Роль родного языка в развитии личности ребенка на башкирском языке
Изучение родных языков в школах района организовано в соответствии с Законами «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 гг.
В нашем районе ведётся изучение 4 родных языков. Вместе с тем тревожит сокращение количества обучающихся на родных языках. За последние 3 года по району оно уменьшилось на 5% и составляет 60% (по республике 73%). Значительная часть учащихся недостаточно владеет родным языком. А ведь именно язык является выразителем души народа, любого, независимо большого и малого. В родном языке заложены основы национальной духовности, он несёт в себе традиции народа и тепло первых родительских слов над колыбелью, именно через него открываются двери собственной и общечеловеческой науки и культуры. Недаром в народе говорят: «Знание родного языка открывает путь к сердцу». Не обучая детей родному языку, мы обделяем их, обрекаем на духовную ущербность, неполноценность. Лишь человек, умеющий ценить свой родной язык, в состоянии сознательно уважать и понимать язык другого народа, быть толерантной и высокоадаптированной личностью.
Задача сохранения родных языков важна для всех народов.
На земле живут люди разных национальностей, их объединяют языки, которые рождены самими же людьми. Важной задачей перед человечеством стоит сохранение своего родного языка, как неповторимого феномена. Действительно, на сегодняшний день по данным ЮНЕСКО в мире существует около семи тысяч языков, но большинство из них под угрозой исчезновения, потому что в печати, в просвещении, а также в других областях используется только одна четверть из существующих языков.
Принимая к сведению эти данные созданы нормативно-правовые документы по сохранению и развитию языков. В Российской Федерации в системе образования изучается 77 языков. Однако, изучаются, как родные только 14. В начальных классах изучение родному языку ведётся на 30 языках, другие же языки, к сожалению, изучаются только как предмет.
В Республике существует около более 30-ти национальных объединений, выходят газеты и журналы на семи языках, радио и телевещания осуществляются на нескольких языках, разработаны такие программы как, «Народ Башкортостана», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан.». В начале этого года утверждена государственная программа «Башкиры Российской Федерации»
Рост и развитие национального просвещения – это одна из главных задач Министерства Образования Республики Башкортостан. Сегодня в школах Башкортостана изучается всего 14 языков. Башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский языки изучаются как родные, а мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский изучаются, как предмет. В Республике 73% не русских детей обучаются на своём языке, но изучают родной язык как государственный.
Язык – хранитель культуры и традиции.
Как известно, язык является важнейшим средством человеческого общения.
В то же время он является одним из основных признаков нации (народа), и судьба его прямо связана с судьбой всего народа, носителя данного языка, с его духовным миром и самосознанием. В этой связи уместно вспомнить слова, высказанные ещё К.Д.Ушинским: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, он есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!… Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ…. Отнимите у народа всё — и он всё может воротить; но отнимите язык – и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка – никогда, вымер язык в устах народа – вымер и народ». Значит, язык является не только универсальным средством общения, но и важнейшим средством выражения, сохранения и передачи из поколения в поколение национальной культуры.
Башкортостан – многонациональная республика, соответственно и языковая ситуация в ней довольно сложная. Здесь проживают представители нескольких десятков (свыше 70) национальностей, из них более десяти (русские, башкиры, татары, чуваши, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, удмурты, латыши, немцы и др.) имеют компактное расселение в пределах одного села, района и общаются между собой на родном языке. В республике существует несколько типов двуязычия, но основным является, как и во всей стране, национально-русское двуязычие, которое проявляется во множестве конкретных вариантов (башкирско-русское, чувашско-русское, марийско-русское и.д.). Распространение национально-русского двуязычия, как основного типа двуязычия, объясняется тем, что русским языком как средством межнационального общения, как языком посредником в той или иной мере владеют все нерусский народы нашей республики.
Как вытекает из самого термина, двуязычие означает владение двумя языками, соответственно национально-русское двуязычие – это владение родным и русским языками. Такая трактовка термина даёт основание говорить о гармоничном двуязычии, которое предполагает равноценное, одинаково свободное владение двумя языками. Гармоничное двуязычие – это политическое равноправие языков, предполагающее равные условия или овладения ими и равные условия для их функционирования. В этой связи возникает вопрос: какими должны быть социальные основы для функционирования гармоничного двуязычия, какие общественные функции должен выполнять каждый из языков в условиях гармоничного национально-русского двуязычия?
Сегодня мы с гордостью заявляем, что все нерусские народы нашей республики двуязычны. Но можно ли при этом сказать, что двуязычие гармоничное? К сожалению, ответ не всегда будет положительным. Снизился социальный престиж родного языка нерусских народов.
Видя непрестижность своего родного языка, образование на нём, некоторые родители (к сожалению, их очень много) отказываются от изучения родного языка, лишая детей тем самым возможности получить такое интеллектуальное развитие, какое они могли бы получить на родном языке. Отказывая ребёнку в родном языке, эти родители обкрадывают его духовно и умственно. Дело в том, что именно родной язык раскрывает все способности человека, формирует его национальное самосознание, является хранителем национальной культуры и традиций и данного народа.
Родной язык начинает формироваться в сознании с колыбели, через него ребёнок познаёт окружающий мир, на нём он учится выражать свои мысли, чувства и переживания.
Язык каждого народа уникален и неповторим, поэтому нельзя заменить родной язык другим вторы, поэтому важно изучение и развитие родного языка, сохранение его чистоты и самобытности.
Литература:
- Агидель. 2008, № 3, с.149-155.
- Калтасинская заря. 2009, № 26, с.2.
МОБУ КРАСНОХОЛМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ДОКЛАД
ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.
ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.
ВЫПОЛНИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ АРСЛАНОВА РАМИЛЯ ХАМЗИЕВНА
КРАСНОХОЛМСКИЙ – 2009
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Берегово -Сыресевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад:
«Роль эрзянского языка в будущей жизни ученика»
Подготовила : Чуракина Т.П.
учитель начальных классов
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится значительное время. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который я назвал бы детством родного языка, его изучение прививает «культурность» (т.е. умение говорить и писать). Посредство родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка — дело весьма ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ…Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»
Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы..
.
Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:
- Республика Мордовия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
- любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
- полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая речь.
Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.
Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.
Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.
Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.
Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.
Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам .
Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Я всегда стараюсь прививать к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родного края .
Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Вот уже 28 лет я занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки эрзянского языка в уроки душевной радости, отдыха для наших детей.
При обучению эрзянскому языку я ставлю перед собой такие цели:
1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка.
2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры.
3. Увеличение словарного запаса учащегося.
4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм эрзянского языка.
При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера. Не секрет, что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если оно знали родной язык) совсем перестают говорить на нём , полностью переходя на русский. В последние годы эта ситуация исправляется. Дети русской и других национальностей желают изучать языки коренных народов Мордовии, познакомиться с их богатым культурным, литературным наследием.
Поэтому с первых лет работы в школе я стала искать, придумывать игры: дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и коллективные. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Провожу серии уроков-путешествий, посвященных Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях — наших земляках. У них впервые, может быть,
возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые .
В работе с родителями стараюсь опираться на детей, как на своих сообщников: прошу их рассказывать о том, что они узнают на уроке- пересказать сказку, легенду, спеть песню, рассказать стихотворение.
Нередко родители узнают что-то о своём народе от своих детей. Приглашаем их на все наши мероприятия.
Родной язык… К нему надо относится как к родному. Так хочется , чтобы изучение родного языка стало для детей ещё привлекательнее .В процессе воспитания любви ко всему родному , наряду с семьёй, огромную роль играет учитель. Не только знания передаёт он своим ученикам, каждому из них он передаёт частичку своего сердца , мировоззрения.
В заключении следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси, иностранным языкам. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.
Источник
Язык
народа- никогда неувядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку,
можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И
любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только
через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет
начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре
другого народа, рядом с которым живешь и учишься. Закон « О языках народов РФ» стал гарантом сохранения и развития родных языков
народов, населяющих нашу республику, дал русскому, башкирскому языкам статус
государственного. Положительные
изменения в республике по отношению к родным языкам дают свои плоды и в нашем
районе.
Мы живем в
Дагестане, изучаем языки,
культуру Дагестана, тем самым обогащаем
себя духовно. И родной язык становится
основным фактором формирования национально-духовных основ личности.
Обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики страны. Содержание духовно-нравственного развития и
воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными
ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от
того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от
поколения к поколению. Духовно- нравственное развитие и воспитание личности в
целом является сложным, многоплановым процессом. О но неотделимо от жизни человека во всей её
полноте и противоречивости от семьи, общества, культуры, человечества в целом,
от страны проживания и культурно- исторической эпохи, формирующей образ жизни
народа и сознание человека. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко нравственное воспитание и развитие личности
происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено
всем укладом школьной жизни. В языке народа сосредоточена духовная жизнь
нации, одухотворен народ и его родина.
Язык – живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык
является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно,
откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. Принцип народности
связан и с задачами формирования
личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему Отечеству, гуманности,
правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства
самолюбия его правильном понимании,
эстетического отношения к жизни. Ведь
роль родного языка в формировании и
развитии личности настолько велика, что ее трудно переоценить. Родные языки уникальны в том отношении, что
они накладывают свой отпечаток на каждого человека с момента рождения, наделяя
его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря
на то, что впоследствии человек овладевает и другими языками.
Мы, учителя родного языка и литературы
(кумыкского), стараемся пробудить любовь к своему предмету у каждого
ученика. Ежегодно участвуем в районных,
республиканских олимпиадах, конкурсах, посвященных юбилеям народных поэтов,
писателей, юных сказителей и занимаем
призовые места. Ежегодно проводим
предметные декадники, где инсценируем отрывки из произведений писателей и
поэтов кумыкской литературы. Ежегодно учителя принимают участие в профессиональном конкурсе « Лучший учитель
одного языка». Открытые уроки родного языка тоже помогают раскрыться душам
детей, так как здесь они могут свободно изливать свои сокровенные чувства и
мысли на родном языке. Творческие работы детей регулярно печатаются на
страницах районных изданий.
Источник