследования: комплекты сюжетных картинок (не менее 30 – 40 штук), на которых изображены действия, совершаемые людьми или животными с предметами или без них. Например: субъект ест (суп, яблоко), пьет (чай, молоко); спит, рисует, копает, поливает (цветы, огород), ловит рыбу, играет (в мяч, на гитаре); идет (с сумкой), сидит (на стуле), стоит (около стола); кормит (голубей, цыплят), моет (пол, посуду), стирает, шьет, несет (ведро), везет санки; одевается, умывается, обувается, причесывается; читает, смотрит (телевизор), разговаривает по телефону; бежит, прыгает, лежит (на диване); завязывает (шнурки, бант); катается на санках, коньках; качается на качелях.

Задание 1. Установить уровень понимания речи (см. предыдущий раздел).

Задание 2.Выявить активный глагольный словарь и характер его использования: не знает названий действий, заменяет их жестами или словом «де», «дёит» {делает); использует только основы глаголов или их инфинитивные формы; использует глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени.

Прием выявления: ребенку предлагается поиграть в игру «Угадай-ка». Если он угадает, что делаем на картинке мальчик (девочка или кто-либо другой), то картинка будет его, а если не угадает, то логопед забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого карточек больше.

Задание 3.Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений (объем предложения), и способы связи слов между собой:

а) наличие связи между именительным падежом существительного и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения 3-го лица, оканчивающимся на -ет,-ит, -am, -ят;

б) наличие грамматически правильно оформленных словосочетаний.

Задание 4.Выявить возможности словоизменения.

а) Словоизменение существительных: какие падежные формы, кроме именительного падежа, используются ребенком правильно по смыслу; какие падежные окончания (флексии) смешиваются между собой; каковы имеются возможности образования форм слов по аналогии(по подсказывающему образцу).

Приемы выявления словоизменения: логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенным на картинках. Можно предложить ребенку послушать рассказ и дать подсказывающие слова, например: «У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил, как зовут мою собаку? Длинный пушистый хвост у моей (у кого ? ) (Лады). Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем ?) (С Ладой). Я очень люблю свою (кого?) (Ладу). И забочусь всегда о ней (о ком?) (О Ладе)».

б) Словоизменение глаголов: какие формы глаголов использует; изменяет ли глаголы по лицам (каким?); использует ли раздельно настоящее и прошедшее время; доступна ли возвратная форма глаголов.

в) Словоизменение прилагательных: какие признаки предметов знакомы ребенку, каким образом оформляет окончания у слов-названий признаков предметов – без флексий («каси», «ивони», «сини») или через полногласие концов слова – «касия», «тония» (красная, черная) *.

Задание 5.Выявить возможность использования предлогов в предложных конструкциях (полностью отсутствуют, если используются в единичных случаях, то как).

Прием выявления: логопед просит ребенка ответить, где лежит предмет (ручка, платок и т.п.) – на коробке, под коробкой. Вынут откуда? Упал(а) откуда?

Задание 6.Выявить способность воспроизводить модели (контуры) слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.

Примерная сложность с л о в : а) трехсложные: лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка; б) четырехсложные: черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает; в) пятисложные: умывается, вытирается, одевается; г) шестисложные: причесывается, переделывает.

Задание7. Выявить состояние звукопроизношения (и состояние артикуляционного аппарата). Обратить внимание на наличие мягких согласных перед гласными непереднерядными («тя», «те», «тю» и в других сочетаниях), звука ы и йотированных гласных (я, е, ю).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи второго уровня развития

1. Сравнить данные своего обследования импрессивной и экспрессивной речи детей и установить, что недоразвито в большей степени, сопоставить с уровнем невербальной деятельности.

Тема 5. Организация и содержание логопедической помощи в специализированных учреждениях для детей с алалией

Тема для самостоятельного изучения.

Методические материалы для самостоятельной работы студентов

Вопросы и задания

1. Как организуется логопедическая работы с детьми в условиях специализированного учреждения (содержание и формы)?

2. Дайте характеристику основным направлениям логопедического воздействия при моторной и сенсорной алалии.

3. В чем качественное своеобразие психолого-педагогической помощи детям, страдающим алалией?

4. Каковы основные критерии отбора детей с нарушениями речи в коррекционные учреждения?

5. Каковы принципы комплектования различных видов коррекционных групп?

Список литературы

1. Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.– М., 2003.

2. Логопедия: Методическое наследие. /Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. III. (НЛ. Жинкин. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями)

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

Тема 6. Содержание и формы логопедической работы с безречевыми детьми

ПЛАН

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник