Методику история развития ребенка

Предлагаемая
процедура беседы с родителями ребенка
позво­ляет наглядно увидеть и
охарактеризовать следующие аспекты
со­циальной ситуации развития:

объективную
картину
реальных
событий и обстоятельств жиз­ни ребенка,
его положение в окружающем социуме,
связи, вза­имоотношения с членами
семьи и другими взрослыми и детьми;

субъективную
картину,
связанную
с переживанием ребенком этих событий,
обстоятельств, взаимоотношений, с
позиции родителей.

У консультанта и
родителей ребенка появляется возможность
проанализировать изменения содержания
социальной ситуации на каждом возрастном
этапе жизни ребенка.

В
процессе беседы консультант может
выявить родительские ус­тановки,
их представления о внутреннем мире
ребенка, психоло­гические защиты,
готовность взрослых к изменению своих
воспи­тательных воздействий. Фиксация
последовательности событий и связанных
с ними переживаний создает условия для
рефлексии родителями целостной картины
жизни ребенка, причинно-след­ственных
связей, локуса ответственности за
сложившуюся ситуа­цию.

Построение беседы
определенным образом позволяет
консуль­танту выбрать и удержать
необходимый для совместной работы фокус
обсуждения. Рассказ родителей об истории
развития их ре­бенка в заданном ключе
дает консультанту возможность
целенап­равленно выбрать необходимую
стратегию обсуждения собранных фактов
и мнений.

И, наконец,
документально зафиксированные результаты
бесе­ды с родителями позволяют
неоднократно возвращаться к графи­ческому
изображению истории жизни ребенка,
сравнивать с ним результаты
диагностических проб, полученных в ходе
работы с ре­бенком
(например, беседа «Радости и огорчения
в моей жизни»).

Показаниями к
использованию такого варианта беседы
могут выступать:

1
Разработана и апробирована в практике
школьной психологической службы в
совместной работе с Н.В. Карабековой.

19

  • трудности
    возрастного развития дошкольника,
    младшего школьника и подростка (принятие
    возрастного статуса, оценка особенностей
    социальной ситуации развития и др.);

  • межличностные
    конфликты, проявляющиеся в непонимании,
    отвержении ребенка родителями, учителями
    или сверстниками;

  • внутриличностные
    конфликты ребенка, проявляющиеся в
    одиночестве, замкнутости, агрессии,
    жестокости и др.;

  • нарушение поведения
    школьника (пропуск уроков, сниже­ние
    успеваемости и т.д.).

Оборудование и материалы

Два бланка: «Лист
1. История развития ребенка до школы»
и «Лист 2. История развития ребенка в
школе» (см. приложение 2).

Каждый
бланк содержит три пространственные
части. Централь­ная (внутренняя)
представляет собой своеобразную «линию
жизни» ребенка, разбитую на интервалы,
соответствующие годам его жизни до
поступления в школу (лист 1) и после
(лист 2). Относительно каждого года
выстраивается событийный ряд жизни
ребенка.

В соответствующие
внешние части листа заносятся
представле­ния родителей о переживаниях
ребенка относительно показанных
событий: в верхнюю — положительные, в
нижнюю — отрица­тельные (модальность
переживаний на листе обозначается
соот­ветственно «+» и «—»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Категория развития, в каком бы возрасте ни находился ребенок, предусматривает обязательное обращение к ее истории, то есть до того пути, который она прошла до момента обращения к специалисту. Исследование определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей в течение нескольких лет, во время которого используются методы эксперимента, наблюдения и тестирования, называется лонгитюдным (от англ. Longitude — продолжительность).

В соответствии с принципами интегративного оценки развития ребенка сбора психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — это система объективных данных, что позволяет предположить причину и возможные механизмы возникновения того или иного варианта нарушенного развития. Следует отметить, что почти все специалисты уделяют большое внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода (Л. С. Выготский, Л.Т. Журба, С.Д. Забрамна, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская , В.И. Лубовский, А.Н. Масткжова, А.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Я. Рубинштейн и др.).

Сбор психологического анамнеза, бесспорно, может основываться на уже известных фактах из истории развития ребенка (данные медицинского анамнеза). Однако нельзя эти данные отождествлять, поскольку процесс сбора данных о психологическом развитии ребенка имеет конкретную цель и задачи и достаточно специфической совокупностью «тем», в отношении которых проводится беседа.

Как показывает практика, часто психолог — первый специалист, к которому обращаются за помощью, он не располагает данными о медицинском анамнез, в связи с чем должен оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до рождения) самостоятельно. В любом случае умение анализировать и оценивать информацию, считается прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно если речь идет о специальном (в частности логопсихолога) или клинического психолога, который работает с детьми с нарушениями в развитии.

Даже при условии условно нормативного развития можно и даже нужно оценивать закономерности нейробиологического развития, важным компонентом которого является оценка соматического состояния, его динамики в процессе развития ребенка как одного из факторов каузального (причинного) уровня индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Чрезвычайно важным для изучения истории развития ребенка является состояние матери (не только в период беременности, но и в первые годы жизни ребенка). Бывают случаи, когда нужно исследовать состояние отца и других членов семьи. Тем или иным причинам болезненного состояния родителей (особенно матери) в первые годы жизни ребенка — принципиально важная информация для психолога, так как появляется возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гиперафективну взаимодействие в диаде «мать — ребенок «, даже о возможных трудностях формирования ощущения привязанности (по Дж. Боулби) или базового доверия (по Б. Эриксону). Поэтому в современном подходе к изучению истории психологического развития ребенка предусматривается обязательное исследование психологом тех данных, которые рассматриваются исключительно в парадигме медицинского подхода, но касаются и психологического анамнеза.

Читайте также:  Развитие костной системы у ребенка в месяц

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора психологического анамнеза, психологу нужно ознакомиться с результатами всех предыдущих обследований и проанализировать эти данные с точки зрения психологического развития ребенка.

Опираясь на условия нормального психогенеза, психолог при изучении истории развития ребенка должен уделить особое внимание узловым моментам развития. Анализируя их, можно установить несогласованность составляющих психического развития в их качественных изменениях (опоздание или ускорение формирования определенной составляющей и т.д.). Знание о узловые моменты развития дает возможность оценить отклонения, недостаточность развития отдельных функций или процессов.

Итак, в процессе анамнеза особое внимание психолог должен обращать на особенности развития в периоды: 2,5-3 месяцев, 7-8 месяцев, одного года, 18-24 месяцев, 2,5- С лет, 5,5-6,5 лет, 9-10 лет.

Конечно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за короткий период опроса родителей невозможно. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии собственной диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные составляющие сбора психологического анамнеза (условия и особенности течения беременности и родов; ранней моторный и психоэмоциональное развитие, история развития ребенка до трех лет, от трех до пяти лет и др.) могут сокращаться или, наоборот, расширяться и детализироваться. Но указанные узловые моменты нужно проанализировать в любом случае.

Д.Б. Бльконин заметил, что психологическая диагностика должна направляться не в отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции имеющихся отклонений.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать характеру заболевания ребенка, учитывая структуру основного дефекта и вторичных отклонений, а также особенности, присущие определенному возрасту ребенка, включая специфику ведущей деятельности.

Психологическая диагностика и психологическая коррекция — процессы, дополняющие друг друга. При этом в структуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни одно психологическое тестирование не может обнаружить коммуникативные способности личности, так как это наблюдается в процессе групповых психокоррекционных занятий. Во время игровой психокоррекции лучше отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время психологическая диагностика имеет значительные коррекционные возможности, особенно в процессе использования учебного эксперимента. Прежде чем решить вопрос о необходимости психологической коррекции, следует проявить особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.

Источник

/О беременности/Беременность/Образ жизни во время беременности

Пренатальная педагогика — что это такое?

  • Что чувствует ребенок до рождения
  • Методики пренатального воспитания

    • Система МИРР (Методика Интеллектуального Развития Ребенка) Павла Викторович Тюленева
    • Система «Сонатал» Михаила Львовича Лазарева
  • Пренатальное воспитание по наитию

    • Говорите
    • Пойте
    • Поглаживайте
    • Питайтесь правильно

Наверняка вы слышали привлекательные лозунги, призывающие молодых мам заниматься развитием ребенка с рождения: «Плавать раньше, чем ходить!», «Читать раньше, чем ходить!» (кажется, ходить ребенок начнет лет в 10, не раньше… ) Однако сегодня считается, что и этого мало! Ребенка нужно воспитывать с момента зачатия, считают адепты пренатальной педагогики. Как и зачем?

Что чувствует ребенок до рождения

Наверное, самый впечатляющий пример «дородового воспитания» приведен в книге «Тайная жизнь вашего неродившегося ребенка» Томас Верни. В ней Борис Бродт, дирижер из Канады, утверждал, что виолончельные партии в некоторых произведениях казались ему хорошо знакомыми, хотя он разучивал их с оркестром впервые. Он выяснил, что именно эту музыку разучивала его мать-виолончелистка во время беременности.

Достоверность этой информации подтвердить трудно, и вовсе невозможно решить, все ли дети музыкантш запоминают музыку внутриутробно, или Борис исключение. Однако есть и статистические исследования, подтверждающие, что новорожденные помнят фрагменты жизни до рождения.

Наиболее убедительное исследование было проведено в университете Северной Каролины в США психологами Энтони Декаспером и Мелани Спенс (результаты опубликованы в журнале «Infant behavior and development» (№9, 1986)). Они просили 33 беременных женщин проигрывать на магнитофоне определенную записанную ими сказку два раза в день в течение последних шести недель беременности. Сказки подбирали таким образом, чтобы число повторяющихся слов было примерно одинаковым. После родов ученые продолжили эксперимент с младенцами, родившимися с близкой массой тела и одинаковыми баллами шкалы АПГАР.

Через несколько дней после рождения младенцам надели наушники дали послушать две разные сказки в аналогичной редакции (то есть, ни голос, ни скорость чтения, ни строение фраз существенно не отличались). Реакцию детей проверяли специальными сосками, которые замеряли интенсивность сосательных движений. Десять из двенадцати новорожденных изменили скорость сосания, слушая известную им сказку.

Эксперимент был проведен в различных вариациях (к примеру, малыши слушали запись сказок в исполнении чужих мам), но результат оставался статистически достоверным – дети узнавали сочетания слов, а не просто голос, который слышали до рождения.

Методики пренатального воспитания

Результаты экспериментов воодушевляют: значит, можно во время беременности обучить ребенка музыке и литературе? Не стоит возлагать на таланты новорожденных чрезмерных надежд, однако даже в России разработали несколько методик пренатального воспитания, которые будущие мамы могут взять на вооружение.
Воспитывать раньше, чем родить! Пренатальная педагогика - что это такое?

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в первые дни

Система МИРР (Методика Интеллектуального Развития Ребенка) Павла Викторович Тюленева

Система активно продвигалась автором в начале 90-х годов прошлого века, однако приобрести ее можно до сих пор. Сразу предупреждаем: автор МИРРа – человек своеобразный, и, вполне возможно, его методы воспитания вызовут некоторые ассоциации с сектантством; уж слишком настойчивы упоминания о «зарубежных врагах» строящих козни против юного поколения россиян, слишком агрессивны нападки на «конкурентов» — методики Домана и Монтессори. Себя Павел Тюленев позиционирует как новатора, разработавшего систему воспитания «человека новой эры» и обещает, что дети полностью воспитанные по его методике к 18 годам будут иметь 4-5 высших образований, как технических, так и гуманитарных. Вот что пишет в своих рекомендациях сам автор:

— В период беременности вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем — сначала «Химунок», а затем, с 4-го месяца добавляется «Слышунок»…

— Будущей маме надо озвучивать по 10 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10 программам МИРР. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе…

— Если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

— Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к дилетантским рекомендациям, включая  книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех — уже поздно!»), Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Негативные рекомендации оставим на совести автора, а пока поговорим о той самой системе «Сонатал», которую Павел Викторович горячо не рекомендует.

Система «Сонатал» Михаила Львовича Лазарева

В отличие от предыдущего автора, развивающего свою методику в рамках альтернативной педагогики, Михаил Лазарев – педиатр, доктор наук, работающий в системе минздрава РФ. Его предшкольный курс «Здравик» можно и сейчас приобрести в книжных магазинах. А вот выпущенная 10 лет назад книга «Мамалыш, или рождение до рождения» стала уже библиографической редкостью.

Не только врач, но и выпускник музучилища, Михаил Лазарев стал авторов более чем тысячи песенок в изобретенном им самим жанре «Для мамы и малыша». По заверению издателей, материал книги позволяет любой маме, не имеющей музыкального образования, в домашних условиях с первых дней беременности проводить развивающие занятия с пренатальным ребенком – мамалышом с помощью СД-дисков, на которых записано 367 песен и пять детских опер. Музыка записана и голосом и без (фонограммы).

Сам автор методик уверждает, что

— На 20 тысяч детей, рожденных в Набережных Челнах, почти нет детей с бронхиальной астмой и тугоухостью. Большинство мам этих детей кормили их грудью не менее чем до 1 года. Дети опережают сверстников по всем психофизиологическим показателям.

Пренатальное воспитание по наитию

Если вы не очень-то доверяете специалистам, которые уверены, что знают, как правильно воспитывать вашего нерожденного ребенка, можете совершать несколько простых действий, которые пойдут на пользу ребенку и будут приятны вам.

Говорите

Как уже доказано учеными, ребенок не просто слышит маму и папу, и даже не просто узнает их голоса, но способен запомнить сочетания слов. Чаще говорите ему приятные вещи: какой ваш малыш милый, умный, славный, как вы любите и ждете его. Конечно, понять смысл ваших слов он сможет гораздо позже, но на всю жизнь эти фразы станут самыми узнаваемыми и запомнившимися.

Пойте

Малыши отлично слышат и запоминают мелодии – постарайтесь обеспечить будущему ребенку гармоничную музыкальную среду, даже если сами придерживаетесь других музыкальных предпочтений. Небольшой лайфхак: если вы будете петь колыбельные во время беременности, то потом этими песенками сможете быстро успокоить новорожденного.

Поглаживайте

Прикосновения – это то, что ваш малыш чувствует так же, как и звуки. Мягкие, нежные прикосновения приятны ребенку, хотя он не может адекватно на них ответить. Варьируйте типы прикосновений: поглаживайте животик, постукивайте пальцами или перебирайте ими, словно играете гамму на пианино, похлопывайте.

Читайте также:  Эмоционального развития ребенка и его нарушений

Питайтесь правильно

Один из популярных на западе приемов пренатального воспитания – разгрузочные дни. Предполагается, что ребенок, ощутивший снижение уровня питательных веществ, будет вынужден энергичными движениями напомнить маме, что «пора идти на охоту» и, таким образом, укрепится связь мать-ребенок. Мы, разумеется, не советуем экспериментировать с диетой без консультации вашего лечащего врача, однако разгрузочные дни – действительно обычная практика в акушерстве. Воспринимайте их не просто как диету, но еще и как воспитательный момент!

Вообще же вкус амниотической жидкости может немного меняться в зависимости от диеты мамы. Даже если вы едите только продукты, одобренные вашим гинекологом, вы можете заметить, что в одни дни ребенок ведет себя спокойнее, чем в другие. Попробуйте проследить закономерность между особо резкими и неприятными движениями малыша и съеденным накануне. Быть может, вам удастся «договориться» до меню, которое будет полезно и приятно вам обоим?

Желаем всем легкой и приятной беременности и здоровых деток!

9.01.2017

Подготовила Екатерина Ершова

  

muza86 писал(а):
вчера рассказвала что такое весна. ротик варежкой прикрыла и рассказывала)))) лишь бы за ку-ку не приняли))))
Kimi_Diana писал(а):
А-то ещё в дурку упекут прохожие )))

Девочки, при посторонних можно делать вид, что по телефону разговариваете

Возможно, вам будет интересна новая статья на нашем сайте:

Наверняка вы слышали привлекательные лозунги, призывающие молодых мам заниматься развитием ребенка с рождения: «Плавать раньше, чем ходить!», «Читать раньше, чем ходить!» (кажется, ходить ребенок начнет лет в 10, не раньше… )

Однако сегодня считается, что и этого мало! Ребенка нужно воспитывать с момента зачатия, считают адепты пренатальной педагогики. Как и зачем?

Пренатальная педагогика — что это такое? Воспитывать раньше, чем родить!

А я сейчас играю с дочей в игры От Nattsy (знаю что не спит) — так притихла
Нам 38,5 нед

Хорошая темка! сейчас поиграла с малышом — так он так зашевелился, понравилось!!

Спасибо

Очень классная информация. А то все кругом говрят, что нужно разговаривать с малышом, а я вот не знаю что говорить. А тут все четко и понятно. Теперь будем играть с малышкой. Спасибо

мы книжки детские на ночь читали и разговаривали.. Говорила что мама и папа любят малыша))

Ксю
(11/07/2012)

Девочки, какие вы умнички, сколько полезной информации!!!

Дианочка, спасибо тебе!

а наша партизанка пока не реагирует на наши просьбы, просили ее пару раз пнуть-тишина, не знаю почему. может потому что больше с ней про себя пока разговариваю,чем в слух,а может не привычная просьба для лялечки была

а вот музыку мы в основ слушаем: король и шут, пикник, ария-это пока едем с папой в машине, ребенок спокое-даже боюсь что у нас за меломанша будет

Я будучи беременной доченьке читала книжки и пела песни, реакция была моментальная — сразу же начинала прыгать в животе, как мячик.

девочки, я прочитала книжку «Воспитание в утробе матери». Выкладываю и сюда тоже свою майнд-мапку по итогам прочтения. Надеюсь, пригодится.

Я включаю детские песенки и подпеваю, я уже точно знаю что малышу нравится песенка мамонтёнка и большой медведицы — животик так и гуляет в разные стороны — особенно ручки

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:

а ещё когда папа начинает звать нашего сынулю — он всегда ему отвечает пинком или тот когда руки к животику прикладывает — малыш реагирует

у нас папочка очень интенсивно с дочей общается-у них своя волна !А еще девочки оболденная вещь сонатал-школа,мы с малышом там занимаемся !Малыш еще в животике,а уже развивается по определенной программе

А мы с папой вместе разговариваем, уторм здороваемся, вечером узнаем как прошел у него день, папа песни поет перед сном,я днем. вчера рассказвала что такое весна. ротик варежкой прикрыла и рассказывала)))) лишь бы за ку-ку не приняли))))

Молодцы девчонки! Я тоже в душе с сыночком беседую и пою. А песенку про белого медвежонка мы тоже знаем. Я у него еще спрашиваю нравиться ему или нет как мама поет. Отвечает умеренным толчком, я перевожу как «Да» и пою еще!

Мой лялик колыбельную медведицы тож любит! а еще мы гимнастикой под оптимистичную музычку занимаемся — я вот оч люблю песенку «Там где на белом свете….труться спиной медведи», под нее так и хочется всем чем ни попадя крутить, как бы вертя земную ось , так вот я когда зарядочку делаю, мой ляль толкоться энергичненько так именно под эту песню начинает, наверное тож там зарядку делает

Источник