Что такое наследственность и как она влияет на развитие ребенка

Что такое наследственность и как она влияет на развитие ребенка thumbnail

Главная>>Дети
и семья>>Дошкольники>>Часть
2>>Наследственность у детей

Роль наследственности в развитии детей

Наследственность у ребёнка  Ожидая
рождения ребёнка на свет, будущие мамы и папы задумываются о том, каким будет
их малыш, какая будет наследственность у ребёнка. Ведь известно,
что роль наследственности в развитии ребёнка очень важна. Бывает,
что мнения супругов расходятся, потому что папы, по большей части, жаждут появления
сына на свет, будущего наследника, будущего главу
семьи. Мамы хотят дочку, будущую опору в старости.

Иногда, в редких случаях, когда очень сильно везёт, появляется на свет разнополая
двойня. Тогда счастью
в семье нет предела. Ведь выполнены желания обоих супругов. И, по возвращении
из роддома, молодых супругов встречают собравшиеся по этому поводу родители
мужа и жены. И, как правило, начинается обсуждение, чью наследственность
ребёнок получил, на кого похож по лини отца или матери. Бывает, что возникают
что возникают споры о наследственности ребёнка, порою очень острые.

Ни для кого не секрет, что внешность определяется наследственностью ребёнка.
Её программа формируется в ядре клетки, которая получилась в результате слияния
яйцеклетки и сперматозоида. Любая клетка человека, кроме половых, содержат 46
хромосом. Половые клетки содержат 23 хромосомы. Для развития ребёнка необходим
полный набор из 46-ти хромосом, это и происходит при оплодотворении. Причём,
женские клетки содержат только Х хромосомы, а мужские — как Х, так и У. Если,
произойдёт встреча двух Х хромосом, то развивается и родится девочка. Если Х
и У хромосом — то мальчик.

Поэтому, жаловаться на женщину, что родилась дочь, а не сын, мужьям не следует.
По крайней мере наука не доказала, что причина этого в матери. И пока не найдёно
таких мужчин, у которых были бы лишь У хромосомы. Поэтому, за пол ребёнка несут
равную ответственность оба супруга.

Наследственность у ребёнка — это не только пол и внешние черты родителей, но
и внутренние данные. И даже биохимические процессы, протекающие в организме,
определяются наследственностью у ребёнка. Это называется «генотип».
Гены — сложные образования, расположенные в хромосомах, именно они определяют
наследственность у ребёнка: цвет глаз, волос, кожи, форму лица, телосложение,
группу крови и многое другое, присущее этому ребёнку и полученное от далёких
предков отца и матери. Врачи-генетики, изучающие вопрос наследственности, называют
это «генеалогическим деревом».

Роль
наследственности в развитии ребёнка велика, но она не определяет личные качества
человека. Они формируются с младенчества под действием социальных факторов.
И в течении всей жизни ребёнок, а потом и взрослый человек приобретает свои,
индивидуальные качества. Это называется «фенотип» и по наследству
он не передаётся. Поэтому можно с уверенностью сказать, что генов, ответственных
за гениальность, не выявлено. Однако, по мнению и мужчин
в семье и женщин
в семье и бабушек с дедушками, их ребёнок исключителен, почти что гениален.
Обусловлено это сильным эмоциональным восприятием малыша.

Нередко взрослые воспитывают
ребёнка в семье эгоистом. Это бывает в следствие бесконтрольного внимания
и завышенной оценки со стороны родителей и, особенно, если в семье растёт один
ребёнок. Все капризы ребёнка воспринимаются как проявление необычного интеллекта.
И родители потакают эгоистическим капризам ребёнка и не приучают его к выполнению
своих обязанностей
в семье. И во взрослом возрасте, встретив трудности на пути, этот человек
терпит неудачи. Эгоизм, воспитанный в нём, ведёт к развалу уже его собственной
семьи.

Воспитание детей в семьеБывает и так, что прилагаются большие усилия для умственного и физического
развития ребёнка, а они зачастую безуспешны. В сложной биохимической программе,
возможно, нарушена деятельность генов. Это называется мутацией. И происходят
мутации под влиянием различных вредных факторов. Возможно, проблема
алкоголизма в семье стала причиной мутации генов.

Казалось бы, о вреде алкоголя всё известно и молодожёны не должны допускать
«пьяного
зачатия», ведь оно в ста процентах случаев повлияет на наследственность
ребёнка. Но часто на свадьбах молодожёны сидят за праздничным столом в нетрезвом
состоянии. А если в эту ночь наступит зачатие? Или, возможно, оно уже есть.
И невеста, счастливая, выпивает, наравне с женихом, по-видимому, от счастья.
Вот таким образом будущие родители «позаботились» о наследственности
ребёнка. И ребёнок появится на свет слабым, часто болеющим и нервным. И это
в лучшем случае.

Читайте также:  Основные показатели развития ребенка до года

Все болезни человечества делятся на три группы: первая — болезни, которые не
зависят от наследственности; вторая — болезни, передающиеся только по наследству;
третья — болезни, которые могут развиться, если есть наследственная предрасположенность.
Последние проявляются при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды
и неблагополучных жизненных ситуаций. И если вступают в брак парень и девушка,
у которых есть одинаковые болезни по линии родителей, то вероятность передачи
этих болезней своему ребёнку возрастает.

Известно, что в крови 88-ми процентов людей есть белок, передающийся, как наследственность
ребёнку от родителей. Если у беременной женщины он отсутствует, т.е. у неё отрицательный
резус-фактор крови, то плод, у которого положительный резус-фактор от отца,
начинает вырабатывать активные вещества у женщины в организме. Первая беременность
хорошо переносится. Если и во время второй беременности плод будет с положительным
резус-фактором, то наступит реакция и малыш появится с признаками гемолитической
желтухи. Современная медицина способна спасти малыша путём обменного переливания
крови. Но следующие беременности могут обернуться трагично.

У женщин, безуспешно пытавшихся прервать свою беременность с помощью медицинских
препаратов, появляются малыши с врождёнными дефектами. Свою фатальную роль «чудо-таблетки»
могут сыграть на ранних сроках, когда происходит формирование органов и систем
ребёнка. Прерывают беременность женщины очень часто, хотя чисто биологически,
для женщин почти нет нежелательных беременностей. Зато есть страх перед трудностями,
проявление слабоволия, советы других, которые кажутся убедительными. Всё это
заставляет женщину сделать ложный шаг.

Говоря о счастливой семье, мы должны помнить и о здоровье
детей, думать о том, какая наследственность ребёнку достанется. Но, наличие
у кого-то из родственников генетического заболевания не должно вызывать пессимизм
относительно будущей наследственности ребёнка. Для правильного принятия решения
необходима консультация грамотного специалиста по наследственным болезням. Прежде
всего, это в интересах самих супругов.

Брак — дело добровольное. И пытаясь создать счастливый
брак, нужно помнить, что чем больше свобода в действиях у супругов, тем
большую ответственность придётся нести за созданную новую семью и за наследственность
детей в семье.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Источник

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Читайте также:  Методика диагностики умственного развития ребенка

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).

Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

Читайте также:  Математическое развитие логики ребенка

· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Источник