Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения

Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения thumbnail

Светлана Синицына
Значение факторов окружающей среды для слабовидящих школьников в условиях инклюзии

Роль окружающей среды для жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения в условиях инклюзии часто не понимают или недооценивают. Если зрение не улучшается благодаря очкам, оптическим приборам или лечению, педагог, родители (и даже врачи) могут предположить, что больше ничего нельзя предпринять. Иногда родители слишком заняты другими физическими потребностями воспитанника с множественными нарушениями развития, чтобы подумать о внесении несложных изменений в окружающую обстановку.

Факторы окружающей среды, являясь внешними для ребенка, тем не менее оказывают значительное влияние на использование зрения. К таким факторам относятся освещение, контраст, цвет, расстояние и время.

Возможно, родители и педагоги не способны повлиять на особенности зрения или личностные качества учащегося, однако они могут способствовать расширению его возможностей в области функционального зрения, внося необходимые изменения в окружающую среду и обучая ребенка делать подобные изменения.

Освещение. Степень освещенности, тип, направление и положение источника света, а также расстояние до него и отражательная способность рабочей поверхности имеют огромное значение для эффективного использования зрения. Некоторые дети обладают повышенной чувствительностью к свету и испытывают боль или дискомфорт от яркого или прямого света. Причины светобоязни могут быть разными,но чаще всего повышенная чувствительность к свету — это признак:

-воспалительных заболеваний глаз (конъюнктивит, кератит, увеит);

-повреждений глаз (солнечный ожог, эрозия роговицы, ношение неправильно подобранных контактных линз);

-наследственные заболевания (полная цветовая слепота, альбинизм);

-светлый цвет радужки (означает, что  хориоидея содержит малое количество пигмента, который защищает сетчатку от повреждающего действия яркого света);

-инфекции, заболевания нервной системы, интоксикация.

Таким обучающимся следует избегать источников дополнительного освещения, посадки на уроке рядом с окнами. Можно предложить детям с нарушенным зрением самостоятельно выбрать место, где они будут комфортно воспринимать зрительный материал в классе, группе, на занятиях.

В то же время другим детям важно дополнительное освещение. При близорукости (миопии) высокой степени место ребёнка на уроке на первой-второй парте, ближе к источнику естественного освещения (окну). Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк. Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее 2 раз на протяжении урока. Ученик вполне может самостоятельно чередовать зрительную нагрузку с отдыхом, для этого достаточно посмотреть несколько секунд в окно, поморгать, несколько раз зажмурить глаза, легко помассировать закрытые глазные веки. Особое внимание при посадке детей нужно уделять обучающимся со сходящимся косоглазием. Важно, чтобы косящий кнутри глаз при рассматривании изображений с доски старался занять место снаружи. Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения для таких обучающихся обязательна!

Помимо офтальмологических и тифлопедагогических рекомендаций важно самим обращать внимание на поведение ребенка в условиях различного освещения. При работе с настольной лампой помогите обучающемуся выбрать оптимальный для него угол наклона лампы. Избегайте прямых источников света, направленных в лицо ребенка.Люминесцентые лампы имеют ряд преимуществ: мягкий, ровный свет, малая яркость. Они не только создают хорошее освещение, но и позволяют обогатить световой поток биологически активным ультрафиолетовым излучением. Бумага, на которой пишут дети не должна быть глянцевой. Тени в поле зрения возникают при неправильной посадке во время зрительной работы. Окна должны быт всегда чистыми, цветы и наглядные пособия на подоконниках не ставить.

Цвет и контраст. Еще один способ помочь обучающемуся с патологией зрения лучше видеть заключается в том, чтобы повысить контраст между объектом и фоном и уменьшить число окружающих этот объект посторонних предметов. Наиболее контрастные цвета — белый (используется при частичной атрофии зрительных нервов) и черный (при миопии высокой степени, однако, возможно, для конкретного воспитанника наиболее эффективными будут свои цветовые сочетания. Красный, желтый, оранжевый цвета положительно влияют на аккомодацию глаз обучающихся с амблиопией. Недостатки цветовосприятия могут быть компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях. Слабовидящие дети более полно характеризуют многоцветные изображения.

Размер и расстояние. При пониженной остроте зрения некоторые предметы оказываются слишком малы, чтобы их можно было увидеть или хорошо разглядеть. Сделать вещь «больше»можно разными способами: пересесть на первую парту, увеличить размер изображения или раздаточного материала, с помощью разных оптических приспособлений, например, луп. Кроме обычных луп с увеличением разной кратности, можно использовать современные и удобные в использовании лупы powerlux с подсветкой для ровного освещения читаемой поверхности, карманные лупы с подсветкой, налобные бинокулярные лупы (на уроках биологии, химии). У каждого прибора есть определенные преимущества и недостатки, поэтому они подбираются индивидуально.

Читайте также:  Развитие мотивации у ребенка с зпр

Время. По мере ухудшения зрения точность и скорость выполнения учащимися заданий снижается. Ребенку с нарушениями зрения требуется больше времени, чтобы обнаружить предмет, опознать его и произвести с ним какие-либо действия; для учащихся с множественными нарушениями этот процесс еще более трудоемок. Кроме того, физическая нагрузка, связанная с длительным смотрением, приводит к зрительному утомлению, снижая скорость, точность и внимание. Движущиеся и слишком быстро демонстрируемые предметы бывает сложно распознать. Поэтому детям с ослабленным зрением следует увеличивать время при демонстрации зрительного материала, проведения занятий, чтобы избегать утомления глаз; в середине урока выполнять физпаузы, гимнастику для глаз, рук и пальцев. Важно, контрольные уроки стоит проводить в устной форме или выделять больше времени на письменные экзамены, опрос.

В СОГБОУ «Краснинская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» весь педагогический коллектив в своей работе с обучающимися, имеющими патологию зрения, использует разработанные тифлопедагогом рекомендации на каждого школьника. На основании медицинских данных и тифлопедагогического обследования в начале каждого учебного года заполняется таблица по классам (она находится в классном журнале до окончания учебного года, где педагогам при работе с ребенком, имеющим нарушение зрения, рекомендовано учитывать определенный фон при работе с наглядностью, контрастность, определяется размер наглядных пособий, толщина контура и размер буквы (символа) для шрифта. Использование подставок рекомендуется в обязательном порядке обучающимся со сходящимся косоглазием, но в то же время категорически запрещается детям с расходящимся косоглазием.

Рекомендации тифлопедагога учителя и воспитатели используют при проведении уроков, внеклассных мероприятий, во внеурочной и воспитательной работе.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие методические рекомендации по адаптации окружающей среды дома и в школе:

1. Избегайте яркого света из окон. Никогда не сажайте воспитанника лицом к прямому источнику света. Источник света должен находиться за спиной ребенка или сбоку.

2. Не забывайте, что некоторые учащиеся крайне чувствительны к свету. Другим, чтобы хорошо видеть, требуется яркое освещение.

3.Избегайте отсвечивающих рабочих материалов: используйте небликующие или поглощающие материалы.

4. Учебные материалы должны быть четко представлены на однотонном фоне. В рабочей зоне (на доске, на парте, на столе) не должно быть ничего лишнего. Старайтесь не перегружать информацией листы с домашними заданиями.

5. Используйте любые возможности для развития зрительного опыта в повседневных делах. Функциональное зрение нужно использовать в течение всего дня, а не только во время занятий!

6. Постепенно переносите упражнения, посвященные развитию зрительных способностей из формальной среды обучения в естественную обстановку.

7. Используйте высококонтрастные по отношению к фону материалы.

8. Экспериментируйте с формами, цветом, размерами, контрастом, числом предметов, расстоянием и временем, чтобы создать для обучающегося эффективную среду обучения.

Источник

девочка с очками в очках

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

Читайте также:  Упражнения на развитие внимания ребенка 7 лет

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

очки и буквы

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушения зрительных функций относятся:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности, которые вызывают аномалии при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные после рождения (травма глаз, инфекция и т.д.);
  • плохая наследственность (глаукома, катаракта и другие проблемы со зрением, которые диагностировали у родственников).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

педагогическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Психологические особенности

дети в очках

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Читайте также:  Созревание мозга ребенка развитие речи

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

нарисованная девочка в очках

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Профилактика нарушений зрения у детей

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Источник